У Аллаха за пазухой. Духовный лидер Ирана оказался самым богатым человеком мира
Аятолла Хаменеи, духовный лидер Ирана, уже четверть века удерживающий в своих руках всю власть в стране, оказался самым богатым человеком мира: ему принадлежит бизнес-империя стоимостью почти $ 100 млрд, пишет Наталия Мечетная в №46 журнала Корреспондент от 22 ноября 2013 года.
Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи контролирует бизнес-империю стоимостью около $ 95 млрд. Об этом недавно на весь мир сообщило агентство Reuters по итогам собственного расследования, продолжавшегося около полугода.
Эта сумма превышает совокупную стоимость всей нефти, экспортируемой Ираном за год ($ 67,4 млрд), а также состояние Карлоса Слима, мексиканского телекоммуникационного магната и первого богача мира в списке авторитетного журнала Forbes, достигающее $ 73 млрд.
Ядром бизнес-империи рахбара (верховного правителя страны) называют малоизвестную компанию Setad. На данный момент ей принадлежат активы во многих секторах иранской экономики, начиная от банков и заканчивая компаниями - производителями противозачаточных таблеток.
Полное название корпорации - Setad Ejraiye Farmane Hazrate Emam, что означает в переводе с фарси Штаб по исполнению приказов имама. Она была создана по приказу первого лидера Исламской Республики - аятоллы Рухоллы Хомейни незадолго до его смерти в 1989 году для управления и продажи недвижимости, оставшейся без владельцев после исламской революции 1979 года. По замыслу Хомейни, Setad должна была помогать ветеранам войны и беднякам в течение всего двух лет, а затем прекратить свое существование. Однако вышло иначе.
И хотя представители Setad назвали материалы, опубликованные Reuters, неверными и не отражающими истинного состояния дел, опрошенные Корреспондентом аналитики склонны доверять выводам агентства. Ведь политическая система Ирана устроена таким образом, что аятолла практически является шейхом, самым авторитетным человеком в стране, которого нельзя ни критиковать, ни контролировать.
“Он богат в том смысле, что имеет все эти деньги для достижения своих политических целей, а не для ведения личного роскошного образа жизни”, - отмечает в комментарии изданию Дэниел Пайпс, американский специалист по исламу, президент общественной организации Ближневосточный форум.
Богач № 1
Хаменеи - высший правитель Ирана и не подлежит критике, именно поэтому Setad не подотчетна никому, в том числе и парламенту с президентом, а только ему самому.
Первоначальную основу процветания организации Setad составила конфискованная собственность иранских граждан, бежавших за границу после переворота 1979 года. Сейчас, как выяснили расследователи, руководители Setad нашли новый метод обогащения - лишение права собственности влиятельных и опальных граждан через суд.
С целью обеспечения бесперебойной работы иранская организация на законодательном уровне защищена от судебных исков, утверждает один из тайных источников агентства.
Это сделало Setad абсолютно неуязвимой империей, которая разрослась до гигантских масштабов. Из $ 95 млрд ее активов примерно $ 52 млрд приходятся на недвижимость, а оставшиеся $ 43 млрд - на ценные бумаги. То есть общая сумма активов компании на 40 % превышает доходы от экспорта нефти за прошлый год. По информации Reuters, в мае 2013 года Setad выставила на торги около 300 земельных участков (вероятнее всего, отобранных у иранцев), совокупная стоимость которых равна нескольким миллионам долларов США.
Созданная властью бизнесимперия сосредоточила в своих руках исключительное право на конфискацию имущества у граждан, регулярно проводя аукционы.
“Режим хочет выжить любой ценой”, - отмечает в комментарии Корреспонденту Альбер Штаэль, швейцарский специалист по геополитике, основатель и директор Института стратегических исследований в Цюрихе.
В связи с этим ему необходимы подобные фонды, аккумулирующие значительные богатства страны. Причем сколько денег Setad идет на благотворительность и непосредственную помощь малоимущим иранцам, сотрудникам Reuters выяснить так и не удалось.
Согласно конституции Ирана, управление Исламской Республикой осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления религиозного лидера. Попросту говоря, власть в стране полностью сосредоточена в руках аятоллы Хаменеи.
Евгений Сатановский, президент российского Института Ближнего Востока, комментируя по просьбе издания иранские реалии, не склонен сгущать краски. Он проводит параллель между активами, которые приписывают Хаменеи, и так называемыми несметными богатствами российского президента Владимира Путина. Аналитик напоминает, как точно так же западные СМИ писали о том, что Путин является самым богатым человеком в мире, потому что вся экономика России приравнивалась к его личной экономике.
Сатановский подчеркивает, что не стал бы включать Хаменеи в список Forbes, так как аятолла не бизнесмен. В действительности он относится к эшелону высшего религиозного истеблишмента мира и считается опытным политическим игроком.
В то же время эксперты отмечают: экономика Ирана в настоящее время находится в упадке. Уровень инфляции, по официальным данным, насчитывает 36 %, годом ранее - 25 %. Цены на продовольствие в прошлом году увеличились более чем в два раза, безработица составляет около 16 % и продолжает расти.
Пророк в своем отечестве
Сатановский описывает характеризующий Хаменеи факт, как он устранил с политической арены главного конкурента, премьерминистра Мир-Хосейна Мусави. После того как Хаменеи стал верховным аятоллой страны, эта должность была просто отменена. С тех пор Хаменеи твердо держит руль правления Ираном в своих руках, констатирует эксперт.
“В его активе самые разнообразные средства для контроля над Ираном: революционная гвардия, духовенство, басиджи (специально основанная аятоллой полувоенная милиция из добровольцев), официальная полиция”, - в свою очередь отмечает Штаэль. Также он сравнивает систему правления, существующую в Иране, с той, что была в СССР.
К тому же в Иране нет обязательного смещения лидера через каждые пять-семь лет, и, таким образом, можно править несколько десятилетий. В связи с этим Сатановский вспоминает, что в Советском Союзе мало кого смущал тот факт, что советский генсек Леонид Брежнев и все члены политбюро уходили на покой, по его образному выражению, “вперед ногами”.
Хаменеи уже 24 года бессменно правит в Иране, придя к власти после смерти своего предшественника, лидера революции 1979 года аятоллы Хомейни. Теперь 74-летний богослов - главная фигура в стране, претендующей на лидерство в регионе. Аятолла, который кроме всего прочего является главнокомандующим вооруженными силами, может объявлять войну и мир, а также созывать референдум.
Хаменеи лично назначает половину из 12 членов Совета стражей революции, в задачи которого входят утверждение законопроектов, принятых парламентом, и окончательный отбор кандидатов на президентских и парламентских выборах.
Именно он когда-то поддержал и вывел на политический олимп до недавнего времени занимавшего пост президента государства Махмуда Ахмадинеджада. Контролирует аятолла и работу нового президента страны, Хасана Рухани.
Так, Хаменеи одобрил дипломатическую инициативу Рухани, выступившего на заседании Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Последний, в отличие от своего предшественника Ахмадинеджада, не раз позволявшего в отношении Соединенных Штатов крайне резкую риторику, продемонстрировал более адекватное поведение. Хотя и тут Хаменеи не обошелся без критики: по его словам, некоторые моменты были неуместны.
Сам Хаменеи выступает с речами перед иранцами по поводу всех значимых мировых событий. Аналитики считают, что сейчас основными проблемами его правления являются плачевная экономическая ситуация, изоляция на международной арене, а также движение женщин и прогрессивно настроенной молодежи за свои права. Во время арабской весны демонстранты в Иране несли плакаты с изображением аятоллы и скандировали “Долой диктатора!”. Однако благодаря слаженной работе полиции и басиджей арабскую весну в Иране удалось погасить довольно быстро.
Основной головной болью Запада остается ядерная программа Ирана, которую Исламская Республика разрабатывает под прикрытием программы мирного атома. Официальный Тегеран все обвинения отвергает, подчеркивая, что его программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.
В частности, Хаменеи заявил, что ядерная проблема - лишь предлог для Запада в борьбе с Ираном, и если гипотетически этот вопрос решится, американцы найдут десятки других предлогов, таких как ракетные достижения страны или противостояние иранского народа сионистскому режиму.
Правда, Хаменеи отметил, что если бы иранцы хотели иметь ядерную бомбу, их бы не остановила никакая сила.
Однако, по данным израильской разведки, в распоряжении Ирана есть более 4 т обогащенных материалов и около 100 кг урана, обогащенного до 20 %-го уровня. Эксперты утверждают, что этого хватит на четыре атомные бомбы.
Таким образом, Иран скоро станет ядерной державой, а режим нераспространения ядерного оружия закончится развалом, уверен Сатановский.
В мире, по словам эксперта, будет некоторое количество государств с небольшими ядерными арсеналами, по объему несравнимыми с арсеналами великих держав, но при этом порог применения ими этого оружия будет достаточно высок. Сатановский прогнозирует: вслед за Исламской Республикой атомную бомбу получат Саудовская Аравия, а также Пакистан.
“Мы находимся на пороге перехода в другой ядерный мир, и, безусловно, Иран является тем, кто откроет этот ящик Пандоры”, - заключает аналитик.
***
Этот материал опубликован в №46 журнала Корреспондент от 22 ноября 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.