Корреспондент: Идет волна народная. Во что выльются охватившие Украину массовые акции протеста

Руслан Перетокин,  9 декабря 2013, 09:29
💬 164
👁 21936

За последнюю неделю Киев и другие города несколько раз охватывали народные волнения. Нынешний Майдан менее многочислен, чем его предшественник 2004 года, но не менее значим, - пишет Руслан Перетокин в № 28 журнала Корреспондент от 6 декабря 2013 года.

“Угощайтесь бутербродами, пожалуйста, угощайтесь!” - с улыбкой протягивает картонную коробку с нарезанными сэндвичами девушка лет 20 всем встречным.

Таких, как она, здесь, на Майдане, много. Они ходят среди митингующих со своими коробками и предлагают подкрепиться, выпить чаю или кофе. Самым голодным предлагают кашу из походной кухни - их на главной площади Украины несколько.

В народе

За три дня протеста Майдан успел обжиться. Поставили сцену, с которой выступают лидеры оппозиции, активисты и музыканты, развлекающие народ. Развернули палатки, создали три штаба и одновременно пункта обогрева - в мэрии, Доме профсоюзов и Октябрьском дворце. Территорию обнесли колючей проволокой, а на подходах выстроили баррикады из милицейских ограждений, досок и элементов металлического каркаса главной елки страны. Сформировали охрану и другие службы жизнеобеспечения.

В начале ул. Институтской на баррикаду залезает молодой человек с мегафоном. Перед ним полтора десятка сверстников.

“Вот ваш главный, - заявляет он и подтягивает к себе поближе долговязого парня. - Вы все должны знать его в лицо. Он будет передавать всем команды штаба. У нас еще много работы, нужно туалеты поставить, обеспечение до конца наладить, но самое главное - это защищать наших девчонок и людей, если что... Здесь ваша зона ответственности и пост”.

“С едой у нас все в порядке, - говорит Корреспонденту комендант Октябрьского дворца, депутат Руслан Зелик. - Запасов хватит на несколько дней, и еще постоянно подвозят”.

С теплыми вещами, матрасами и одеялами проблем нет, в отличие от медикаментов: не хватает противопростудных средств.

Октябрьский взяли мирно. Выбивать стекла, как в мэрии и Доме профсоюзов, не пришлось.

“Зашли, попросили погреться. Директор немного покривился, но впустил нас”, - рассказывает Зелик во время экскурсии.

Митингующие заняли только первый этаж. Каждый стелет себе место, где пожелает. Люди прибывают, поэтому из гардеробной пришлось убрать все вешалки. Три девушки из Винницы свили себе большое гнездо в дверях входа в бельэтаж зрительного зала - мероприятия во дворце пока проводить не будут.

“Один концерт уже отменили. Следующий должен быть 5 декабря, но и его, скорее всего, отменят”, - говорит охранник дворца культуры Виктор в строгом костюме с рацией, наблюдающий со стороны за жизнью штаба.

Финансовые потери дворца митингующих мало беспокоят.

“Директор и организаторы мероприятий должны понимать важность момента”, - объясняет Зелик.

Многолюдным Майдан становится к вечеру. Сюда стягиваются киевляне и все те, кто днем блокировал государственные учреждения - Кабмин и Администрацию Президента. Народ снует в разные стороны, кто-то греется у горящих бочек.

Они запугивают и провоцируют выйти из правового поля. И что делать... Безысходность какая-то

“Опять пропахну костром - мать будет ругаться”, - сетует молодой киевлянин Игорь, но уходить не собирается. “Здесь круто! Весело и интересно. Много друзей, - поясняет он и тут же подхватывает клич: - Революция! Революция! Революция!”.

Настроения у людей разные. После стычки под Администрацией Президента 1 декабря и провального голосования в парламенте за отставку правительства у некоторых появилась растерянность.

“Они запугивают и провоцируют выйти из правового поля. И что делать... Безысходность какая-то”, - написал на своей странице в Facebook 39-летний киевлянин Лаврентий Новицкий, который ежедневно ходил на Майдан с первого дня акции. Его мнение разделяют в основном те, кому за 30.

“Что делать? Где план действий? Нет, дела не будет”, - сокрушался грузный мужчина среднего возраста после очередного выступления лидера Батьківщини Арсения Яценюка с призывом оставаться на Майдане, продолжать блокировать административные здания, но не поддаваться на провокации и не прибегать к насилию.

У молодежи оптимизма больше.

“Мы сможем! - без тени сомнения заявляет 22-летний львовянин Тарас Возный. - Будем бороться!”. Но как именно, он и сам точно не знает: “Надо блокировать. Или, может, Межигорье захватить?”.

Во власти

Действия Беркута в ночь на 30 ноября уже получили отрицательную оценку Президента Виктора Януковича, который признал, что те “перегнули палку”.

“Оправданию этого не должно быть места. Хотя мы понимаем, что их что-то на это спровоцировало… Я не имею сегодня права давать оценку тому, кто виноват, насколько виноват”, - отметил глава государства, добавив, что свое слово по этому делу должен сказать суд.

Первые результаты расследования событий появятся в начале следующей недели, пообещал генпрокурор Виктор Пшонка

Первые результаты расследования событий появятся в начале следующей недели, пообещал генпрокурор Виктор Пшонка. Уже допрошены глава столичной милиции и несколько других фигурантов возбужденного уголовного дела по происшествиям той ночи.

При этом Президент осудил попытки захвата административных зданий 1 декабря. Генпрокуратура возбудила 11 дел: пять - по событиям возле КГГА, два - у Дома профсоюзов и четыре - у Администрации Президента.

В оппозиции

Лидеры оппозиционных сил возлагают всю ответственность за начало массовых протестов на власть. По словам депутата от УДАРа Владимира Куренного, отдать приказ о разгоне мирных студентов могли только трое - министр внутренних дел, премьерминистр и Президент.

Оппозиционный вице-спикер парламента Руслан Кошулинский признает, что после того, как отставка правительства провалилась, оппоненты власти исчерпали юридические возможности реализовать свои требования: согласно Конституции, повторно голосовать за отставку Кабмина депутаты смогут только на следующей сессии в феврале, а провести процедуру импичмента Президента невозможно из-за отсутствия закона, описывающего процедуру.

“Сейчас мы можем только блокировать парламент и апеллировать к людям, чтобы они вынудили власть пойти на выполнение требований”, - считает Кошулинский.

Как надеются в оппозиции, украинцы достаточно упрямы для того, чтобы мирными акциями, без применения силы, долгое время принуждать власть к выполнению требований.

“Есть 200 ненасильственных способов борьбы с властью, и думаю, что мы сможем их применить, - говорит Кошулинский Корреспонденту, но отказывается прогнозировать возможные сценарии дальнейших событий. - В таких ситуациях, как сегодня, все меняется очень быстро, и планировать можно только на несколько часов вперед”.

В любом случае политикам придется договариваться и искать решение, которое удовлетворит в первую очередь украинцев. Сейчас представители обоих лагерей прощупывают почву и ищут поддержки у лидеров зарубежных стран. Но главные переговоры начнутся уже после возвращения Президента из официальной поездки в Китай, которая продлится до 6 декабря.

Варианты дальнейшего развития событий

***

Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 6 декабря 2013 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.      

ТЕГИ: журнал Корреспондент протесты Евромайдан