Исламский фундаментализм проникает в Центральную Азию
Ислам в Центральной Азии меняется под влиянием ультраконсервативных доктрин из стран Персидского залива. Эксперты ожидают новой волны активности фундаменталистов.
Ультраконсервативный ислам распространяется в Центральной Азии и пустил корни даже там, где раньше его сторонников не было, так описывает нынешнюю ситуацию в регионе немецкий политолог Уве Хальбах (Uwe Halbach) из берлинского Фонда "Наука и политика". Распространение исламских фундаменталистских течений таких, как салафизм и ваххабизм - глобальная тенденция, напоминает эксперт. "Салафиты есть и у нас в Рейнской области", - говорит он.
Однако есть и серьезные отличия в том, что касается возможностей анализа этого явления. "В отличие от стран Европы, у нас нет никаких надежных статистических данных о том, сколько человек в Центральной Азии сегодня поддерживают салафитские лозунги или даже призывы к вооруженной борьбе - джихаду", - говорит Хальбах.
Неразбериха с понятием "ваххабизм"
Сложность, по словам эксперта, заключается в том, что для описания проблемы консервативного ислама на постсоветском пространстве используется собирательно один термин - ваххабизм.
"Любой, кто не курит, не пьет, не сквернословит и пять раз в день молится, - уже ваххабит", - так иронично описывал, вспоминает Хальбах, один исламский священник суть бытового представления о ваххабизме.
Под определение "ваххабизм" как в России, так и в Центральной Азии попадает слишком много различных групп населения, говорит Хальбах: и консервативно настроенные мусульмане, которые категорически выступают против насилия, и исламские фундаменталисты, выдвигающие политические требования, но не поддерживающие насильственный путь их удовлетворения и, собственно, воинствующие сторонники джихада.
Эр-Рияд поддерживал исламское возрождение в регионе
И лишь немногие связывают ваххабизм с принятой в Саудовской Аравии доктриной ислама. Между тем именно эта доктрина оказывала значительное влияние на исламское возрождение в Центральной Азии, начиная с 90-х годов прошлого века, считает Хальбах. "Влияние стран Персидского залива в эти годы заключалось, прежде всего, в том, что из Центральной Азии и России туда приезжали молодые люди и проходили там религиозное обучение. Они привозили домой совершенно иное представление об исламе, которое резко противоречило привычкам советских мусульман, не чурающихся водки", - говорит Уве Хальбах.
Сегодня влияние Саудовской Аравии на развитие ислама в регионе не столь сильно, как было, говорят эксперты, но страны Персидского залива вновь активизируют свои действия.
Новая волна активности
В Киргизии, например, где ваххабизм не получил широкого распространения, число его последователей тем не менее растет. И в ближайшее время этот рост может ускориться. Существуют формальные признаки повышающегося интереса со стороны стран Персидского залива. Так, в конце 2011 года в Бишкеке было открыто посольство Саудовской Аравии, годом позже было открыто и посольство Катара. "Распространение ваххабизма будет усиливаться. Открытие посольств Саудовской Аравии и Катара и отмена виз позволит сторонникам ваххабизма из этих стран активнее продвигать свою идеологию в нашей республике", - сказал независимый эксперт, глава аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов в интервью DW. С 2012 года в Киргизии вступил в силу закон о безвизовом режиме на срок до 90 дней для граждан ряда стран, включая Саудовскую Аравию, Катар и Кувейт.
Саудовская Аравия оказывает финансовую поддержку исламским учреждениям Киргизии. Священнослужители и религиоведы приглашаются на обучение, выделяются средства на строительство мечетей непосредственно в Киргизии. Впрочем, говорит Маликов, все эти мечети находятся под контролем духовного управления мусульман Киргизии, и в них проповедуют традиционный ислам. Тем не менее ваххабизм распространяется по неофициальным каналам, отмечает эксперт, который наблюдает за этими процессами с настороженностью.
Когда уходят иранцы, можно ждать саудовцев
После первой попытки Саудовской Аравии распространить в Таджикистане свою идеологию в первые годы после распада Советского Союза можно ожидать новых попыток в ближайшее время, считает таджикский исламовед Фаррух Умаров. По его наблюдениям, сегодня заметно экономическое и политическое сближение Душанбе и Эр-Рияда как напрямую, так и через различные финансовые фонды по линии Организации исламского сотрудничества.
Другой фактор, который может способствовать усилению влияния Эр-Рияда на Душанбе - ослабление в Таджикистане позиций Ирана. "С приходом нового руководства в Тегеране внешняя политика этой страны становится либеральной и прагматичной. Она уже не делает акцент на распространение религиозной идеологии в Центральной Азии. На этом фоне можно ожидать активизации Саудовской Аравии и появления ваххабитских групп в религиозной среде Таджикистана", - полагает Фаррух Умаров.