Давно здесь стоим. Корреспондент выяснял, когда опустеет Майдан

Корреспондент,  20 января 2014, 09:36
💬 29
👁 10237

Корреспондент выяснял, когда опустеет Майдан, разгонят ли протестующих силой и при каких условиях они разойдутся сами.

В будний день на Майдане Незалежности пикетирующих не так уж и много. Считать их бесполезно: киевляне, спешащие по своим делам, и туристы, фотографирующие новую достопримечательность столицы, сильно разбавляют количество манифестантов. Впечатляют размах и число палаток, но не количество людей.

“Слабенько. Надо намного больше”, - говорит гражданин Великобритании украинского происхождения Олег Ломоха, впервые пришедший посмотреть на Евромайдан.

Он вспоминает протесты в Лондоне в 2004 году, когда в Великобритании запретили охоту на лисиц.

“Народу тогда было очень много - и это только из-за того, что запретили королевскую охоту! - говорит Олег. - Чтобы с мнением людей считались, надо показывать намного большее, чем есть сейчас”.

Т-34 и его друзья

Тем не менее Майдан живет своей жизнью. Сегодня здесь больше быта, чем политики. Баррикады расстраиваются и укрепляются, появились ворота на проходах. Уже нет бочек для костров - их переделали в большие печи с трубами. Теперь запах дыма стал слабее, он не въедается в одежду. Повсюду видны очереди за едой и горячим чаем.

В нескольких местах в огромных чанах на кострах готовят борщ. Александр Назаров из Шаргорода Винницкой области варит национальное блюдо на перекрестке Крещатика и Городецкого. Говорит, что борща стали варить меньше: хотя в выходные дни на Майдан все еще приходят много людей, до новогоднего рекорда повара сильно не дотягивают - тогда на пяти чанах приготовили 10 тыс. порций. Часто в очередь становятся бомжи, но большинству людей такое соседство не нравится.

“Отправляем их назад за баррикады”, - поясняет Назаров.

Развлечения для митингующих - одна из составляющих Майдана. Петр из села Жуковка Львовской области - участник вертепа. В роли черта он развлекает окружающих.

“Спонсор дал денег, чтобы мы вертепом смогли приехать сюда”, - рассказывает он. С колоритным чертом активно фотографируются как сами жители Майдана, так и туристы.

Жители Майдана не теряют веры и мечтают об активных действиях - а уж о самороспуске и мысли не допускают

20-летняя Любовь Побижак из Самбора на Львовщине иногда развлекает митингующих своим пением. В родном городе она учится вокалу, и среди манифестантов ее даже прозвали Юным голосом Майдана. Но в основном она работает в медицинском пункте Октябрьского дворца - регистрирует пациентов.

“Сейчас больных стало намного больше. Вчера у нас вообще было 350 человек - и это только тех, кого я успела записать. Такого у нас еще не было, обычно приходят по 200 человек”, - говорит Побижак, поясняя, что из-за погоды много простуженных и больных гриппом. “По ночам в Октябрьском, где ночуют много людей, целый хор кашляющих”, - рассказывает она.

Однако жители Майдана не теряют веры и мечтают об активных действиях - а уж о самороспуске и мысли не допускают. Ярослав из Стрыя Львовской области был на Майдане еще в 2004 году. Он уверен, что распускать людей никто не будет.

“Никто не имеет такого права - люди сами собрались и не отступят. Тут либо пан, либо пропал: нужно идти до конца - ломать этот строй, не пускать их на работу, блокировать Раду. Они [власть] смеются над нами, не считаются ни с чем и ни с кем. Надо идти более радикально”, - говорит пожилой охранник в Доме профсоюзов, жалуясь на нерешительность политиков.

Активных действий хотят и в самообороне Майдана.

“Нужно что-то делать, а что - люди не знают. Вот и идет разочарование”, - сетует член “второй сотни” Александр по прозвищу Т-34 в перерыве между колкой дров. Сам он - бывший спецназовец подразделения Барс и утверждает, что в самообороне остались в основном такие же люди - бывшие беркутовцы, афганцы, десантники.

На грани

Что делать с Майданом дальше, похоже, не знают ни в оппозиции, ни во власти.

“Люди устали, Майдан переживает кризис, - считает глава Центра прикладных политических исследований Пента Владимир Фесенко. - Удерживать протест в том состоянии, в котором он был в конце минувшего года, оппозиции сложно”.

По мнению политолога, чтобы протест не превратился в маргинальный палаточный городок, ситуация вокруг него обостряется искусственно.

Удерживать протест в том состоянии, в котором он был в конце минувшего года, оппозиции сложно

“Ночные события в Святошинском районе [столкновения активистов с бойцами Беркута 10 января] показали, что радикальная часть оппозиции, недовольная успокоением ситуации на Майдане и вокруг Майдана, стремится обострить ситуацию и использует для этого любой подходящий повод”, - подчеркивает Фесенко.

Действительно, перед каждым воскресным Народным вече происходит эскалация конфликта - избиение журналистки Татьяны Черновол, избиение экс-главы МВД Юрия Луценко силовиками. Оппозиция по старинке ждет от власти попытки силового разгона митингующих.

По словам коменданта Евромайдана, народного депутата Андрея Парубия, о готовящемся штурме оппозиционерам сообщили “надежные источники в правоохранительных органах”. Поэтому в рядах сторонников Майдана объявлена мобилизация.

“Многие ребята поехали на праздники к семьям. Около 500-700 человек вернутся, чтобы мы могли усилить охрану, - обещает политик. - Также мы призываем выйти на улицу киевлян”.

Но в МВД заверяют, что никаких планов штурма нет.

“Милиция осуществляла и продолжит осуществлять охрану общественного порядка и будет реагировать только на правонарушения”, - утверждает замглавы пресс-службы МВД в Киеве Ольга Билык.

Если власть и правда не предпримет попытки взять центр столицы штурмом, то оппозиции, помимо численности акции, придется столкнуться с еще одной проблемой - маргинализацией протестов.

Сейчас, на мой взгляд, необходима координация различных политических сил для организации локальных акций протеста по всей Украине

Сашко Положинский

“Майдан потихоньку начинает деградировать. Пока происходит выборочная деморализация отдельных его участников, - считает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. - Если не будут найдены новые методы тактики и стратегии протеста, то этот тренд деморализации и деградации будет, к сожалению, продолжаться”.

В Партии регионов уверены, что оппозиция ныне ищет возможности, как безболезненно свернуть протест.

“Сегодняшний Майдан может дискредитировать саму идею волеизъявления людей. Поэтому думаю, что оппозиция ищет пути, как сказать, что Майдан уже победил, и распустить его”, - предполагает народный депутат от ПР Владимир Олийнык.

Некоторые оппозиционеры открыто высказываются за сворачивание Майдана.

“Удачный момент для каких-то более решительных действий уже потерян, а значит, оставаться на Майдане смысла нет, - считает лидер группы Тартак и член совета общественной организации Майдан Сашко Положинский. - Сейчас, на мой взгляд, необходима координация различных политических сил для организации локальных акций протеста по всей Украине”.

Хотя бы сократить Майдан предлагает и покинувший ряды Батьківщини лидер партии Гражданская позиция Анатолий Гриценко.

“Понимая ситуацию - холод, праздники, отсутствие реального плана действий, - [следует] ограничить протесты собственно Майданом Незалежности, освободить соседние улицы, занятые палатками, которые пустуют и днем и ночью, а на самом Майдане сделать форпост”, - говорит политик.

Но даже осознавая все это, взять на себя ответственность и распустить Майдан никто из оппозиционеров не решится.

Разойдется Майдан разве что в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

“Иначе они сразу будут обвинены в трусости и предательстве”, - отмечает Фесенко.

Поэтому Майдан может простоять вплоть до президентских выборов 2015 года (к этому людей призывают лидеры оппозиции), а возможно, и дольше - если их результаты придется оспаривать. Разойдется Майдан разве что в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

“По крайней мере это довольно серьезно демобилизует многих людей”, - считает директор Международного института демократий Сергей Таран. Или если Президент Виктор Янукович выполнит требование оппозиции отправить правительство в отставку, добавляет политолог Кость Бондаренко. И в этом случае Майдан не свернется полностью, уверен народный депутат от Батьківщини Геннадий Москаль.

Чемодан без ручки

Развиваться Майдан может в нескольких направлениях. Во-первых, это отличная предвыборная трибуна для оппозиции.

“Если нужно, на Майдане собираются сотни тысяч человек, и его желательно сохранить как предвыборный плацдарм накануне президентских выборов”, - отмечает Фесенко.

Второй возможный вариант трансформации - новая политическая партия.

“Майдан уже превращается в общенациональную общественную организацию. Хотя, по моему мнению, можно было бы идти еще дальше и говорить об организации партийной структуры и ее развитии по всей Украине”, - говорит представитель Третьей украинской республики Роман Бессмертный.

Но пока Майдан продуцирует множество мелких конкурирующих между собой структур - к примеру Общественный совет Майдана и Гражданская платформа Майдан.

“Один Майдан превращается в 300 майданов, в своеобразную махновщину. Мы рискуем попасть в ситуацию, когда организованного протеста уже не будет - будет много неконтролируемых, неорганизованных протестов”, - предупреждает политолог Владимир Цыбулько.

Разрешится кризис тогда, когда у оппозиции появится четкая стратегия действий и осмысленная тактика борьбы.

Правда, при правильном подходе подобные организации могут приносить пользу, считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

“На Майдане десятки тысяч людей. Поэтому такое разделение не является чем-то удивительным. Могут быть абсолютно различные функции и задачи”, - подчеркивает политолог. По его мнению, одна группа может сосредоточиться, к примеру, на борьбе с коррупцией, другая - на повышении открытости общества, создании интернет-правительства.

Об окончательном расколе Майдана говорить рано, однако политологи уверены: клонирование общественных организаций - одна из кризисных тенденций. А разрешится кризис тогда, когда у оппозиции появится четкая стратегия действий и осмысленная тактика борьбы.

Сегодня, в “мирное время”, обитатели Майдана больше заняты бытовыми заботами - наколоть дров, позаботиться о провианте, помыться и постирать одежду. Но жизнь лагеря омрачают неприятные инциденты.

8 января люди, назвавшиеся охраной Евромайдана, задержали парня, который, по их словам, сорвал флаги с елки. Позднее телеканал 112 Украина сообщил, что молодой человек был избит. Не повезло и студенту одного из киевских вузов - митингующие избили юношу и облили зеленкой, заподозрив в нем провокатора. По подозрению в провокации пострадал и еще один мирный киевлянин - манифестанты напали на водителя автомобиля BMW, возмущенного тем, что активисты перекрыли проезжую часть.

Многие члены самообороны Майдана либо живут в палатках, как сам Т-34, либо снимают квартиры по соседству. И при необходимости для защиты баррикады быстро могут собраться до 1,5 тыс. человек.

А пока протестующие продолжают нести вахту, ожидая “сюрпризов” в любую минуту.

“Я был тут в ночь с 10 на 11 декабря [когда была предпринята попытка штурма], и Беркут оказался перед баррикадой за пять минут. Поэтому здесь надо быть постоянно”, - говорит Саша по прозвищу Т-34. Возле его палатки у баррикады, выходящей на Европейскую площадь, стоят стопки самодельных щитов. Они тяжелее, чем у Беркута, и сделаны из пенопласта, обклеенного листами алюминия. “Это нужно для защиты, а для боя они не годятся”, - признает Александр.

Зато, говорит он, многие члены самообороны Майдана либо живут в палатках, как сам Т-34, либо снимают квартиры по соседству. И при необходимости для защиты баррикады быстро могут собраться до 1,5 тыс. человек.

Хроники противостояния

За два месяца истории Майдана протесты то затухали, то вновь набирали силу

Отказ официального Киева подписать Соглашение об ассоциации с ЕС на Вильнюсском саммите. Начало массовых акций сторонников евроинтеграции.

Избиение бойцами Беркута активистов в палаточном городке на Майдане Незалежности.

На созванное оппозицией Народное вече собрались, по разным данным, от нескольких сотен тысяч до 1 млн человек. Оппозиция выдвинула требования: отставка Кабмина и досрочные выборы президента.

На Марш миллиона, по оценкам оппозиции, вышли больше 1 млн украинцев. Митингующие построили несколько баррикад в правительственном квартале и снесли памятник Владимиру Ленину.

Сотрудники правоохранительных органов заблокировали Майдан Незалежности и частично расчистили центр Киева от баррикад.

Правоохранители провели ночной штурм Майдана и разрушили часть баррикад.

Генпрокурор Виктор Пшонка заявил, что за разгон Евромайдана 30 ноября ответственны секретарь СНБО Владимир Сивкович, начальник киевской милиции Валерий Коряк и председатель КГГА Александр Попов.

Народное вече приняло резолюцию о создании Народного объединения Майдан.

На Бориспольской трассе неизвестные напали на журналистку и активистку Майдана Татьяну Черновол. С тяжелыми травмами она была доставлена в больницу.

Участники Автомайдана отправились автоколонной к резиденции Президента Виктора Януковича в Межигорье.

Под зданием Киево-Святошинского суда произошли столкновения бойцов Беркута с активистами Майдана. Пострадали несколько человек, в том числе экс-глава МВД Юрий Луценко.

Во время Народного вече лидеры оппозиции объявили, что следующим этапом протеста станет всеукраинская забастовка.

***  

Этот материал опубликован в №2 журнала Корреспондент от 17 января 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.         

ТЕГИ: Оппозиция журнал Корреспондент Евромайдан