Каждый третий работающий украинец получает зарплату в конверте - Корреспондент

Екатерина Иванова,  21 января 2014, 16:30
💬 67
👁 3981

Молодые украинцы без лишних сомнений обменивают свои социальные гарантии на несколько лишних купюр в конверте. Каждый третий работающий соотечественник в возрасте до 35 лет официально не оформлен в своей компании, - пишет Екатерина Иванова в №2 журнала Корреспондент от 17 января 2014 года.

О социальных гарантиях, которые, согласно закону, работодатель обязан давать наемному работнику, - таких, как начисление стажа или оплачиваемые больничный и отпуск, - 24-летний Сергей Слободенюк почти ничего не знает. Хотя киевлянин уже успел сменить не одно место работы - от менеджера на заводе до ресторанного повара. Такое невежество объяснимо: он всюду работал неофициально.  

“Жить на что-то нужно - приходится приспосабливаться к тому, что предлагают”, - озвучивает Слободенюк главный и вполне убедительный мотив, по которому он и почти все его друзья-сверстники соглашаются на подобные условия трудоустройства.

Данные мониторинга Украинского института социальных исследований им. Яременко, проведенного в 2013 году, выводят уже целый тренд: каждый третий молодой украинец в возрасте до 35 лет работает безо всякого юридического оформления.

Тому, что наши юные соотечественники начинают трудовой путь с нелегальных отношений с работодателем, а значит, и с государством, способствует высокий уровень теневой экономики, объясняет Павел Розенко, заместитель главы комитета ВР по вопросам соцполитики и труда и внештатный эксперт Центра Разумкова.

“Люди 20-35 лет - основа теневого бизнеса, - продолжает мысль аналитика Анна Куценко, начальник отдела Молодежная биржа труда Киевского молодежного центра труда. - В этом возрасте еще не задумываются о пенсии, поэтому соглашаются работать неофициально”.

За 2011 год, без трудовых книжек и договоров в Украине работают 22,9 % трудоустроенных граждан, тогда как в странах ЕС таких работников в среднем 5-8%.

В целом, по данным Всемирного банка (ВБ) за 2011 год, без трудовых книжек и договоров в Украине работают 22,9 % трудоустроенных граждан, тогда как в странах ЕС таких работников в среднем 5-8%.

Причиной массового ухода бизнеса в тень эксперты называют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда в Украине. Из каждых 100 грн. зарплаты наемного сотрудника работодатель отдает государству около половины - в частности на пенсионное страхование, страхование от безработицы, временной нетрудоспособности и несчастных случаев.

Малые предприятия с априори минимальной рентабельностью, где трудоустроены 70 % молодежи, не могут платить высокие зарплаты официально, отмечает Татьяна Бондарь, директор Института социсследований.

“Именно поэтому бизнес ищет обходные пути трудоустройства персонала”, - подчеркивает эксперт.

Власти же ищут пути, как заставить бизнес выплачивать белую зарплату.

“Мы разрабатываем проект всеобщего декларирования доходов - это станет стимулом выводить зарплаты из тени. А понижая ставки налогов, мы даем гражданам стимул их платить”, - заявлял СМИ глава Министерства доходов и сборов Александр Клименко.

“Наловый” продукт

Киевский предприниматель Александр, не решившийся назвать свою фамилию прессе, держит несколько киосков по продаже детских игрушек. На его небольшом частном предприятии трудятся семь человек - почти все молодые люди, чьи данные не фигурируют ни в одном налоговом отчете Александра.

По закону, за сотрудника нужно заплатить социальный взнос в размере 3,6% от зарплаты и 15%-й подоходный налог. При зарплате 4 тыс. грн. - а столько получают в среднем его работники - это 744 грн. Плюс Александр как работодатель должен заплатить за каждого “наемника” единый взнос в фонд оплаты труда - 36,75%, то есть еще 1,47 тыс. грн.

Получается, что один сотрудник обойдется мне в 6,2 тыс. грн., из которых 2,2 тыс. составят налоги

“Получается, что один сотрудник обойдется мне в 6,2 тыс. грн., из которых 2,2 тыс. составят налоги”, - раскрывает свою бухгалтерию Александр и откровенно признается: для него это накладно.

Впрочем, лояльности сотрудников предприниматель добивается другим способом - помогает финансово в трудных жизненных ситуациях, например в случае болезни родственников. Также Александр дарит подарки к праздникам, платит премии за хорошую работу, в целом, по его словам, строит с подчиненными личные, почти семейные отношения.

Вот и 27-летняя Ирина Шевченко, которая уже семь лет работает у Александра с 7:00 до 16:00 без выходных, на условия труда не жалуется.

“Не знаю ни одного человека, кто сегодня готов отказаться от живых денег ради больничных, отпускных и тем более мифических пенсионных накоплений”, - рассуждает Шевченко.

В унисон ей Слободенюк говорит, что считает компанию хорошей, если та предлагает жалованье на 800-1.200 грн. выше, чем при официальном оформлении.

Молодые люди более терпимы к непредоставлению социальных гарантий и связанным с этим нарушениям закона, отмечают эксперты, ведь они, не имея трудового опыта, зачастую по этой же причине уже накопили большой опыт отказов в трудоустройстве.

Неудивительно, что почти каждый третий представитель молодежи фактически работает больше утвержденных КЗоТом предельных 40 часов в неделю, гласят данные Института социсследований. И если право на отпуск еще более-менее соблюдается, то болеть молодняк отправляют исключительно за свой счет.

Молодые люди более терпимы к непредоставлению социальных гарантий и связанным с этим нарушениям закона

“Так и говорили: лечись после работы или в выходные”, - вспоминает Слободенюк.

Его это не шокирует. По наблюдениям киевлянина, даже при официальном трудоустройстве задержка или невыплата зарплаты, принуждение к работе в выходные и праздники, увольнение без выходного пособия - норма отечественного рынка труда.

Да и самому сотруднику неофициальное трудоустройство в краткосрочной перспективе не менее выгодно, чем работодателю, полагают эксперты: молодежь готова не платить трудовые взносы ради большей зарплаты, которая обеспечивает более достойный уровень жизни.

Конечно, часть молодежи работает без оформления не по собственной воле: найти предприятие, где строго придерживаются трудового законодательства, крайне трудно. Часто, особенно в регионах, соглашаться на труд без должного юридического оформления заставляет страх безработицы.

Для 77% респондентов, опрошенных Институтом социологии НАН Украины, который исследовал фобии сограждан, страх безработицы один из самых сильных. Больше украинцы боятся только роста цен (81%).

Множество украинских компаний, говорит Куценко, работают по так называемой серой схеме, когда зарплата является комбинацией официальных и неофициальных выплат.

30-летний Павел, менеджер по производству из Одессы, не согласившийся назвать свою фамилию, получает 3 тыс. грн. оклада официально, а вчетверо большую сумму - в конверте.

Выплата львиной доли жалованья черным налом - лишь один не слишком бьющий по наемным работникам, состоящим в штате, способ законно уйти от высоких налогов.

“Пока к народу не ходят проверки из налоговой адресно и не спрашивают, на что вы живете, это не “парит”, - рассуждает одессит.

Выплата львиной доли жалованья черным налом - лишь один не слишком бьющий по наемным работникам, состоящим в штате, способ законно уйти от высоких налогов.

А вот заключение с кандидатом на должность гражданско-правового договора (или договора подряда, оказания услуг), очень распространенного на рынке труда, лишает его в перспективе и дальнейшего начисления трудового стажа, и выплат в пенсионный фонд, и социальной страховки, не говоря уже об оплате больничного и отпуска.

Налоговое лево

Масштабы теневого трудоустройства отражаются в структуре любой национальной экономики, напоминают эксперты. По данным Александра Охрименко, президента Украинского аналитического центра, в Германии, Италии, Франции, как и в Украине, около 95 % всех предприятий являются малыми и средними. Однако если в странах ЕС они создают 50-70% ВВП и на них трудятся 50 % работающих граждан, то в Украине эти показатели - соответственно 7% и 25%.

Объясняется такая разница просто: в европейских странах меньше бремени на фонд зарплаты и совсем иное отношение к государственному инспектированию бизнеса.

К примеру, в соответствии с положениями Международной организации труда, казенные проверяющие могут войти на предприятие в любой момент. В Украине же о визите с проверкой необходимо предупреждать за десять суток, что превращает контроль в формальность.

Так, в 2013 году налоговики выявили 28 тыс. сотрудников, работавших без оформления трудовых отношений, и это капля в море.

“У нас на самом деле работающих около 20 млн, а платят налоги 14 млн, остальные находятся вне легального рынка труда”, - констатирует Розенко.

Сергей Украинец, заместитель главы Федерации профсоюзов Украины, подсчитал, что в такой ситуации пенсионный фонд недополучает колоссальные средства - минимум 70 млрд грн. ежегодно.

“Почти 60 % зарплат в частных компаниях в Украине выплачивают теневым образом”, - объясняет Украинец.

Почти 60 % зарплат в частных компаниях в Украине выплачивают теневым образом

Последствия этого бьют не только по экономике страны, полагает эксперт: работа в тени развращает предпринимателей, которые отвыкают от социальной ответственности. Из-за нарушения условий безопасности труда на производстве 12 тыс. человек ежегодно получают увечья или профессиональные заболевания, отмечает Украинец, а также лишены финансовой помощи, которую работодатель обязан оказывать в таких случаях.

Поэтому санкции за нарушение трудового законодательства, на взгляд эксперта, должны быть еще строже. Однако у молодых людей - главной группы риска социального бесправия - нет ни малейшего оптимизма в отношении борьбы за соблюдение законности.

Никакого стимула к этому не дает им, к примеру, нынешнее устройство пенсионной системы Украины. По подсчетам экспертов, чтобы в будущем получать минимальную пенсию на уровне 890 грн., нужно, чтобы мужчина на протяжении 35 лет, а женщина - на протяжении 30 лет платили ежемесячный страховой взнос в размере около 400 грн. А откладывая каждый месяц по 400 грн. на протяжении 35 лет на депозит, можно получить капитал в два - два с половиной раза больше, чем пенсия, которую предлагает государство, к тому же этот капитал, в отличие от пенсии, можно еще и передавать по наследству.

В то же время Министерство доходов и сборов обещает снизить нагрузку на фонд оплаты труда по крайней мере вдвое. По словам Клименко, сейчас специалисты ищут способы, которые позволили бы вывести украинские зарплаты из конвертов. Ставку единого социального взноса для предприятий планируют снизить до 15 %. Для наемных работников ее предполагают установить на уровне 3,6 %. Для сравнения: сейчас размер отчислений с зарплат в пенсионный и другие соцфонды варьируется в рамках 34,7-49,7 % в зависимости от класса профессионального риска.

Пока же этого нет, молодые люди предпочитают ковать будущее своими руками.

“Я не заинтересован платить налоги, я настроен на то, чтобы найти хорошую стабильную работу и откладывать на черный день”, - озвучивает свое кредо Слободенюк.

Как бы там ни было, специалисты предупреждают, что, получая более выгодную зарплату и не платя налоги, можно выиграть лишь в краткосрочной перспективе. Если говорить о долгосрочной, молодежь с таким подходом однозначно проиграет.

***

Этот материал опубликован в №2 журнала Корреспондент от 17 января 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.    

ТЕГИ: налоги работа журнал Корреспондент зарплаты