В Украине поднялась новая волна эмиграции
Впервые за десять лет поток соотечественников, выезжающих на ПМЖ за рубеж, продемонстрировал стремительный рост. Поездившие по миру и научившиеся сравнивать украинцы все решительнее переходят от туризма к эмиграции, - пишет Максим Бутченко в № 3 журнала Кореспондент от 24 января 2014 года.
Программист Валерий Кравцов, переехавший в Австралию на ПМЖ год назад, каждые выходные выезжает на прогулку к океану или в заповедную саванну. Совсем недавно он купил внедорожник, чтобы изучить страну основательнее.
“Я, можно сказать, наслаждаюсь здесь каждым днем, - доволен переменами Кравцов. - Жизнь тут очень расслабленная - такого, как в Украине, где люди всегда думают о политике, что меня очень доставало, или находятся в постоянной тревоге, и близко нет. Австралийцы беспокоятся лишь о том, как бы в выходные на пляж сходить позагорать”.
Поиски счастья и покоя на чужбине для украинцев сегодня снова актуальны. По данным Госкомстата, в 2013 году наметилась вторая с момента обретения страной независимости волна эмиграции.
Первая, вызванная распадом СССР и последовавшей экономической стагнацией, пришлась на 1990-е. Достигнув пика в 2002-м, когда из Украины выехали 76 тыс. человек, эмиграция пошла на спад, и в 2012 году страну покинули всего 14,5 тыс. человек.
Однако в 2013-м, впервые более чем за десятилетний период, поток соотечественников, навсегда оставляющих родину, заметно вырос - до 20 тыс. человек. При этом украинское гражданство получили 48 тыс. человек - на 30% меньше, чем годом ранее.
География основных маршрутов выезда за границу на ПМЖ за последнее десятилетие практически не менялась - Россия, Германия, США, Израиль, Беларусь, Чехия, Канада. Остались прежними и главные мотивации эмигрантов, говорят эксперты, - неуверенность в завтрашнем дне на родине, неудовлетворенность властью, отсутствие перспектив с бизнесом.
Но если раньше чемоданное настроение больше подогревал массовый выезд заробитчан за длинными евро и долларом, то со временем добавились иные, положительные факторы - доступность учебы на Западе и рост выездного туризма.
Закончив обучение, многие украинские студенты европейских вузов не спешат возвращаться на родину, а остальных соотечественников, посмотревших Европу в качестве туристов, потянуло переселиться в благополучный ЕС.
Процессу выезда способствует смягчение законодательств государств ЕС в отношении иммигрантов из Украины
“Сегодня главные причины эмиграции - незащищенность людей от коррупции и уличной преступности, - поясняет Андрей Быченко, директор социологической службы Центра Разумкова. - Дефицит чувства безопасности заставляет украинцев искать лучших условий для жизни”.
К тому же процессу выезда способствует смягчение законодательств государств ЕС в отношении иммигрантов из Украины - сотни тысяч могут годами жить в Европе, не легализируя свой статус, отмечает Быченко. Поэтому данные Госкомстата о десятках тысяч эмигрантов в год - лишь верхушка айсберга, подчеркивает эксперт.
Переселение народа
Украинец Михаил Доброчаев, проживающий ныне в Польше, когда-то начинал учебу в киевском вузе, а магистратуру по той же специальности, телекоммуникации, окончил в частном польском институте.
Сейчас 24-летний Доброчаев работает электротехником в немецкой компании TSL Elektronik, а в свободное время руководит сообществом в соцсети ВКонтакте для нынешних и будущих эмигрантов Жизнь в Польше, насчитывающем 21 тыс. подписчиков.
“На что может рассчитывать студент после окончания института в Украине? - задает почти риторический вопрос Доброчаев. - Зарплата 2 тыс. грн. и туманная перспектива роста. А тут со старта в немецкой компании у меня было [жалованье] 550 евро”.
По данным ЮНЕСКО, около 10 % украинских студентов, выезжающих учиться за рубеж, решают там остаться. Намерения остальных соотечественников отражают итоги опроса, проведенного американским институтом общественного мнения Gallup в 2013 году. 21 % взрослых украинцев хотели бы переехать в другую страну. Сильнее эмигрантские настроения лишь в Армении (40 %) и Молдове (32 %).
Нынешняя жительница Галвестона, штат Техас (США), Татьяна Грабовец, учитель по образованию, впервые посетила Соединенные Штаты в 2010-м. За океаном туристку поразила бытовая культура американцев.
“Там один из 100 людей бросит бумажку на улице, а в Украине один из 100 бросит ее в мусорный бак”, - сравнивает украинка.
21 % взрослых украинцев хотели бы переехать в другую страну
Разительное отличие между двумя странами в пользу Америки стало решающим мотивом отъезда Грабовец.
“Самое печальное, что я очень люблю Украину, и горжусь, что свои знания и свое воспитание я получила именно там, - рассуждает она. - Но обидно до боли, что люди с таким интеллектом и потенциалом живут в нищете”.
Сегодня все большее число соотечественников получают возможность увидеть собственными глазами преимущества жизни в других странах, по крайней мере внешне видимые. Так, по информации Госкомстата, если в 2007 году за рубежом в качестве туристов побывали 300 тыс. украинцев, то в 2010-м - 1,2 млн, а в 2012-м - 1,9 млн.
Росту выездного туризма поспособствовало снижение стоимости путевок на 10-15 %, появление в стране лоукостов, а главное - смягчение визовых режимов с другими странами, в результате чего соотечественники могут без виз или с оформлением их по прилете в аэропорту посетить 77 государств.
С этой тенденцией эксперты напрямую связывают рост эмиграции в 2013 году на 40 %. Зачастую в нее перерастают деловые туристические поездки или кратковременные зарубежные контракты, отмечают эксперты.
Обычно специалист подписывает договор на год, и потом его либо продлевают, либо работник возвращается в Украину, рассказывает Анна Толкач, управляющий партнер рекрутингового агентства Recruit Alliance, занимающаяся трудоустройством украинцев за рубежом. В среднем одна заграничная “вахта” длится от двух до пяти лет.
“По нашим подсчетам, каждый десятый украинец после окончания контракта остается за границей”, - заключает Толкач.
Перспектив в Украине не вижу - ни по части работы, ни по уровню зарплаты
К таким людям относится 30-летний Антон Павлушко, который с 2006 года работает в фармацевтической компании в Мюнхене (Германия), но оформить документы на ПМЖ решил лишь в нынешнем году.
“Перспектив в Украине не вижу - ни по части работы, ни по уровню зарплаты”, - отбрасывает Павлушко всякую надежду на возвращение.
Кравцов, перебравшийся на край света, говорит то же самое: мол, программист в Австралии получает около $ 6 тыс., а в Украине в лучшем случае всего $ 1,5-2,0 тыс. и в самом лучшем - $ 3 тыс.
Но и жизнь на южном континенте не такая уж дешевая: аренда квартиры обходится Кравцову в $ 1,7 тыс., продукты - в $ 500, а месячный проезд в метро - в $ 100. Тем не менее, согласно данным исследования РИА Рейтинг, проведенного среди европейских стран, у среднего украинца на продукты уходит 50 % зарплаты, у россиянина - 30 %, а у британца - 9 %.
Однако материальные блага не всегда компенсируют трудности адаптации украинцев на чужбине. 27-летняя Екатерина Шмидт, живущая в Германии с 2005 года, никак не может привыкнуть к тому, что немцы живут по жестким правилам, не допуская какого-либо креатива. Ей непонятно, почему даже малейший шум в квартире после 22:00 может тут же привести к ссоре с соседями и вызову полиции.
А еще Шмидт сталкивалась с пренебрежительным отношением немцев к иностранцам, но это не повлияло на ее окончательное решение в 2013 году оформить ПМЖ в Германии. “Я надеялась, что в Украине жизнь изменится, ждала этого, но постепенно надежды рассеялись, как дым”, - грустит Шмидт.
Сальдо мортале
Первая волна выезда на ПМЖ за рубеж пришлась на период после распада СССР и была большей частью этнической, а также эмиграцией “мозгов”, считает Ирина Прибиткова, старший научный работник Института социологии НАН Украины.
За рубеж массово поехали евреи, которые не решались или не могли сделать это при советском режиме, немцы и приазовские греки. К этому потоку мигрантов присоединились сотрудники многочисленных НИИ, которые фактически разваливались в постсоветской Украине.
Начиная с 2005 года в Украине установилось положительное сальдо эмиграции - въезжающих стало больше, чем выезжающих
Половина научных деятелей перебрались в другие страны СНГ, государства Балтии, а также в США, Канаду и Францию, отмечает Прибыткова. Многие украинцы покидали родину, объединяясь со своими родственниками за границей. Позже существенной составляющей выездного трафика стали заробитчане.
Однако начиная с 2005 года в Украине установилось положительное сальдо эмиграции - въезжающих стало больше, чем выезжающих, подчеркивает Прибиткова. Это происходило за счет возврата ранее депортированных народов, например крымских татар, иммиграции из неблагополучных стран третьего мира.
Неожиданное обращение этой тенденции вспять в 2013 году аналитики связывают с ухудшающимся качеством жизни. Согласно рейтингу Global AgeWatch Index 2013, который оценивает качество жизни, Украина среди 91 государств мира расположилась на 66-м месте, уступая Беларуси (60-е место), Венесуэле (61), Кыргызстану (63) и Сербии (64). Для сравнения: Канада в рейтинге пятая, а Германия - третья.
Низкое качество жизни это не только падение покупательной способности, низкие зарплаты и безработица, но и отсутствие результатов в бизнесе и творчестве, а главное - отсутствие надежды на перемены к лучшему, поясняет киевский психолог Анна Лянна.
Даже самые стойкие патриоты и вполне успешные бизнесмены редко когда упустят шанс на эмиграцию, считает эксперт.
“Исходя из основных душевных и социальных потребностей человека - быть принятым, значимым, реализовать себя и находиться в безопасности, - говорит психолог. - Именно от этого отталкиваются люди, принимая решение выехать в другую страну”.
Даже самые стойкие патриоты и вполне успешные бизнесмены редко когда упустят шанс на эмиграцию
При этом Лянна уверена, что современный мигрант в цивилизованных государствах получает не меньший, чем у коренных жителей, уровень защищенности.
Например, Blue Card, вступившая в силу в 2011 году во всех странах Евросоюза, позволяет трудовым мигрантам после трех лет работы остаться на ПМЖ, хотя раньше для этого было необходимо около пяти лет.
Не отстает в этом направлении и Канада. Согласно плану, обнародованному министерством гражданства и иммиграции, эта страна в 2014 году примет 260 тыс. приезжих, дав им статус постоянных резидентов.
Впрочем, Кравцов призывает подумывающих о переезде соотечественников не путать туризм с эмиграцией и не питать иллюзий. Мол, украинцам всегда кажется, что где-то лучше, чем дома, но для адаптации на чужбине перемены в первую очередь должны произойти внутри них. Тогда, возможно, и покидать родину не придется.
Пока же эксперты признаков охлаждения чемоданных настроений среди соотечественников не видят.
“На 1 тыс. эмигрантов возвращается только один, - подводит итог Быченко. - Это самый яркий показатель ситуации с эмигрантами, и, чтобы его переломить, должны пройти десятилетия”
***
Этот материал опубликован в №3 журнала Корреспондент от 24 января 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.