Как Украине вернуть Крым и к чему нужно готовиться жителям непризнанной территории
Россия подписала соглашение о присоединении Крыма.
18 марта Владимир Путин и представители непризнанной Республики Крым подписали договор о вхождении полуострова в состав Российской Федерации в статусе субъектов. От крымской стороны подписи под документом поставили председатель Верховного Совета Крыма Владимир Константинов, непризнанный Украиной председатель Совмина Сергей Аксенов и глава Севастополя Алексей Чалый. Договор закрепляет, что полуостров считается принятым в Россию с сегодняшнего дня, в составе страны появляются Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Граница Республики Крым с Украиной на суше будет считаться государственной границей РФ, граница по морю будет определяться по принципам международного права. Государственными языками Крыма являются русский, украинский и крымскотатарский. В случае противоречия действующего законодательства Крыма Конституции России, спорные нормы применяться не будут. Жители Крыма автоматически получают российское гражданство, за исключением тех, кто в течении месяца заявит о желании сохранить украинский паспорт.
Украинским военнослужащим и правоохранителям Сергей Аксенов предложил либо подать в отставку, либо присягнуть на верность Республике Крым. Все военное имущество и техника переходят от Минобороны Украины в собственность Республики Крым. К вечеру ситуация на полуострове обострилась – несколько украинских военных частей в Крыму подверглись штурму, один военнослужащий погиб. В ответ украинское Минобороны разрешило солдатам применять оружие.
Быт по-русски
Интеграция финансовой, экономической и социальной системы Крыма с российской должна произойти до 1 января 2015 года. Де-факто процесс уже начат. Банки на полуострове готовятся к переходу на рублевый баланс, Черноморнефтегаз был захвачен и передан под контроль Газпрому, объекты госсобственности национализированы в пользу Республики Крым.
После проведения «референдума» в Крыму счета Государственного казначейства Украины на территории полуострова оказались заблокированы, перечисление налоговых и таможенных платежей в госбюджет Украины остановлено. По оценке министра финансов Александр Шлапака, на территории Крыма в 2013 году налогоплательщики заплатили 8,5 млрд гривен: 3,8 млрд – в государственный бюджет и 4,7 млрд – в местный. «Получили они 16,6 млрд гривен. Кроме того, дотация Пенсионного фонда АРК за прошлый год составила 3,4 млрд гривен», – говорит он.
Первый вице-премьер Украины Виталий Ярема заверил, что в апреле крымчане получат зарплаты и пенсии из бюджета Украины. «Мы не признаем Республику Крым, поэтому бюджетных отношений мы с ней выстраивать не будем», – сказал он, добавив, что не знает, как это будет организовано на практике.
Новый статус территории может означать перерегистрацию недвижимости на полуострове, перенос в реестре корпоративных прав, переоформление украинских обществ на российские общества и так далее. Все вопросы, связанные с регистрацией, любого типа собственностью и лицензированием на сегодня Украиной и Россией не урегулированы.
По словам Олега Мальского, партнера AstapovLawyers International Law Group, во время переходного периода есть два варианта действий: либо период будет дан на переход в российское правовое поле, либо будут изменены определенные правила в РФ для действий на территории Крыма. «Это касается как государственных номеров автомобилей, так и прописки и т. д., – говорит он. – Налоговая система и система социальных выплат фактически должна перейти на права РФ при принятии Крыма в состав России».
Открытым остается вопрос, что будет с теми предприятиями, учреждениями, банками, которые не захотят переходить на российскую систему. «Так, например, по закону РФ иностранные банки могут действовать на территории, только в виде представительств без права коммерческой деятельности, либо в виде дочерних банков, в которых минимальный уставной капитал приблизительно $10 млн», – говорит Мальский.
Соответственно, согласно данному положению, например, все филиалы украинских банков в Крыму должны пройти перерегистрацию, получить лицензию центробанка России, создать дочерние банки и внести туда минимум $10 млн уставного капитала, чтобы иметь право продолжать свою работу.
«Однозначно, нельзя исключить достаточно большого количества исков как в Европейский суд по правам человека в связи с экспроприацией, так и исков по соглашению по защите инвестиций между Россией и Украиной, и исков о защите инвестиций Российской Федерации от других стран, где, как правило, находятся холдинги украинских бизнесов в Крыму, в связи со сложившейся политической ситуацией», – говорит юрист.
Юридическое оружие
Представители украинской власти заявляют о намерении решать проблему Крыма исключительно дипломатическими методами. «Мы будем использовать весь арсенал дипломатических механизмов. В частности, это и международные суды, и обращение к странам-гарантам», – говорит Денис Дзендзерский, нардеп от «Батькивщины». По его словам, планируется подсчитать ущерб, нанесенный Украине действиями России и через все возможные механизмы гарантирования прав государство будет добиваться компенсации в международных инстанциях.
«Украина задекларировала главный принцип, которым до этого момента пользовалась – мирное регулирование через дипломатические, политические, экономические механизмы», – говорит Павел Розенко, депутат от партии УДАР. По его словам такую позицию одобрили и ЕС, и США. «Наш арсенал реакций на действия России очень ограничен», – признает он.
При этом он отмечает, что любое силовое действие со стороны Украины даст повод России «физически уничтожить страну из-за огромного преимущества над нашими вооруженными силами». «Зачистка нашей страны произойдет очень быстро», – говорит он.
Украина намерена скоординировать действия с Советом безопасности ООН и странами ЕС. «Нам придется подавать иски в международные суды, обращаться к странам-партнерам, чтобы к РФ были предприняты более жесткие экономические меры и другие меры мирного характера», – говорит Розенко.
Олег Мальский также уверен, что Украина должна бороться за Крым. «Обращаться необходимо как в ООН, в международные суды, так и во все международные организации», – говорит он. Но он отмечает, что юридической панацеи для таких случаев не существует, как не существует единого всемирного суда, который бы поставил точку в вопросе – кто прав, кто виноват. На протяжении последних 20 лет европейский континент увидел возникновение достаточно многих новых государств: «Известна ситуация с Абхазией, которую признает только часть стран, а другая не считает их независимым государством, – говорит он.
При этом он подчеркивает, что обязательства Украины перед Россией сохраняются, но должен быть найден новый компромисс и в газовом вопросе, и в других ключевых договорах.