Президент Паралимпийского комитета: В Сочи нас постоянно "пасли"
Валерий Сушкевич рассказал о цензуре в Сочи, популярности украинских спортсменов и разговоре с Путиным.
О популярности
- Украинская команда была самой популярной на Паралимпиаде, - говорит президент нашего Паралимпийского комитета. - Не было такого, чтобы кто-то из наших спортсменов, тренеров просто так прошел по улице или на спортивной арене. Вокруг сразу собиралось много людей, начинали общаться. Для меня было важным то, что люди говорили нам: "Мы не смотрим российское телевидение, и мы не согласны с решением о введении войск". Волонтеры, зрители, спортсмены других стран были солидарны с тем, что мы делали, чтобы спасти страну от войны.
О цензуре
- На первую пресс-конференцию перед открытием Олимпиады я опоздал, потому что перед пресс-конференцией меня позвали в отдельную комнату и передали информацию, чтобы я дал почитать то, что я планирую говорить. Такого в мировом спортивном движении я еще не видел! Они боялись того, что я скажу. В итоге меня предупредили: "Ты же там лишнего не скажи". А речь Григория Вовчинского относительно Украины и того, ради чего мы сюда приехали, зал встретил аплодисментами.
О медалях
- К сожалению, золотых призеров у нас не так много. И половины золотых медалей, которые могли, мы, увы, не завоевали. Молодые спортсмены все-таки не выдержали того стресса, ведь они были под давлением и каждый день наблюдали в интернете за тем, что происходит в Украине. Я благодарю нашего ветерана Виталия Лукьяненко, который завоевал наибольшее количество "золота". С теми травмами, которые сегодня есть у него, - это невероятно.
О скандале
- На Играх нас постоянно "пасли". Такой Паралимпиады не было вообще никогда. За каждым шагом Людмилы Павленко вплоть до самого выхода на стадион следила группа людей. Когда сопровождающим сказали отойти, Люде передали кулек с венком, они все бросились к этому венку, просили отдать его, прочитали слово "мир" на каждой ленточке, начали отбирать. Мы вынуждены были снять ленточки, а венок Люда надела на голову.
Но несколько людей остались наблюдать за Людой. И когда она уже выезжала на стадион, быстрым движением скинула куртку, а под курткой - желтая футболка с теми же надписями. Они бросились к ней, пытались отодрать слова с футболки. И здесь сыграло свою роль то, что мы сделали на Зимних Играх - все спортивное сообщество было на стороне Украины, которая борется за мир. Флагоносцы других стран сгруппировались возле Люды и сказали: "Не трогайте". И она попала на стадион.
О встречах с Путиным
- Первая встреча была по его инициативе. Ее мне устроил вице-премьер-министр Козак. Меня нашли, сказали, что нужно встретиться с представителем правительства России. Мы ночью куда-то поехали в сопровождении кортежа, при этом перекрывались все дороги. Зашли в отель, и в конце огромного зала я увидел Путина и Козака. Для меня это был сюрприз. Честно говоря, я вел себя довольно эмоционально, махал руками и громко говорил. Я попросил Путина о гуманной миссии: хотя бы сейчас сделать передышку в военной эскалации. Он сказал: "Я рассмотрю это предложение, поверьте". И в принципе Паралимпиада определенным образом дала передышку действиям на территории Крыма.
Во второй раз мы встретились за день до закрытия Игр, разговаривали минут 30-40. Я говорил об опасениях относительно начала войны, попросил, чтобы у тысяч людей не было горя и чтобы Украина и Россия сели за стол переговоров. Также я попросил его сберечь лучшую паралимпийскую базу в мире, которая построена в Евпатории. Он говорил много стереотипов об исторических потенциальных желаниях России... Но все-таки наш разговор закончился на том, чтобы он посмотрел на паралимпийцев, на то, как они борются за жизнь и как важно, чтобы наши нации были здоровыми.