Корреспондент: Самый бедный президент в мире

Наталия Мечетная,  26 марта 2014, 20:00
💬 46
👁 24688

Президент Уругвая Хосе Мухика, ведущий образ жизни простого фермера, превратил свою страну в главный оплот либерализма региона, легализовав гей‑браки, марихуану и вручив каждому школьнику‑бедняку по компьютеру, - пишет Наталия Мечетная в №11 журнала Корреспондент от 21 марта 2014 года.

Простой, либеральный, а главное — самый бедный в мире. Таков президент Уругвая, 78‑летний Хосе Мухика, который своими инициативами сумел влюбить в себя едва ли не всю молодежь страны.

Стиль жизни этого человека поражает мировое сообщество. Мухика, победивший на президентских выборах в 2009 году, 90 % собственной зарплаты (а она составляет около $ 12 тыс.) отдает на благотворительные нужды. Сам же довольствуется малым, живя на скромной ферме неподалеку от столицы Монтевидео. От соседних его имение отличается лишь тем, что его охраняют два полицейских.

Лучший друг президента — его трехногая собака Мануэла, с которой он практически неразлучен. Средством передвижения уругвайского лидера является Volkswagen Beetle 1987 года выпуска, нынешняя стоимость которого не дотягивает и до $ 2 тыс.

“Это вопрос свободы”, — лаконично поясняет Мухика свой отказ от приличествующей президенту респектабельности.

Под стать образу жизни главы государства и его стиль правления, в течение которого были легализованы гей‑браки, аборты и марихуана.

С легкой руки Мухики Уругвай приобрел славу самого либерального государства в Латинской Америке. Крошечная страна с населением чуть более 3 млн человек, зажатая между такими гигантами, как Аргентина и Бразилия, становится объектом пристального внимания.

К примеру, авторитетное британское издание The Economist в конце прошлого года впервые в своей истории объявило страну года, и ею стал Уругвай. Аналитики положительно оценили легализацию гей‑браков и марихуаны. Первое, по их мнению, просто без всяких затрат делает людей счастливее, а второе помогает правоохранителям сконцентрироваться на более серьезных преступлениях. Одобрительно отозвался журнал и о самом Мухике.

 
AP

“Скромный, либеральный и веселый”, — написало издание об уникальном президенте‑бедняке.

Однако Мухика себя бедным не считает.

“Бедные — это те, кому нужно еще и еще. Постоянно гоняются по кругу за чем‑то, и им постоянно не хватает времени”, — говорит уругвайский лидер.

По утверждению Мухики, он сам выбрал скромную жизнь, зато он может жить так, как хочется. Президент признает тот факт, что в глазах мира выглядит чудаковатым пожилым человеком, и в то же время он обладает большой роскошью — возможностью жить так, как считает нужным.

А большинство современных лидеров своей политикой принуждают людей к массовому потреблению, что затем выливается в экономический кризис, обосновывает собственный аскетизм Мухика.

Скромный и честный

Путь к скромному имению уругвайского президента лежит через грунтовую дорогу, а сам он одевается как самый обычный фермер, носит воду и выращивает цветы.

У немолодого Мухики бурное прошлое. Выходец из семьи бедных фермеров, в молодости он был членом леворадикального движения Тупамарос, ставшего популярным после победы кубинской революции 1959 года. Помимо распространения марксизма, суть действий движения в основном сводилась к захвату богатых и власть имущих людей, а затем взимания выкупа за их освобождение — так называемого революционного налога.

 
AP

В память об этом периоде жизни у Мухики остались следы от шести пулевых ранений и воспоминания о 14‑летнем тюремном заключении. Причем большую часть срока его держали в камере‑одиночке. Зная не понаслышке, что значит жить в нечеловеческих условиях, Мухика откровенно рассказывает, как, выйдя на свободу, радовался возможности спать на простом матрасе.

Освободившись в 1985‑м, Мухика вместе с другими членами Тупамароса и представителями некоторых левых организаций создал политическую партию Движение народного участия. Оно быстро приобретало популярность, и уже в 1994 году Мухика был избран депутатом парламента.

К 2004‑му Движение народного участия оказалось крупной партией, вошедшей в состав уругвайского Широкого фронта — левой политической коалиции в стране. Летом 2009 года Мухика выиграл партийные выборы, выдвинувшись кандидатом в президенты от Широкого фронта. Затем последовала победа на выборах главы государства.

“За Хосе Мухику проголосовали множество молодых людей, потому что он представляет современные и прогрессивные идеи”, — говорит Корреспонденту уругвайка Дебо‑ ра Ареше.

И дело не только в легализации марихуаны, инициированной лидером страны. К примеру, теперь практически каждый уругвайский ребенок имеет доступ к лэптопу или персональному компьютеру с интернетом без каких бы то ни было ограничений. Правительство делает все возможное, чтобы дети даже из самых бедных семей могли пользоваться ПК.

Так, с приходом к власти Мухики в стране началась реализация программы Каждому ребенку по ноутбуку, в рамках которой все без исключения дети бедняков, у которых дома нет компьютеров, получили их от государства. За первые два года действия программы компьютеры появились у 362 тыс. учащихся.

 
AP

Бедные дети — основная головная боль Мухики. По словам президента, после окончания срока своих полномочий он планирует усыновить и поселить у себя на ферме 30‑40 бездомных и брошенных малышей и лично обучить их фермерству.

Кроме того, существенные шаги были сделаны для предоставления дешевого жилья молодым людям. Даже жена Мухики, Лусия Тополански, в прошлом — участница партизанского движения, а теперь сенатор, жертвует большую часть своих доходов в фонд строительства жилья для  малоимущих.

Первая чета государства не желает ни богатств, ни кортежей. Философия жизни уругвайского президента проста: если человек не ставит перед собой задачу покупать много дорогих вещей, ему нет смысла всю жизнь трудиться не покладая рук. Таким образом, освобождается больше времени для самого себя.

В свою очередь, Ареше напоминает, что ее страна невелика и населена преимущественно простыми, мирными людьми. В таких условиях президенту не требуются масштабные меры безопасности.

Стабильный и либеральный Уругвай — одна из наиболее экономически развитых стран Латинской Америки. ВВП на душу населения здесь составляет $ 16.600. Для сравнения: в богатой нефтью Венесуэле — $ 13.600, а в соседней Бразилии — $ 12.100. 

Среди всех государств Латинской Америки в Уругвае, по признанию экспертов, наиболее равномерно распределяются доходы, поэтому часто эту страну называют латиноамериканской Швейцарией. И хотя многие отрасли местной промышленности контролирует государство, правительство в последние годы повернуло курс в направлении свободных рыночных отношений и начало стимулировать привлечение иностранных инвестиций. Для их обеспечения созданы зоны свободной торговли, освобожденные от налогов.

В то же время, как отмечает уругваец, Родриго Ороско, на прочей территории страны налоги высоки, и товары стоят дороже, чем в соседней Аргентине. К примеру, автомобиль, цена которого в Уругвае достигает  $ 25 тыс., в Аргентине можно купить за $ 15 тыс.

 
AP

Это не мешает международным экспертам высоко оценивать успехи Уругвая. В соответствии с Индексом качества жизни Лондонского научно‑исследовательского института Legatum, Уругвай является лучшим местом для жизни в Латинской Америке.  Индекс учитывает такие показатели стран, как состояние экономики, предпринимательство и возможности, образование, здоровье,  безопасность, личные свободы.

В соответствии с Индексом качества жизни Уругвай занимает 30‑е место. Для сравнения: Чехия находится на 29‑й строчке, а Италия — на 32‑й. Соседи же Уругвая, Аргентина и Бразилия, расположились на 45‑м и 46‑м местах соответственно.

Впрочем, Мухика скептически относится к всевозможным рейтингам и утверждает, что если бы он “беспокоился о социологах, то не был бы президентом”.

Полный легалайз

С подачи нынешнего президента Уругвая эта страна первой в мире полностью легализовала марихуану. Принятый здесь закон разрешает не только употребление, продажу или выращивание наркотической травы в некоммерческих целях, но и ее коммерческую культивацию под надзором государства.

Марихуана, согласно принятому закону, может продаваться в аптеках по установленным властями ценам, а приобрести ее имеют право лишь совершеннолетние граждане и в ограниченном количестве. Для иностранцев продажа марихуаны запрещена.

За все свои новации по внутреннему устройству Уругвая Мухика был даже выдвинут на соискание Нобелевской премии мира 2014 года. Его кандидатуру представили левая партия Frente Amplio, объединение фермеров PlantaTu Planta и голландский  Институт мира с наркотиками.

Мухика поблагодарил за высокую честь.

 
AP

“Мы только предложили попробовать другой путь, поскольку репрессии уже не работают, — прокомментировал свою инициативу Мухика. — Мы не знаем, получится ли у нас. Мы предлагаем бороться не с марихуаной, а с наркотрафиком”.

Уже сегодня в Уругвае уверены: легализация производства и продажи травы не приведет к тому, что люди станут ее больше употреблять, а просто позволит контролировать этот бизнес.

Марихуану, скорее всего, будут выращивать на полях, принадлежащих министерству обороны. К такому решению власти склоняются из соображений безопасности — дескать, военные обеспечат наркотическим растениям надежную охрану.

При всем при этом в обширной либерализации законодательства страны Мухика не видит никакой крамолы, тем более прорыва.

“Мы применяем простой принцип: признавать факты. Аборт — это старо, как мир. Гей‑брак — я вас умоляю, это старее, чем мир”, — рассуждает президент Уругвая.

Также он уточняет, что не является реформатором, а всего лишь признает объективную реальность: по словам Мухики, не узаконить гей‑браки и наркотики оказалось бы просто пыткой для некоторых людей.

Другим нововведением стала легализация абортов. Вокруг нее по‑прежнему ведется много споров, но, по мнению Ареше, это еще один шаг на пути к демократии и предоставлению женщинам права выбора.

“Уругвай стwановится все более привлекательной страной, — пишет американский журнал International Living. — Мирный и стабильный, Уругвай защищен от стихийных бедствий. Он как Старый Свет, только с латиноамериканским обаянием и талантом”.

В целом опрошенные Корреспондентом уругвайцы ценят правительство за стабильную и спокойную жизнь, но стиль жизни и чудачества своего президента воспринимают неоднозначно. Некоторые считают, что все же у главы государства должен быть более солидный имидж, а живущий, как простые люди, Мухика таким образом популяризует бедность, что тоже не очень хорошо.

Сам президент говорит о том, что всегда надо оставаться верным самому себе.

“Мой образ жизни — это следствие моих ран. Я сын своей истории”, — однажды заявил Мухика.

***

Этот материал опубликован в №11 журнала Корреспондент от 21 марта 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: президент жизнь марихуана однополые браки гей-движение легализация наркотиков Уругвай политика