США нам помогут. Что думают мировые эксперты о перспективах продажи американского газа в ЕС и Украину
Корреспондент.net,
31 марта 2014, 17:48
💬
237
👁
20971
Как обеспечить энергетическую безопасность на континенте?
В свете обострения отношения Запада и РФ, вопрос энергетической безопасности ЕС и Украины становится особо актуальным.
В данном контексте вызвало резонанс заявление президента США Барака Обамы, который намекнул на возможность продажи в Европу американского газа.
Перспективы подобного шага для Корреспондент.net прокомментировали авторитетные мировые эксперты по энергетике.
Тим Берсма, научный сотрудник Инициативы по энергетической безопасности при вашингтонской общественной организации Brookings Institution:
Президент США действительно намекнул на перспективу продажи природного газа в Европу. Но стоит учесть, что Белый дом не продает природный газ. А готовы ли американские компании продавать американский газ в Европу? Учитывая то, что мы знаем сегодня об уровне глобальных цен на сжижженый природный газ, я думаю, далеко не факт, что американский газ будет конкурентоспособным в Европе.
А готовы ли американские компании продавать американский газ в Европу?
Это потому, что в большинстве случаев трубопроводный газ — хоть то из России, Норвегии, Нидерландов, Алжира или откуда-то еще — дешевле, чем сжижженый. Поэтому продавцы СПГ из США, скорее всего, будут более заинтересованы продавать свою продукцию в Азии (или Латинской Америке), где цены выше.
Конечно, первоочередной вопрос состоит во внутреннем решении США: будет разрешен неограниченный экспорт СПГ или нет. В данный момент компании могут экспортировать в страны, входящие в так называемое Соглашение о свободной торговле. У европейских стран нет такого соглашения, поэтому разрешения на экспорт газа в Европу должны будут определяться на индивидуальной основе и считаться соответствующими "национальным интересам". Это длительный и дорогостоящий процесс. Поэтому стоит предположить, что США не начнут никакой экспорт СПГ до конца 2015. Конечно же, будем надеяться, что украинский кризис решится задолго до этого!
Еще одно, что стоит принять во внимание — Украина и вся Восточная Европа на данный момент не имеют технической возможности получать СПГ. Там нет регазификационных терминалов, а инфраструктура слишком плохо развита для того, чтобы заставить газ из Западной Европы течь в Восточную и сделать это разумной альтернативой. Уйдет несколько лет, чтобы подготовить страну для получения альтернативного газа в больших объемах, поэтому снова таки — никаких быстрых решений быть не может.
Еще одно, что стоит принять во внимание — Украина и вся Восточная Европа на данный момент не имеют технической возможности получать СПГ.
Поэтому мы считаем, что перспектива решения украинского кризиса с помощью американского газа не является реалистичной.
С нашей точки зрения, в первую очередь нынешний кризис нужно решить как можно быстрее дипломатическими путями. Мы не верим, что угроза санкций возымеет эффект, поэтому нам нужно глубоко вдохнуть и вернуться за стол переговоров. Поэтому я думаю, что значительная часть решения насущных проблем находится в Европе и самой Украине. Европе стоит приложить больше усилий для дальнейшей интеграции ее рынков, в частности на востоке континента. С большим количеством газораспределительных станций и лучшим реверсом, такие страны как Украина будут лучше подготовлены к потенциальным перебоям с поставками. И давайте будем честными, украинский энергетический сектор сам требует значительных реформ. Коррупцию в этой сфере нужно пресечь, поскольку в противном случае мало кто будет заинтересован в том, чтобы в нее инвестировать.
Касательно привлечения альтернативных поставок, Европа лишь начала присматриваться к своему потенциалу нетрадиционного газа и это может стать существенным, например, в таких странах как Украина. Это может привлечь некоторые дополнительные поставки в Европу, хотя текущие предположения свидетельствуют, что, в лучшем случае, это снизит зависимость Европы от импорта приблизительно на 60% в будущем. Кроме того, и я считаю это более важным, Европа должна усилить свои действия относительно развития возобновляемой энергии, а также повысить энергоэффективность и снизить потребление энергии в целом.
Европа лишь начала присматриваться к своему потенциалу нетрадиционного газа и это может стать существенным, например, в таких странах как Украина.
Но в конечном итоге, нравится нам это или нет, значительная часть газа будет импортироваться. Поскольку цена больше, чем любой другой фактор определяет источники поставок, я думаю, Россия будет оставаться важным поставщиком для Европы в течение предстоящих десятилетий. Думаю, нам стоит быть реалистами в этом плане и понимать, что некоторые нынешние политические идеи на самом деле являются нереальными, с моей точки зрения. Для большей части Европы "независимость" вряд ли возможна. Но я не думаю, что это должно быть проблемой. Если чрезмерно полагаться на поставщика, это может привести к проблемам, но если работать по вышеописанных схемах, это может снизить зависимость, с моей точки зрения. Я думаю, это откроет путь вперед, что является куда более реалистичным, чем обещание "энергетической независимости", которая в реальности никогда не наступит, несмотря на то, обещает ее американский президент, или нет.
Джина Коэн, израильский энергетический эксперт:
Процент природного газа как часть глобальной топливной корзины возрастает, в том числе и в Европе. Наличие собственного газа в Европе уменьшается. Поэтому, по моим глубоким убеждениям, Европа и далее будет нуждаться в импорте больших и даже возрастающе больших объемов газа в будущем.
Европа и далее будет нуждаться в импорте больших и даже возрастающе больших объемов газа в будущем.
Тем не менее, существуют шаги, которые Европа может предпринять и уже предпринимает для увеличения если не независимости, то хотя бы безопасности в поставках и ощущения спокойствия относительно того, что покупка российского газа принесет Европе больше выгод, нежели проблем:
- увеличение газовых хранилищ для возможности продолжать поставки во времена угроз отключений;
- двусторонние интерконнекторы, чтобы 27 стран ЕС могли поддерживать друг друга, а не оставлять наедине во времена кризиса;
- построить еще больше СПГ-терминалов (Европа в данный момент импортирует СПГ следующим образом: 31 миллиард кубометров из Катара, 14,4 миллиардов кубометров из Алжира, 11,6 миллиардов кубометров из Нигерии + небольшое количество из других стран);
- развивать чистую угольную технологию, которую можно легко и безопасно использовать для базовой энергии;
- возобновляемые источники энергии, которые, конечно, не настолько стабильны, но тоже вносят лепту в конечную энергетическую независимость;
- постепенное возвращение к атомной энергии;
- сделать то, что сделали американцы и попытаться развить свой собственный рынок сланцевого газа, несмотря на то, что в Европе это сделать сложнее, чем в США;
- методы энергосбережения и энергоэффективности.
Может ли Европа получить весь свой газа из США? Нет. Европа потребляет около 450 миллиардов кубометров газа в год, и если США начнет экспортировать 100 миллиардов кубометров в год, это уже будет неплохой старт и первые некоторые независимые контракты были подписаны с покупателями. Кроме того, разрешительный процесс в США чрезвычайно сложен на сегодняшний день, американский Департамент энергетики подтвердил лишь семь заявок на разрешение экспортировать СПГ в не-ЗСТ страны и лишь один проект — Cheniere — получил второе, самое сложное разрешение FERC. Кроме того, поскольку большинство, если не все контракты СПГ из США сделали на коммерческой основе, без оговорок назначения, это означает, что продавцы будут решать, что является для них лучшим экономическим рынком для отгрузки газа. Мне кажется, что многие поставщики предпочли бы продавать на азиатские рынки, а не в Европу из-за высшей цены, доступной на нынешний день.
Может ли Европа получить весь свой газа из США? Нет. Европа потребляет около 450 миллиардов кубометров газа в год, и если США начнет экспортировать 100 миллиардов кубометров в год, это уже будет неплохой старт и первые некоторые независимые контракты были подписаны с покупателями.
Что может сделать Украина для обретения своей энергетической независимости? Ну, это сложный вопрос. Мне кажется, что Украина сделала много политических просчетов в течение многих лет: она покупала большие объема дешевого российского газа, что не мотивировало ее покупать в других источников, диверсифицировать (посмотрите на Испанию, которая решила покупать дорогой СПГ, чтобы не зависеть от России). Дешевый газ в Украине не давал стимулов бороться за энергоэффективность, поэтому значительное его количество просто тратилось и все это усугублялось плохим управлением и сильной коррупцией, что отразилось на огромных газовых долгах, несмотря на низкую цену. Мне кажется, что нужно сделать что-то очень радикальное, чтобы коренным образом улучшить энергетическую политику страны и управление, включая затягивание поясов и меры жесткой экономии.
Или оставить все и увеличить зависимость от дешевого российского газа.
Гаральд Хойбаум , доцент в области глобальной энергетики в Лондонском университете:
Возможно, что в будущем США начнет экспорт сланцевого газа в Европу, но пока такой экспорт ограничен процедурами лицензирования. Поскольку пока что ЕС не имеет договора о свободной торговле со США, американский Департамент энергетики должен давать разрешение предприятиям, экспортирующим СПГ — пока только одно такое предприятие (в Луизиане) имеет необходимое разрешение, но оно не начнет поставки до конца 2015 года. Конгресс мог бы упростить процесс рассмотрения разрешений, но даже если это будет сделано быстро, процесс собственно подготовки к поставкам больших количеств сланцевого газа в Европу займет несколько лет. Инфраструктуры пока нет, терминалы для экспорта СПГ нужно еще построить. Процесс сжижения и транспортировки газа в Европу дорогой и это может отпугнуть компании, которые могли бы вместо этого продавать дешевый газ в Канаду или Мексику через трубопроводы. Учитывая все это, США вряд ли отправят Европе какое-либо значимое количество сланцевого газа в течение ближайших лет. Также выглядит сомнительной способность США обеспечить ЕС полным объемом необходимого ему газа. Таким образом, когда президент Обама поддержал поставки газа в Европу, он также призвал ЕС сначала заняться развитием собственных источников энергии (включая сланцевый газ). Он знает, что есть значительные препятствия на пути экспорта больших объемов газа в Европу — вот почему он выражался достаточно осторожно.
Возможно, что в будущем США начнет экспорт сланцевого газа в Европу, но пока такой экспорт ограничен процедурами лицензирования.
Если Европа хочет обрести больше независимости от российского газа, у нее есть несколько возможностей это сделать. Она может больше инвестировать в возобновляемую энергию, такую как ветреная, солнечная и энергия биомасс. Она может заняться разработкой собственных резервов сланцевого газа. Она может попытаться импортировать больше газа от других производителей в Южном газовом коридоре, например, СПГ из Катара. И она может предпринять меры для повышения энергоэффективности и добиться большего сохранения энергии.
Способ со сланцевым газом не быстрый и может занять значительное количество времени на создание необходимой промышленности в Европе (или хотя бы в странах ЕС, которые хотят разрабатывать сланцевый газ). В краткосрочной и среднесрочной перспективе индустрия сланцевого газа точно не сможет обеспечивать большие объемы энергии, чтобы заменить импорт российского газа.
Дальнейшее развитие возобновляемых источников энергии выглядит лучшей возможностью для многих стран ЕС, но и это также займет некоторое время, как и дополнительные инвестиции в сетевую инфраструктуру.
Способ со сланцевым газом не быстрый и может занять значительное количество времени на создание необходимой промышленности в Европе (или хотя бы в странах ЕС, которые хотят разрабатывать сланцевый газ).
Заметных успехов точно можно добиться путем улучшения энергоэффективности, но и это лишь одна часть большого пазла.
Таким образом, не существует быстрых решений для Европы. Энергетическая независимость может быть достигнута лишь со временем. Нужно также помнить о средствах, которые уйдут на поиск энергии в других местах. Пока что Россия все еще предлагает конкурентные цены на газ — все другое, похоже, придет с большим ценником.
Украине нужны три вещи, чтобы обрести большую энергетическую безопасность или даже независимость: время, достаточное количество денег и политическая воля. В первую очередь энергетической независимости от России нельзя достигнуть мгновенно. Украина в прошлом году заключила договор о добыче сланцевого газа с компаниями Shell и Chevron. Предполагается, что страна имеет третий по объему резерв сланцевого газа в Европе, но создание собственной индустрии, способной добывать значительное количество газа — в количествах достаточных для замещения российского импорта — займет время. Глядя правде в глаза, это не случиться до конца десятилетия.
Энергетическая независимость может быть достигнута лишь со временем.
Также создание промышленности возобновляемой энергии, способной производить достаточное количество электричества, не произойдет в одночасье.
Во-вторых, путем внедрения мер спроса и предложения можно добиться значительного увеличения энергоэффективности. Повышение эффективности производства, переработки и транспортировки, а также большего энергосбережения по всей стране потребует инвестиций в инфраструктуру и предоставление налоговых льгот и/или финансовой поддержки бизнесу и домохозяйствам. Во времена нехватки государственных средств, частных инвестиций, внешней донорской помощи и международных кредитов придется нести большую часть инвестиционного бремени самостоятельно.
В-третьих (связано с первыми двумя пунктами), правительство должно показать полную готовность к либерализации рынка электроэнергии и соблюдению Договора об энергетическом сообществе для того, чтобы украинский рынок электроэнергии более привлекательной для инвесторов. Это как раз тот объем инвестиций, который необходим для повышения энергоэффективности, разработки новых источников энергии и увеличения внутреннего производства, которые необходимы для большей энергетической безопасности.