Корреспондент: Какой будет новая медицинская реформа
Новое руководство Минздрава намерено продолжать действующую уже третий год медицинскую реформу, но обещает подойти к ней гораздо радикальнее. Поможет ли это избавиться от коррупции и сделать украинцев здоровее?
1 января 2012 года в четырех пилотных регионах Украины (Винницкой, Донецкой, Днепропетровской областях и в Киеве) началась одна из самых нужных и одновременно самых неоднозначных реформ — медицинская. Предыдущее руководство Минздрава во главе с Раисой Богатыревой обещало украинцам “стойкий необратимый эффект” от положительных изменений уже через четыре-пять лет и настаивало, что все громкие и не до конца понятные обычным гражданам и их врачам шаги (например, массовое закрытие больниц) подчинены именно этой цели.
Реформа среди прочего предусматривала создание в Украине семейной медицины, разделение медицинских учреждений на первичные (амбулатория), вторичные (стационар) и третичные (областные и специализированные больницы), а также создание экстренной службы медпомощи.
Минздрав утверждал, что уже в скором будущем обеспечит украинцев значительно более качественной медициной, сэкономив при этом заметную часть бюджетных средств. Однако, несмотря на некоторые положительные моменты, действия команды Богатыревой подвергались жесткой критике — в значительной степени из-за непрозрачности деятельности ее ведомства.
“Та реформа, которая осуществлялась, — она осуществлялась не так, как нужно. Именно поэтому реформа будет серьезно пересмотрена, точнее, она уже пересматривается”, — заявил Олег Мусий, новый министр здравоохранения, во время своей первой пресс-конференции на посту главы Минздрава.
Мусий настроен решительно. Среди его намерений — внедрение обязательного медицинского страхования, передача значительной части контроля над медициной от министерства на места, введение контрактных отношений с медперсоналом и даже отмена гарантированной бесплатной медицины на уровне Конституции.
“Бесплатной системы здравоохранения нет нигде и быть не может. Она может быть без оплаты из кармана человека за счет либо бюджета, либо фонда медицинского страхования, который должен был бы существовать в государстве”, — объяснил глава ведомства журналистам.
При этом Мусий уверен, что называть его будущие действия непопулярными не стоит: по его словам, Минздрав приложит максимум усилий для объяснения как обычным пациентам, так и медикам всех уровней необходимости каждого изменения, что поможет провести реформу максимально эффективно и безболезненно.
Долечебная подготовка
По уверениям министра, он в значительной степени поддерживает те намерения, что были задекларированы прежней властью, но имеет множество вопросов к методам, которыми реформу пытались внедрить в жизнь. В первую очередь вызывает тревогу тотальная непрозрачность действий прежнего Минздрава и множественные обвинения в адрес ведомства в коррупции. В связи с этим Мусий уже объявил о планах проведения полной проверки всей сферы здравоохранения страны.
Практически все опрошенные Корреспондентом эксперты сошлись во мнении, что этот шаг является действительно первоочередным: без выявления и устранения коррупционных схем ни о каких реформах не может быть и речи.
“Я бы не начинала абсолютно никаких реформ в сфере здравоохранения до тех пор, пока не будет проведен аудит Министерства здравоохранения на предмет коррупционных закупок, осуществленных прошлой каденцией”, — говорит изданию заслуженный врач Украины и лидер Медицинской сотни Майдана Ольга Богомолец.
Врач и директор программы Общественное здоровье международного фонда Відродження Ольга Тимошевская также считает эту инициативу Мусия самой важной. Тимошевская уверена, что проверка поможет не только “диагностировать” состояние украинской медицины, но и заручиться помощью влиятельных международных организаций, что позволит значительно ускорить процесс “выздоровления”.
“Нужно как можно скорее провести аудит исполнения реформ, наработать рекомендации относительно дальнейших шагов и обнародовать их как можно шире. Уверена, что и представительство Всемирной организации здравоохранения, и Всемирный банк будут готовы присоединиться и поддержать эту инициативу”, — заявила Тимошевская Корреспонденту.
Впрочем, ожидаемые результаты не заставили себя ждать: на днях Генпрокуратура отчиталась о разоблачении одного из заместителей главы Минздрава, который в 2012 году потратил 6,5 млн бюджетных средств на закупку заведомо запрещенной в Украине вакцины.
Кроме того, высшие украинские чиновники традиционно оценивали собственное здоровье значительно дороже, чем самочувствие своих сограждан. Например, в 2012-м на санатории Государственного управления делами (которое обслуживает президента) и Верховной Рады из госбюджета было выделено 200 млн грн. — это почти пятая часть всех общегосударственных расходов Минздрава.
Для сравнения: приблизительно такая же сумма выделялась на субвенции местным бюджетам для закупки медоборудования и других материалов.
С головы на ноги
По словам Мусия, Минздрав будет продолжать и усиливать уже начавшуюся практику внедрения семейной медицины. Ее суть состоит в закреплении за каждой семьей врача, способного заниматься здоровьем как детей, так и взрослых и пожилых людей и обслуживать их на протяжении значительной части жизни.
Основное преимущество такого подхода состоит в том, что врач, будучи знакомым с семьей в течение многих лет и хорошо зная склонность каждого из ее членов к тем или иным заболеваниям, сможет оказывать быструю и качественную помощь, значительно снижая при этом нагрузку на больницы и клиники.
Впрочем, нынешняя попытка реализовать эту инициативу стала не самой удачной.
В семейных врачей в Украине начали переквалифицировать участковых — для этого тех направляли на полугодовые курсы, после которых медики теоретически должны были стать компетентными в лечении множества заболеваний как детей, так и стариков. На практике такие специалисты оказывались, как правило, недостаточно подготовленными, из-за чего продолжали отправлять людей в обычные поликлиники и больницы.
Мусий уже анонсировал изменение этого подхода — по его словам, к обучению семейных врачей подойдут более тщательно.
Кроме того, глава Минздрава намерен пересмотреть систему медицинского образования в Украине: сегодняшние студенты получают крайне мало практического опыта, из-за чего оказываются неготовыми к лечению людей. Основная проблема, по словам министра, состоит в неудачной попытке применить Болонскую систему образования в Украине.
“Внедрение этой системы, так называемой Болонской, которая на самом деле должна была быть Болонской, а получилась какой-то не совсем Болонской, какой-то псевдоукраинской, псевдо-неизвестно-какой, где студенты и интерны практически не имеют такой составляющей, как практический опыт и общение с пациентом, является крайне негативным. Поэтому мы очень серьезно пересмотрим эту составляющую относительно практической подготовки будущих врачей и практической подготовки интернов”, — заверил Мусий.
Для проведения следующего этапа реформы Минздрав уже заявил о готовности поделиться значительной частью своих полномочий. Речь идет о децентрализации управления отраслью и передаче значительной части полномочий на места. При этом Мусий обещает не просто усилить роль местных управлений здравоохранения, но и предоставить значительно больше свободы самим медикам, внедрив такой малоизвестный в Украине, но уже давно типичный для Запада механизм, как врачебное самоуправление.
Будучи созданным на законодательном уровне, врачебное самоуправление сделает медиков полноценными участниками руководства отраслью здравоохранения наравне с министерством, а также обеспечит их профессиональную и финансовую защиту. К примеру, врачи смогут вступать в контрактные отношения с больницами, что значительно повысит их доходы, а также мотивацию и качество обслуживания пациентов.
Отдельная больная тема — финансирование. О необходимости передать больше средств на места и искоренять коррупционные схемы не говорил, наверное, только ленивый. Но, по мнению экспертов, к этой проблеме нужно подходить гораздо серьезнее.
“[Нужно] отказаться от оплаты койко-мест, а платить в соответствии с предоставленными услугами (консультация, перевязка, операция), реальным количеством пациентов, которое обслуживает врач/медсестра”, — говорит Тимошевская.
При этом Минздрав намерен пойти дальше и наряду с расширением полномочий врачей предоставить больше свободы и медучреждениям, в том числе финансовой. В первую очередь этого планируется достичь путем изменения самой сути больниц и поликлиник — в данный момент они являются бюджетными учреждениями с постатейным финансированием.
Мусий пообещал, что уже в ближайшее время парламент на законодательном уровне предоставит им статус неприбыльных предприятий с правом самостоятельно распоряжаться собственными деньгами, а также вступать в контрактные отношения как с профильными госорганами, так и с врачами.
В рамках той же финансовой реформы здравоохранения рассматривается и введение обязательного медицинского страхования. Несмотря на то что данная тема обсуждается долгие годы, Мусий признает: страна к этому все еще не готова. Среди основных причин — несовершенная система налогообложения, а также тот факт, что значительная часть экономики находится в тени: с зарплат в конвертах взимать страховые взносы невозможно.
“Необходимо вывести весь бизнес из тени, пересмотрев налоговую нагрузку, с тем чтобы работодатель имел возможность страховать по обязательному страхованию своих работников”, — говорит Корреспонденту Николай Величко, директор центра личных видов страхования СК Allianz Украина.
Богомолец добавляет, что внедрение страховой медицины без преодоления коррупции невозможно.
“Средства как разворовывались, так и будут разворовываться — как в системе страховой медицины, так и в системе государственной медицины. Если страхование будет государственным, это будет еще один финансовый поток, направленный на то, чтобы средства тратились не по назначению”, — отмечает медик.
Тем не менее, считает Мусий, затягивать с решением проблемы больше нельзя. По его словам, уже в ближайшее время будет предложен законопроект об обязательном медицинском страховании в Украине с отсрочкой его вступления в силу.
Однако самым серьезным заявлением нынешнего руководителя Минздрава, наверное, стоит считать поддержку пересмотра 49-й статьи Конституции, гарантирующей украинцам бесплатную медицину, которая таковой на самом деле давно уже не является.
“Я думаю, что если на это будет воля парламента, также теоретически возможно изменение 49-й статьи Конституции. Зачем декларировать то, чего мы никогда не сможем осуществить и на самом деле нет нигде в мире? Все равно кто-то должен оплачивать эти медуслуги и саму систему”, — сказал Мусий на пресс-конференции.
Во имя жизни
Несмотря на сдержанно-положительную реакцию большинства опрошенных Корреспондентом экспертов на планы нового руководства Минздрава, многие специалисты выражают опасения относительно того, что под красивыми намерениями и громкими обещаниями могут скрываться изначально неверные цели.
“Похоже, что и нынешняя реформа здравоохранения нацелена в большей мере на экономию средств, а не на улучшение качества предоставляемых услуг”, — считает Величко.
В свою очередь Богомолец подчеркивает, что главной целью любых изменений в медицинской сфере должно быть одно — снижение показателя смертности.
“Делаем ли мы эту реформу ради реформы? Или мы делаем эту реформу ради того, чтобы уменьшить смертность? Так вот, если министр приходит на свою должность, он должен четко понимать механизм влияния на эти показатели и нести ответственность за их снижение”, — полагает врач.
А снижать эти показатели действительно крайне необходимо: Украина является одним из мировых лидеров по уровню смертности. В отчете американского ЦРУ, опубликованном в июне 2013 года, нашей стране было отведено второе место в мире с показателем 15,75 смертей на 1.000 человек.
***
Этот материал опубликован в №12 журнала Корреспондент от 28 марта 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.