Годовщина бостонской трагедии: вопросов больше, чем ответов
Через год после взрывов во время марафона в Бостоне американские спецслужбы все еще под огнем критики. Ответственность за жизни трех погибших и 260 раненых пока никто не понес.
Год спустя после взрывов во время бостонского марафона, прогремевших 15 апреля 2013 года, американцы задаются вопросом, может ли подобное произойти снова. Для эксперта по проблемам безопасности Томаса Макнамары ответ очевиден: "Теракт можно было предотвратить, если бы национальные спецслужбы делились информацией с ведомствами на местах", - заявил он в интервью DW. По возвращении из Колумбии, где Макнамара в конце 80-х возглавлял дипломатическую миссию США, он был советником по вопросам национальной безопасности в администрации многих американских президентов. После теракта 11 сентября 2011 года он руководил отделом по обмену информацией в американских спецслужбах.
Спецслужбы США ведут наблюдение за каждым каналом информации. Тем не менее, по мнению следствия, выходцам из Чечни братьям Царнаевым, эмигрировавшим в Америку, удалось беспрепятственно привести в действие взрывные устройства год назад в Бостоне.
Проблемы с коммуникацией
На тот момент старший из них, Тамерлан, уже несколько лет находился под наблюдением российских спецслужб. В 2011 году они проинформировали Федеральное бюро расследований (ФБР) и Центральное разведывательное управление (ЦРУ) о том, что Царнаев - "последователь радикального ислама и глубоко верующий" - собирается покинуть США и присоединиться к неназванным подпольным формированиям, сообщила на прошлой неделе газета The New York Times со ссылкой на материалы следствия.
Однако после соответствующего расследования в ФБР пришли к выводу, что Тамерлан Царнаев не представляет опасности для Америки. После теракта во время марафона в Бостоне спецслужбы США попали под огонь критики. В первую очередь ФБР, которое, по всей вероятности, проигнорировало важные сигналы. Сегодня в многочисленных докладах о результатах расследования перечислены предпосылки и события, предшествовавшие взрыву, а также происходившие непосредственно в момент и после теракта. Между тем основные выводы в этих документах напоминают, скорее, рекомендации. В них ни на кого однозначно не возлагается ответственность.
Комитет по безопасности Палаты представителей американского Конгресса приходит в своем докладе к аналогичным выводам, что и Томас Макнамара: национальные спецслужбы недостаточно сотрудничали с местными правоохранительными органами. В результате властям штата Массачусетс не было известно, например, что один из его жителей, Тамерлан Царнаев, находился под наблюдением российских и американских спецслужб. В докладе комитета также отмечено, что эти результаты практически идентичны выводам, сделанным после террористической атаки 11 сентября 2011 года и первого случая стрельбы на военной базе "Форт Худ" в Техасе и что именно сейчас можно было бы исправить эти ошибки.
Роль российских спецслужб
Вместе с тем в ходе встречи с членами комитета по безопасности, состоявшейся в среду, 9 апреля, бостонские следователи, занимавшиеся расследованием теракта, подчеркнули, что местные правоохранительные органы, напротив, эффективно сотрудничали друг с другом. Такого же мнения придерживается и присутствовавший на встрече профессор Гарвардского университета Херман Леонард, специализирующийся на кризис-менеджменте. Вместе с коллегами он подготовил исследование работы бостонских экстренных служб и правоохранительных органов во время теракта. "В комитете очень высоко оценили нашу работу и согласились с нашими рекомендациями", - рассказал эксперт в интервью DW.
В материале The New York Times, опубликованном в день встречи следователей с представителями Конгресса, говорится, что, по мнению американских спецслужб, российские власти сделали не все возможное, чтобы предотвратить теракт. Москва не ответила на запросы США, просивших предоставить дополнительную информацию о старшем Царнаеве, пишет издание.
Однако Томас Макнамара считает такие утверждения неуместными. По его словам, для секретных служб вполне естественно скрывать информацию. Российская сторона дважды указывала американцам на подозрительную деятельность Тамерлана Царнаева, подчеркивает эксперт: "Этого достаточно, чтобы действовать".
В то же время, согласно внутреннему отчету ФБР, подготовленному после взрывов, провести более предметное расследование было невозможно - из-за директив министерства юстиции и особенностей национального законодательства у ведомства были связаны руки, пишет The New York Times. Однако ФБР могло переправить имеющуюся у него информацию дальше, возражает Макнамара: "Речь идет не о действиях, а об информационном сотрудничестве". В этом вопросе ФБР - самая сдержанная служба, указывает эксперт.
Новый марафон состоится
В этом году бостонский марафон намечен на понедельник, 21 апреля. Этот забег, уже 118-ый по счету, должен стать самым безопасным, надеются американские власти. Для обеспечения порядка будут задействованы около 3,5 тысяч полицейских - вдвое больше, чем в прошлом году. По ходу всей дистанции оборудуют контрольные пункты с металлоискателями и установят сотни камер наблюдения. Кроме того, будут задействованы служебные собаки, обученные искать взрывчатку.
Между тем в ноябре должен начаться судебный процесс по делу младшего из двух братьев, 20-летнего Джохара Царнаева, которого обвиняют в организации взрывов во время прошлогоднего марафона. Прокуратура собирается потребовать для него наказания в виде смертной казни. Старший брат Царнаева, 26-летний Тамерлан, был убит в перестрелке с полицией через четыре дня после теракта. В результате взрывов в Бостоне год назад три человека погибли, более 260 получили серьезные ранения.