Джемилев: Уезжать пока не будем
В минувший вторник лидеру крымских татар, депутату Верховной Рады Украины Мустафе Джемилеву при выезде из Крыма представители так называемой крымской "самообороны" вручили "акт уведомления" о запрете на въезд на территорию России до 2019 года.
Джемилев - бывший председатель меджлиса, представительного органа крымских татар. Он резко выступал против присоединения Крыма к России.
С Мустафой Джемилевым беседовал корреспондент Русской службы Би-би-си Темур Кигурадзе.
Би-би-си: Каким вы видите выход из нынешней кризисной ситуации в Украине?
Мустафа Джемилев: Украина переживает один из самых сложных этапов в своей независимой истории. Мы просто не были подготовлены к такой неожиданной и наглой агрессии. Все разговоры о братских народах, которые не будут стрелять друг в друга, оказались блефом. Россия ведет себя по отношению к нам, как к враждебной стране.
В XXI веке происходит наглая аннексия территории. Предварительно до этого экономика и вооруженные силы страны были приведены в состояние, в котором они не способны оказывать сопротивление. Россия приложила к этому очень большие усилия - Служба безопасности [Украины], можно сказать, стала филиалом ФСБ. Даже сейчас, после смены руководства, концентрация российской агентуры очень большая.
Сейчас только одна надежда - на то, что страны, которые подписали Будапештские соглашения, поддержат территориальную целостность Украины. Правда, одна из стран-гарантов стала агрессором, но есть другие страны, которые должны выполнить свой долг.
"Потом платить придется в десять раз больше"
Би-би-си: Считаете ли вы достаточными санкции западных стран против России?
М.Д.: Конечно, я считаю эти санкции недостаточными. Они имеют эффект, но они должны быть более решительными, иначе процесс очень затянется. К примеру, после оккупации [Советским Союзом] Афганистана были предприняты санкции - и пришлось ждать 10 лет до развала Союза. Мы бы не хотели ждать 10 лет до развала России. Конечно, мы бы не хотели развала России, потому что это ядерная страна, которая будет представлять угрозу.
Но она, наконец, должна стать цивилизованной, неагрессивной страной, а значит, руководство России должно быть поставлено в такие условия, которые исключат возможность дальнейших агрессивных действий. Это в первую очередь - усиление санкций.
Би-би-си: Возможно ли, по-вашему, повторение крымского сценария на юго-востоке Украины?
М.Д.: Такое не исключается. Существуют разные проекты, проекты минимум и проекты максимум. Существует проект отделения регионов Украины, лишения её выхода к Черному и Азовскому морям. Программа максимум включает все - в том числе и оккупацию Киева. Все зависит от реакции цивилизованных стран, Запада, Евросоюза.
Понятно, что введение дополнительных санкций создает для них неудобства, особенно для тех стран, которые зависят от поставок российского газа. Однако они должны понять, что если попустить ситуацию, то потом платить придется в десять раз больше.
Крым вернули в брежневскую эпоху
Би-би-си: Как изменилась жизнь крымских татар с тех пор, как Крым де-факто стал частью России?
М.Д.: Атмосфера сейчас такая, как в советское время, но не в перестройку, а в брежневскую эпоху. ФСБ выискивает активистов, людей которые, скажем, встречались со мной. Их допрашивают, грозят уголовными делами, предлагают покинуть Крым, иначе они могут пропасть - как они выражаются – "как на Кавказе".
Даются распоряжения крымско-татарскому телевидению – кого показывать, кого нет, кого в каком свете выставлять. Принуждают брать российское гражданство или предлагают их рассматривать как иностранцев. Представьте себе – после депортации, после геноцида коренной народ Крымского полуострова объявляют иностранцами на своей земле.
Би-би-си: Вы были правозащитником в советское время, сидели в тюрьмах. Вы находите много параллелей между современной Россией и СССР?
М.Д.: Есть сходства, есть различия. В магаданских лагерях могли сказать – мы тебя сотрем в порошок. Но чтобы такое – "ты исчезнешь", "превратим в ядерную пыль"… Советская власть тоже была бандитской, но эта – агрессивней.
Би-би-си: Приближается 70-летие депортации крымских татар. Планируете ли вы проводить какие-нибудь мероприятия в связи с этим в Крыму?
М.Д.: Пока определенного решения у Меджлиса нет. Не исключено, что сами российские власти перехватят инициативу и устроят какое-то собрание. С российскими флагами, будут зачитывать послание Путина. Это очень рискованно – если на площади соберется 30-40 тысяч человек, трудно представить, чтобы они стали спокойно слушать эту московскую брехню. Люди могут прийти с украинскими флагами, с крымско-татарскими лозунгами. На это бросятся как на красную тряпку, возможны столкновения, которые приведут к нежелательным последствиям.
"Большой колонной с украинскими флагами"
Би-би-си: Сообщается о существовании "черного списка", в который новые крымские власти вносят нежелательных людей. Известно, что вы были в этом списке. Планируете ли вы продолжать посещать Крым, какие могут быть последствия?
М.Д.: Этот список появился после оккупации Крыма. Первоначально в него вошли депутаты Верховной Рады, поддержавшие решение о незаконности референдума 16 марта. Всем этим депутатам запретили въезд в Крым. В их числе, конечно, был и я. Потом туда добавляли и других политиков, которые не нравились местным властям, осуждали действия оккупантов.
Я был в этом списке, но потом меня из него вычеркнули. Скорее всего, они поняли, что это нелепо, и озаботились возможными последствиями. Они знали, что крымские татары могли предпринять меры на этот случай. Это максимальная активизация, мирные акции протеста, возможно перекрытие дорог. Поэтому они объявили, что меня в этом списке нет.
В воскресенье [20 апреля] когда я заезжал в Крым, нас все равно остановили. Долго проверяли свои тетради, свои списки. Говорили, что я в них есть. Потом они начали звонить в разные места, в том числе, как я понял, и в Москву. Потом пустили. Проехали мы эффектно - большой колонной с украинскими флагами, с сигналами от самой границы до Симферополя. Без особых эксцессов – люди на встречной дороге нам приветственно сигналили.
Би-би-си: Замечали ли вы напряжение в отношениях между русским населением Крыма и крымскими татарами? Были ли неприятные происшествия на этой почве?
М.Д.: Вы знаете, эти отношения никогда не были особо теплыми. Многие десятилетия велась пропаганда, оправдывающая выселение крымских татар. А сейчас градус этого не совсем хорошего отношения повысился. Вплоть до того, что женщина, которая 10-20 лет соседствовала с крымской татаркой, спрашивает: "А когда вы уезжать собираетесь? Вас же вроде депортируют? Мне ваша квартира нравится".
Часто бывают случаи, что детей избивают их сверстники в школах, потому что они говорят не по-русски. Конечно, их так настраивают родители. На рабочих местах создают такую атмосферу, чтобы человек уволился.
Би-би-си: А как вы видите будущее крымских татар в этой ситуации?
М.Д.: Ну, настроение такое – уезжать не будем, хотя несколько тысяч человек уже покинули Крым. У всех надежда, что это продлится недолго. Я тоже на это надеюсь. Опять же, все зависит от действий западных стран – насколько эффективны будут их санкции. Силовой метод тут не пойдет – чтобы вооружить и развить украинскую армию до такой степени, чтобы противостоять российской, нужно очень много времени и средств.
Источник: Русская служба Би-би-си