Корреспондент: Кризис жанра. Почему зарубежные артисты отменяют концерты в Украине
Корреспондент выяснил, что положительного есть в тотальной отмене больших концертов в Украине, а также обозначил несколько европейских музыкально-фестивальных маршрутов.
По данным Украинской ассоциации организаторов зрелищных мероприятий, с начала года в нашей стране отменено или перенесено более 200 концертов. Это как небольшие проекты, так и масштабные шоу, включая выступления Depeche Mode, Питера Гэбриэла, Korn, Yanni, Nine Inch Nails, а также фестивали Best City UA, Sziget Kyiv. У печальной тенденции есть объективные причины.
“Я бы выделила три категории отмен и переносов, — говорит директор PR-компании Дель Арте Ольга Стельмашевская. — Первая волна пришлась на январь и была непосредственно связана с событиями на Майдане: людям было не до развлечений. Вторая, февральская и мартовская, произошла скорее по морально-этическим причинам, из-за траура”.
К тому же в январе-феврале резко упали продажи: были дни и недели, когда в киевских кассах буквально не продавалось ни одного билета. Именно поэтому многие промоутеры перенесли мероприятия на осень, отмечает Стельмашевская.
Третья волна наступила в середине апреля.
“Менеджмент начал резко отменять концерты — буквально за неделю, за два-три дня до даты. Поясняют, что боятся за безопасность артистов и зрителей в зале”, — рассказывает директор Дель Арте. — С такой формулировкой понятно, что все дело в новостях”.
При этом, по словам Стельмашевской, сами артисты, как правило, хотят ехать — среди них очень мало тех, кто действительно боится.
“А вот менеджмент напуган: судя по всему, Украина представлена не совсем объективно в мировой прессе”, — объясняет она.
Глава Украинской ассоциации организаторов зрелищных мероприятий Максим Плахтий констатирует: промоутеры сейчас несут колоссальные потери, и многие из них, вероятно, вынуждены будут уйти с рынка.
“Думаю, что за период независимости Украины подобного кризиса в этой отрасли еще не было”, — утверждает эксперт.
Чистый убыток организаторов отмененного концерта или фестиваля — это затраты на рекламу и процент, который берут кассы за реализацию билетов. Что касается предоплаты по гонорару артисту и аренды зала, то тут участники рынка стараются договариваться. К примеру, концертные площадки либо возвращают полученные средства, либо консервируют их в счет будущих проектов.
Однако главный ущерб деньгами не измерить.
“Чтобы люди стали покупать билеты с прежней динамикой, необходимо вернуть им уверенность, что концерт состоится. По моим прогнозам, даже если ситуация завтра стабилизируется, на восстановление рынка понадобится год, а то и больше”, — резюмирует Ольга Стельмашевская.
Кредит доверия
Но нет худа без добра: когда отменяются крупные мероприятия, в театрах и клубах — аншлаги.
“Человек не может находиться все время в депрессии: как только намечается какое-то просветление, кто-то едет на дачу, а кто-то бежит в музей или на концерт. Людям хочется других эмоций, им нужно переключиться от телевизора и интернета”, — анализирует PR-директор Дель Арте.
По ее словам, сейчас активизировались маленькие джазовые и рок-площадки. И есть надежда, что публика, изначально ориентированная на попсовые мероприятия, переформатируется.
“Кажется, у нас поменяются вкусы. Так что есть во всем этом и положительный момент”, — надеется Стельмашевская.
Тенденцию подтверждает и директор концертного агентства Civentum Максим Цивина.
“Корпоративы как жанр временно умерли. А вот клубные кассовые концерты с приличным звуком и относительно недорогими билетами набирают обороты”, — говорит он.
Цивина отмечает, что по пятницам вечером многие киевские клубы забиты под завязку, так что кому кризис, а кому отец родной. Каждый уикенд проводится несколько мероприятий — горожанам есть из чего выбрать.
“Налицо жесткий период естественного отбора: публика потихоньку начинает разбираться в новинках и идет только на действительно интересные, пусть и слабо раскрученные, имена”, — констатирует директор Civentum.
И все же без масштабных событий всерьез говорить о рынке не приходится. В настоящий момент на летней музыкальной карте Украины, увы, заметных мероприятий почти не осталось.
С 12 по 15 июня во Львове пройдет очередной Alfa Jazz Fest, 21 июня в киевском НСК Олимпийский состоится юбилейный концерт Океану Ельзи, а с 8 по 10 августа в селе Родатичи (опять-таки под Львовом) запланирован фестиваль Захід, хедлайнерами которого заявлены Брати Гадюкіни, Ляпис Трубецкой и Zdob Si Zdub.
Также недавно был анонсирован грандиозный благотворительный концерт Шевченко проROCK (28 июня, НСК Олимпийский), в котором среди прочих примут участие Плач Єремії, Джамала, Бумбокс, Руслана и Піккардійська Терція. Так креативно Минкульт собирает деньги на восстановление шевченковских мест — поместья Энгельгардтов, дома в Моринцах и Черкасского музыкально-драматического театра.
Главное же событие холодного украинского концертного лета-2014 — это, безусловно, выступление Aerosmith: организаторы уверяют, что 2 июля легендарные рокеры выйдут на сцену Олимпийского во что бы то ни стало.
“Мы все время в контакте, согласовываем организационные моменты, — рассказывает Стельмашевская. — Aerosmith — группа номер один в Америке. Их приезд имиджеобразующий: четкое послание для мира — с этой страной можно иметь дело. Сигнал другим артистам и менеджментам — надо работать!”.
Директор Дель Арте видит в этом концерте еще один положительный момент: если такое солидное мероприятие проводится, на него идут зрители, нет никаких отмен, значит бизнес начнет возрождаться.
“Основная целевая аудитория подобных мероприятий — средний класс. И когда люди начинают переключаться и тратить деньги не только на товары первой необходимости, это внушает определенную надежду на общее возрождение экономической ситуации, — объясняет Стельмашевская. — Если средний класс вернулся в залы, значит все должно наладиться”.
Фестивальная Европа:
Утолить концертный голод можно и в странах ближнего зарубежья. При этом нет смысла пытаться успеть повсюду: состав участников фестивалей часто пересекается.
Корреспондент составил топ-5 по соотношению цена/качество:
Open’er, Гдыня (Польша), 2-5 июля
День — от 50 евро opener.pl
Турне Джека Уайта, который в июне представит второй сольный альбом, Lazaretto, включает всего несколько европейских городов. Париж или Амстердам не самые бюджетные варианты — другое дело Гдыня! Кроме Уайта там можно будет послушать шведку Люкке Ли с новой пластинкой I Never Learn, американцев The Black Keys и их Turn Blue.
Sziget, Будапешт (Венгрия), 11-18 августа
День — от 50 евро szigetfestival.com
Самый известный в Украине европейский фестиваль всегда славился исключительно насыщенной программой на любой вкус. Этот год не стал исключением: Queens of the Stone Age, Blink-182, Outkast, а также Manic Street Preachers, Placebo и The Prodigy.
BilBaO BBK live, Бильбао (Испания), 10-12 июля
День — от 43,5 евро bilbaobbklive.com
Испания не ближний свет, но популярное туристическое направление. Понежившись на пляже и посмотрев Барселону, можно отправиться в Бильбао, чтобы послушать The Black Keys, The Prodigy, а еще культовых шотландцев Franz Ferdinand.
ЕXIT, Нови-Сад (Сербия), 10-13 июля
3 дня — от 139 евро (с трансфером из Белграда и проживанием) exitfest.org
Кажется, в этом году сербам удалось собрать самую экстравагантную программу — от диско-дивы Глории Гейнор до джаз-фанк-богов 1990-х Jamiroquai. Плюс легенды брит-попа Suede и лидер Blur Деймон Албарн, выпустивший сольный альбом Everyday Robots.
РOHODA, Тренчин (Словакия) 10-12 июля
3 дня — от 49 евро pohodafestival.sk
Фестиваль проходит с 1997 года, но у нас не особенно известен — стоит присмотреться! Тем более туда едут отцы-основатели электронной музыки Kraftwerk со своим 3D-шоу, а также британцы Suede и трип-хоп-гуру Tricky.
***
Этот материал опубликован в №20 журнала Корреспондент от 23 мая 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.