Корреспондент: Леонид Кучма. Хороший, плохой, свой
20 лет назад к власти пришёл Леонид Кучма. С тех пор он остаётся в политике, даже после отставки возвращаясь в самые сложные для страны моменты в качестве авторитетного деятеля и советчика. Корреспондент нашёл корни этого политического феномена.
Во втором туре досрочных выборов президента Украины 10 июля 1994 года неожиданно для многих победил бывший премьер Леонид Кучма. Мало кто мог предположить, что ему удастся задержаться у власти и на один целый срок, а не то чтобы отбыть все два.
При нём изменения затронули такое количество сфер и отраслей, что время его президентства называют “эпохой Кучмы”.
Кабинет на Банковой он покидал зимой 2004-го под улюлюканье протестующих на Майдане, желавших ему в лучшем случае политического небытия. Но прошёл десяток лет, сменились два президента, а Кучма снова в эпицентре событий. По просьбе своего преемника на посту принимает участие в переговорах с представителями “народных республик” Донбасса.
Корреспондент встретился и поговорил о значении личности экс-президента в истории Украины с Костем Бондаренко, доктором исторических наук, политологом и автором исследования Леонид Кучма: портрет на фоне эпохи.
— Леонид Кучма сейчас представляет Президента Украины на переговорах с сепаратистами. Насколько это может быть его возвращением в большую политику?
— Я бы не стал говорить о его возвращении в политику как процессе борьбы за власть и осуществление власти. Это востребованность Кучмы как некоего морального авторитета.
Он единственный из всех украинских президентов сегодня пользуется авторитетом на востоке Украины. Никто другой не может похвастать, что его голос был бы важным для восточно- украинского обывателя.
Кучма не единственный пример политика, которого вытащили из забытья для решения отдельных вопросов в переговорах. В 1933 году мэра Кёльна Конрада Аденауэра [первый федеральный канцлер Германии в 1949-1963 годах, возглавил правительство в возрасте 73 лет] отправили по состоянию здоровья на отдых, но это не помешало ему через 12 лет стать отцом новой Германии и руководить ею до начала 60-х годов.
— Так Кучма ещё может вернуться?
— (Смеется.) У нас ничего нельзя отрицать. Не думаю, что он должен возвращаться. Нельзя войти в одну реку дважды.
— Удастся ли ему достигнуть успеха в переговорах?
— Важно, что это была первая попытка. Люди сели друг против друга и посмотрели друг другу в глаза, а не через оптический прицел. Это дорогого стоит. Даже если военные действия возобновились, то, что первый раунд состоялся, уже важно. Правда, до окончательного решения вопроса пройдут ещё недели и месяцы.
— Поспособствует ли Кучме участие в переговорах бывшего главы президентской Администрации Виктора Медведчука?
— Между ними не настолько безоблачные отношения. Если они играют в одну игру, то это может сыграть положительно. Они знакомы давно, понимают друг друга с полуслова… У них есть своя система знаков, выработанная годами. Если же они выступают в роли оппонентов, то это обезоруживает обоих. Можно сказать, что тогда карты на столе.
— У Кучмы есть опыт конфликтных отношений с Москвой, когда в 2003 году россияне стали строить дамбу в направлении украинской косы Тузла, приближая свою континентальную часть к Керченскому проливу. Этот опыт может помочь?
— Тогда у обеих сторон не было желания обострять конфликт. В то время Тузла не стоила тех перспектив, которые открывались в отношениях между странами: в 2003 году политики России,
Украины, Беларуси и Казахстана договорились о создании Единого экономического пространства. Ставки были высоки, и Тузла не должна была расстроить планы. Это был конфликт, недоразумение.
— Можете описать Кучму-президента в двух словах?
— Менеджер, который предпочитал командно-административные методы. Он был технократом и пытался руководить страной, как большим предприятием, путём селекторных совещаний и соцсоревнований.
— Во времена президентства Кучмы было модным мнение, что его политика — это система сдержек и противовесов.
— Он пришёл к власти в 1994-м году как пророссийский кандидат, но понимал, что удержать её сможет только при помощи голосов избирателей западной Украины. Восток фактически требовал от него либо превращения в такого себе Александра Лукашенко [бессменный президент Беларуси, впервые избранный практически одновременно с Кучмой в 1994 году], либо вариант максимального сближения с Россией вплоть до восстановления Советского Союза.
Кучма осознавал, что среди его электората была угроза реваншистских настроений. С другой стороны, Украина находится между двумя серьёзными игроками — пусть и ослабленной, но влиятельной Россией, а также Западом, у которого в регионе были свои интересы. Тогда президент решил играть на внутренних разногласиях и балансировать на внешних.
— И ему удавалось решать проблемы?
— Политолог Дмитрий Выдрин как-то сказал, что Кучма был своеобразным морозильником. Он старался не решать проблемы, а замораживать их. Ни одна острая общественная проблема не была решена при Кучме. Он старался нивелировать их, не акцентировать на них внимания. Поэтому после 2004-го года все проблемы и “потекли”, когда морозильник выключили.
— Тем не менее противники Леонида Даниловича утверждали, что именно благодаря этой системе он воспитал олигархов и выстроил олигархическую систему в стране.
— Олигархи были объективным явлением в начале 90-х. Шёл период первичного накопления капитала, который во всех странах проходит одинаково. Они появились бы, даже если бы на первых президентских выборах в 1991 году победил Вячеслав Черновол [лидер Народного Руха Украины, занял второе место] или в 1994 году на второй срок переизбрался Леонид Кравчук. Возможно, были бы другие фамилии, но олигархат был бы.
Начиная с 2000 года Кучма начал бороться с олигархатом, путём усиления номенклатурных товарищей, таких как [глава МВД Юрий] Кравченко, [глава АП и спикер] Владимир Литвин. Заставил бороться с ними [премьер- министра Виктора] Ющенко, [вице-премьера Юлию] Тимошенко — лучшего знатока олигархической структуры.
Я полагаю, что Украина без Кучмы [акции протеста в связи с исчезновением журналиста Георгия Гонгадзе и требованием отставки президента, которого обвинили в причастности к пропаже основателя сайта Украинская правда] была одним из результатов этой борьбы. Олигархи дали сдачу.
— Пресловутая многовекторность в международной политике Кучмы, которую он перенял у своего предшественника, была целесообразной?
— Если бы он тогда склонился к одному из векторов, то, что мы сейчас наблюдаем на востоке, произошло бы уже в 90-х.
— Но его склоняли к сотрудничеству с Западом и весьма активно. Тот же скандал с поставкой Украиной комплексов ПРО Кольчуга в Ирак…
— …За который американцы, кстати, потом извинились. Кучма активно работал с администрацией Билла Клинтона [президент США в 1993-2001 годах], в том числе и в формате комиссии Кучма-Гор [вице-президент США Альберт Гор]. После прихода к власти президента Джорджа Буша-младшего его администрация решила уничтожить Гора как политика. Кучма выглядел
идеальным инструментом и стал картой во внутриамериканской игре: дискредитировать Кучму, а через него и Гора.
— Однако после всего этого при Кучме Украина задекларировала свои евроинтеграционные стремления.
— Это важный момент, благодаря которому он войдёт в историю. Хотя не только поэтому. Благодаря введению гривни, преодолению кризиса начала 90-х, принятию Конституции. Он фактически стал отцом — основателем Украины.
— Кучма был способен на реформы?
— По своей сути он не был реформатором, но интуитивно понимал некоторые моменты. Он понимал, что это всегда потрясения, и это его останавливало. Кучма придерживался принципа максимальной стабилизации, поэтому реформы пробуксовывали и были больше декларативными.
В своё время Вацлав Гавел [известный диссидент, президент Чехословакии в 1989-1992 годах и президент Чехии в 1993-2003 годах], посетив Украину и встречаясь с Кучмой, сказал, что рад пожать руку президенту, который осуществил одну из самых эффективных аграрных реформ в Центральной Европе.
Ещё будучи премьер-министром, своим декретом Кучма передал в частную собственность все приусадебные участки — 11 % всей земли, которая фактически
обрабатывалась в Украине. Чехия смогла провести аналогичный закон с большим “боем” у себя в парламенте.
— Благодаря решению Конституционного суда у Кучмы был реальный шанс пойти на третий президентский срок. Что его остановило?
— Он его разыгрывал, пока сам не переиграл себя.
Фактически вся президентская кампания 2004 года имела одну логику — Кучма не собирался передавать власть. Все события свидетельствовали, что под него готовили комбинацию, при которой выборы признаются недействительными, кандидаты Виктор Янукович и Виктор Ющенко не будут принимать участие в повторных выборах, и Кучма пойдёт на выборы, когда основные кандидаты будут дискредитированы.
Но он так заигрался в эту игру, что не заметил, как в его окружении появились предатели. Когда люди испугались, что ситуация выходит из-под контроля, и переметнулись в лагерь “оранжевых”.
— Оппозиция всегда пыталась обвинить Кучму в коррупции. Был ли он ей подвержен?
— Те деяния, которые тогда считались коррупционными, по сравнению с теми скандалами, которые возникали во времена Ющенко, Януковича и нынешних товарищей, кажутся теперь детским лепетом.
— Какие были самые негативные шаги президента Кучмы?
— Нельзя было отправлять в отставку Дмитрия Табачника [многолетний соратник Кучмы, экс- вице-премьер и экс-министр образования в правительствах Януковича] с поста главы Администрации. Он мог бы тогда нейтрализовать Павла Лазаренко [премьер-министр в 1996-1997 годах, оппонент Кучмы]. Нельзя было идти на поводу у Александра Волкова [народный депутат, влиятельный политик в конце 90-х — начале 2000-х] и отказываться возглавлять Народно-демократическую партию как партию власти.
Нельзя было позволять возвышаться СДПУ (о) во главе с Виктором Медведчуком — закрывать глаза на то, как чиновников загоняют в неё, создавая номенклатурную политическую силу.
Ошибок было много, но по сравнению с теми ошибками, которые допустили преемники, они кажутся наивными и незначительными.
— Если бы Кучма оставался президентом, что бы мы получили сейчас?
— До 2010 года мы бы получили Ассоциацию с ЕС. Начиная с 2005 по 2012 год мы не могли добиться от Евросоюза одной нормы — признания наших европейских перспектив. Мы их так и не получили и семь лет блуждали в трёх соснах.
Кучма не стал бы заморачиваться на этот счёт. Он сказал бы: раз вы не хотите признавать это, тогда мы не идём на экономические уступки в таких-то и таких-то моментах. Мы же во времена Ющенко сдали практически все экономические интересы, и поэтому соглашение теперь оказалось не таким благоприятным для Украины.
Не знаю, как бы мы выбирались из экономического кризиса, но думаю, что командно-административными методами. Возможно, имела бы место сдача наших активов на востоке российским олигархам.
— А в отношениях с РФ?
— В отличие от Януковича, к которому Владимир Путин относился с презрением и настороженно, Кучму российский глава государства уважал. Он вряд ли готов был бы идти на радикальные отношения по отношению к нему. В некоторых моментах Путин считал Кучму своим учителем.
И словом, и делом
Второй президент Украины запомнился благодаря многочисленным достижениям, скандалам и афористичности своих высказываний
ДОСТИЖЕНИЯ
Принятие Конституции
Путём давления на парламент, под угрозой его роспуска вынудил депутатов принять новую Конституцию Украины. Окончательную редакцию Основного Закона Рада принимала в течение ночи 28 июня 1996, получившую затем название “конституционной”. До этого времени в стране действовала Конституция советской Украины.
Введение национальной валюты
Введение гривни планировалось сразу после провозглашения независимости, но гиперинфляция не позволяла это сделать. Только 25 августа 1996 года Леонид Кучма объявил о старте денежной реформы. 2 сентября начался обмен старой денежной единицы — карбованца — на гривни по курсу 100 тыс. купонов за 1 гривню.
Первую партию купюр отпечатали в Канаде, а первые монеты были отчеканены на монетных дворах Италии и Великобритании ещё в 1992 году.
Преодоление кризиса
Экономический спад, вызванный распадом СССР, замедлился ко второму году президентства Кучмы. Цены и курс валют стабилизировались, однако негативные тенденции в экономике продолжались и закончились кризисом 1998-го года, спровоцированным дефолтом в России. Тогда курс гривни обвалился вдвое. Ситуацию удалось стабилизировать благодаря кредитам МВФ, командно-административным методам управления, стимуляции развития малого и среднего предпринимательства. В результате к окончанию второго президентского срока Кучмы Украина демонстрировала стабильный экономический подъём.
Создание Конституционного суда
Хотя наличие Конституционного суда предусматривалось законом от 1992 года, на практике этот орган охраны конституционного порядка не действовал. После принятия Основного Закона у Кучмы появилась возможность назначать судей по своей квоте. Первый состав судей был сформирован 18 октября 1996 года.
Проведение многовекторной внешней политики
В отношениях с Россией сумел добиться поставок дешёвых энергоносителей, подписал в 1997 году Большой договор о стратегическом сотрудничестве с Россией, а в 2003 году вместе с президентами России, Беларуси и Казахстана задекларировал создание Единого экономического пространства.
В 1997 году создал комиссию Украина — НАТО, а в 2002-м подписал План действий, который предполагает перспективу вступления Украины в Альянс.
Заложил основы евроинтеграции: в 1994 году подписал соглашение о партнёрстве с ЕС, в 2003 году задекларировал цель Украины — подписать соглашение об ассоциации, евроинтеграция была записана приоритетом в Законе об основах внутренней и внешней политики.
Сдерживание олигархов
Благодаря системе “балансов и противовесов” выстроил гибкие отношения с олигархами, в результате чего никто из них не имел преимущественного влияния на власть. Добился этого, ведя активную кадровую политику, приближая и отдаляя различные группы влияния. При этом пропорционально распределяя крупный бизнес между ними.
Гарантирование частной собственности
Люди стали собственниками своего жилья, а сотрудники предприятий и колхозов получили возможность распоряжаться своей долей материальной собственности.
СКАНДАЛЫ
Кассетный
В ноябре 2000 года лидер Соцпартии Украины Александр Мороз обнародовал аудиозаписи разговоров, якобы сделанные в кабинете президента и свидетельствующие о его причастности к исчезновению и убийству оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе. Плёнки, переданные экс-майором госохраны Николаем Мельниченко, положили начало акции Украина без Кучмы, которая закончилась безрезультатно в марте 2001 года.
Многочисленные попытки привлечь Кучму после его отставки как заказчика убийства Гонгадзе не увенчались успехом. Главным ответственным за убийство оппозиционного журналиста стал генерал Алексей Пукач.
Кольчужный
В 2001 году США обвинили Кучму в незаконной продаже оружия и радиолокационных систем Кольчуга в Ирак. Якобы он лично санкционировал поставки. Обвинения не подтвердились. Инспекторы так и не обнаружили в Ираке эти комплексы.
Обвинения стимулировали оппозицию к новым акциям протеста. В парламенте попытались объявить импичмент президенту. Его рейтинг недоверия взлетел почти до 60 %.
Окно в спальне
В 1996 году в квартире Кучмы, в глухой стене дома на Десятинной улице, прорубили окно, которое открывало вид на золотые купола Андреевской церкви. Эта незначительная перепланировка спровоцировала дипломатический скандал. Посольство Великобритании было вынуждено прекратить строительство своего нового здания посольства возле президентского дома — здание закрывало бы пейзаж.
Пожизненное иждивение
В 2005 году и. о. премьера Украины Николай Азаров одним из последних распоряжений обеспечил Кучме пожизненное содержание: ежемесячную выплату в размере зарплаты действующего президента, госдачу в Конча-Заспе, четырёх водителей, двух горничных,
двух официантов, повара, помощника, советника, а также автопарк из двух авто.
Спустя месяц премьер-министр Юлия Тимошенко отменила это решение, но уже в апреле 2007-го её преемник Виктор Янукович восстановил эти льготы.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
“Я точно знаю: страну мы развалили”
13 октября 1992 года, выступление в парламенте перед назначением на должность премьер-министра
“Скажите, какое общество мы собираемся строить, и я его буду строить”
Тогда же, там же
“Слабо верится в то, что это желание местной власти… Я смотрю на российскую карту и не понимаю: может, им чего-то не хватает?”
6 октября 2003 года, комментируя конфликт вокруг строительства Россией дамбы к украинскому острову Коса Тузла
“Украинцы просто обязаны полететь на Луну! Правда, не все. Кто-то должен остаться — для полёта на Марс”
2 февраля 2004 года, комментируя инициативы США по освоению космоса
“На мой взгляд, это всё-таки неправда, что люди не ощущают повышение жизненного уровня. Возможно, это наша национальная особенность: быть всегда недовольными”
11 июля 2004 года, в интервью журналистам, опровергая низкий уровень доходов украинцев
“Для меня любой труд в радость. Особенно я люблю ковыряться в земле. На даче, где я живу, всю округу заставил работать”
5 августа 1999 года, в интервью газете АиФ, говоря об отношении к работе
“Я стал более, знаете, злой. Злой в добром понимании этого слова. Знаю, что всё переборю”
28 мая 2001 года, в интервью российскому телеканалу, говоря о давлении на него оппозиции
“Я сегодня это [силовой срыв выборов] отвергаю. Я считаю, что если есть у кого-то сегодня такие желания, то почва в Украине не та. Здесь такое не растёт”
31 октября 2004 года, в интервью журналистам после голосования на избирательном участке во время первого тура президентских выборов
“Власть никогда не допустит, чтобы политическую логику в стране диктовало агрессивное меньшинство”
5 ноября 2004 года, комментируя “оранжевую революцию”
“Если бы я их за одно место не держал, они бы всю страну разнесли…”
27 июля 2007 года, в интервью журналистам, говоря о стиле своего управления во времена президентства
“Накал грызни уже такой, что представляет угрозу и для демократии, и в целом для страны”
9 июля 2008 года, говоря об отношениях между президентом Виктором Ющенко и премьером Юлией Тимошенко
“Если бы энергию Юлии Владимировны — да в мирных целях…”
16 октября 2009 года, оценивая деятельность премьер-министра
“В “Донецкой криминальной республике” предлагается национализацию провести. Но хана Донецкой области будет, через месяц ничего от неё не останется, а может, и раньше”
21 мая 2014 года, оценивая действия сепаратистов
“Раньше, перед окончанием своего президентства, я сказал, что хотел бы посмотреть на Украину без Кучмы. Тогда было популярным такое движение. И сейчас мы его видим. Крым мы уже потеряли, и я считаю, что вернуть его уже нереально, ведь Россия пошла ва-банк”
29 мая 2014 года, оценивая кризис в стране
***
Этот материал опубликован в №26 журнала Корреспондент от 4 июля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.