20 лет президентства Лукашенко: 40 фактов

Русская служба Би-би-си,  10 июля 2014, 13:44
💬 39
👁 11146

10 июля исполняется 20 лет нахождения у власти Александра Лукашенко – первого и пока единственного президента суверенной Республики Беларусь.

На руководящем посту Лукашенко уже пересидел Брежнева – самого долгоиграющего из советских генсеков.

Но если бы выборы в Белоруссии были завтра, электорат вновь избрал бы Лукашенко – уровень доверия граждан к белорусскому президенту, по данным изгнанного из страны, но зарегистрированного в соседней Литве Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), составляет 49,6% (исследование проводилось в июне).

Выборы, впрочем, ждут Лукашенко в 2015-м. Белорусский президент не раз говорил уже, что "наелся властью" и устал, но повторяет: "Если народ попросит..."

Народ, по данным того же НИСЭПИ, готов попросить, хотя вроде и не слишком доволен. Только 39,1%, отвечая на вопрос о том, какое государство построено при президенте Лукашенко, сказали: "это мое государство, оно защищает мои интересы". "Это лишь отчасти мое государство, оно недостаточно защищает интересы таких, как я", - считают 43,2% опрошенных. 12% уверены: "это не мое государство, оно не защищает мои интересы, и я не доверяю ему".

Подзуживая журналистов, президент Лукашенко любит подчеркнуть, что его называют последним диктатором Европы.

В одном из многочисленных – и весьма откровенных порой – интервью он сам назвал себя Батькой. Но не в том смысле, который с "батькой" связывают обыватели постсоветского пространства, плененные фильмом "Свадьба в Малиновке".

Батька по-белорусски – это не атаман мародерствующего воинства, готового рубить "красных, пока не побелеют, белых – пока не покраснеют". (Хотя въедливые политологи отмечают, что что-то от такого "батьки" в Лукашенко есть).

Батька по-белорусски – это отец.

А родителей, как известно, не выбирают...

10 самых громких проектов президента Лукашенко

Младший Коля - явно любимый сын Александра Лукашенко

 

Политолог Валерий Карбалевич, автор книги "Александр Лукашенко. Политический портрет", утверждает: "Самое большое достижение Лукашенко в том, что он сумел создать особую социальную модель – белорусскую социальную модель, альтернативную тем проектам трансформаций, которые демонстрировали постсоветские страны".

Несмотря на пессимистические прогнозы и заявления критиков о недееспособности такой системы управления в центре современной Европы, эта модель действует уже 20 лет и до сих пор работает весьма плодотворно, отмечает Карбалевич, уточняя: если оценивать не экономические, а социологические показатели, уровень поддержки президента.

"Впрочем, и главная слабость Лукашенко – именно в созданной им модели. Она помогает Лукашенко удерживать власть, но белорусскому обществу не позволяет развиваться. Это тупиковая модель консервации, белорусам еще предстоит расплачиваться за то, что столько лет мы существуем вне развития", - заявляет он.

 

10 самых громких потерь

 

Белорусская оппозиция продолжает требовать прояснить судьбу исчезнувших людей

Эти утраты вызвали широкий резонанс в Белоруссии и за рубежом, имена этих людей президент Лукашенко старается не вспоминать и не скрывает раздражения, когда настойчивые журналисты пытаются добиться подробностей или признаний.

Весной и осенью 1999 года в Минске бесследно исчезли экс-глава МВД генерал Юрий Захаренко, экс-глава Центризбиркома политикВиктор Гончар, предприниматель Анатолий Красовский. Яркие политические оппоненты президента Лукашенко, по убеждению лидеров белорусской оппозиции, правозащитников и исследовавшего проблему спецдокладчика ПАСЕ Христоса Пургуридиса, были физически устранены при помощи силовых спецподразделений. В Белоруссии их назвали "эскадронами смерти".

7 июля 2000 года также бесследно исчез телеоператор Дмитрий Завадский. Дело об этом исчезновении официально дошло до суда, и группа, в числе которой экс-сотрудники спецподразделений, обвиненные в совершении тяжких преступлений, была названа причастной к похищению телеоператора. Что стало с Дмитрием, официально не установлено.

"Лукашенко причастен к исчезновению Димы – не столько лично причастен, сколько он знает обо всем: что произошло, где, когда и зачем. Исчезновения Гончара, Захаренко, Красовского, Димы – спланированные похищения знаковых личностей, Лукашенко несет за это ответственность", - убеждена мать пропавшего оператора Ольга Завадская.

В 2004 году четырем высокопоставленным белорусским силовикам, подозреваемым в организации исчезновений политических оппонентов Лукашенко, было отказано в праве въезда на территорию ЕС, США и Канады. В 2006 году в санкционный список был внесен и президент Лукашенко.

Внезапную смерть в 1999 году оппозиционного политика Геннадия Карпенко, способного, по данным исследований той поры, составить реальную конкуренцию Лукашенко в борьбе за президентское кресло, ряд исследователей также называют "операцией по устранению". Карпенко резко почувствовал себя плохо после выпитой в ходе делового разговора чашки кофе.

Президент Лукашенко только однажды поклялся отомстить за "политическую" смерть – когда в октябре 1997-го взрывом в подъезде дома был убит друг и соратник президента ЕвгенийМиколуцкий, глава комитета госконтроля в Могилевской области. Погибшему присвоили звание Героя Беларуси; последовавшие вскоре аресты знаменитого с советских времен колхозного председателя Василия Старовойтова, дважды Героя Соцтруда, и министра сельского хозяйства Василия Леонова пресса и аналитики связывали с ходом расследования. Но официально заказчики, исполнители и мотивы убийства не названы до сих пор.

К личным потерям Лукашенко народная молва относит смерть министра здравоохранения Людмилы Постоялко – ее считают неофициальной тещей белорусского президента, бабушкой Коли Лукашенко. Александр Лукашенко покровительствовал министру, но на похороны во Дворец Республики прислал только венок, и ответственные чиновники, оценив поданный президентом знак, старались поскорее покинуть траурную церемонию.

Казнь Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева, обвиненных во взрыве минского метро, многие в Белоруссии до сих пор считают поспешной, а обстоятельства трагедии невыясненными. Взрыв прогремел на станции "Октябрьская" в час пик 11 апреля 2011 года, унес жизни 15 человек, сотни людей признаны потерпевшими. Еще до вынесения судебного приговора Александр Лукашенко представил к государственным наградам следователей, через день после теракта доложивших о раскрытии преступления.

90-летний юбилей писателя Василя Быкова, в нынешнем июне проигнорированный президентом Лукашенко, вынуждает вспомнить, что всемирно известный писатель-фронтовик на исходе жизни более пяти лет провел в политической эмиграции – Лукашенко до сих пор не простил уже покойному Быкову критику установленных в Белоруссии порядков и главной персоны страны.

 

10 самых известных узников Лукашенко

 

Правозащитник Алесь Беляцкий недавно вышел из тюрьмы, где провел 1050 дней

Список участников политических протестов режиму Лукашенко, прошедших через тюрьмы, исчисляется сотнями. Несколько десятков высокопоставленных чиновников оказались в камерах в ходе борьбы с коррупцией – проблемы, на острие актуальности которой, собственно, и выдвинулся в президенты некогда малоизвестный директор одного из белорусских совхозов.

"Для поддержания статус-кво и стабильности авторитарному режиму необходим страх, развеянный в разных слоях общества. Отсюда регулярное пополнение камер – и за коррупцию, и "за политику". Во внешнеполитическом плане этими арестами Беларусь отрезается от европейского сообщества: Европа чувствительна к наличию политузников, каждый раз при таких арестах включает красный свет, притормаживает в развитии отношений с официальным Минском", - замечает правозащитник Людмила Грязнова.

Из множества "арестантских" судеб и имен мы выбрали десяток, наиболее известных миру.

 

10 самых популярных высказываний президента Лукашенко

 

"Если у вас нет денег на ресторан, поговорите с девушкой в студенческом общежитии. Купите кефир и булочку"

"Взялся за яйца – молоко пропало!" - рассказывал как-то президент Лукашенко о попытках преодоления продовольственного дефицита. Обещал: "Наш народ будет жить плохо, но недолго". "Белорусы – это те же русские, только со знаком качества", - высказал однажды комплимент.

Подобные фразы президента Лукашенко давно стали поговорками-прибаутками, но практически в каждой своей публичной речи белорусский лидер добавляет к народному словарю фразеологизмов пару-тройку образных выражений.

Владимир Подгол, кандидат философских наук, автор ряда книг, среди которых "Основы политической психологии", объясняет: Лукашенко отходит от дипломатического языка, потому что его менталитет – это научный феномен. "Личность обладает генетической способностью к пробуждению архетипа с дальнейшей психической инфляцией", - пытается растолковать Владимир Подгол. Архетип — термин, введенный Карлом Юнгом и использованный в его теории для обозначения наиболее глубокой основы личности, представляющей собой совокупность базовых идей, унаследованных человеком от его предков и определяющих его современную психологию и поведение. Инфляция – слово не только экономическое, но и термин социальной психологии. Это расширение психики человека до пробужденного архетипа. В определенные стрессовые моменты эти процессы активизируются в личности, и человек являет себя окружающим даже не самим собой, а носителем "базы" предков. " Это такой психотип, он был свойствен также Гитлеру, в определенной степени Сталину", - рассказывает Владимир Подгол.

За параллели между Лукашенко и Гитлером белорусский философ поплатился 18 лет назад. Фрагментом докторской диссертации Владимира Подгола был сравнительный анализ менталитетов немцев в 30-е годы уже прошлого века и белорусов, вдруг получивших суверенитет. Ученый анализировл также менталитет руководителей этих государств, и цитаты Лукашенко использовал как материал для исследования.

"Я собирал цитаты, в которых содержались архетипы. Мою диссертацию забрали в администрацию президента, потом в КГБ, и с того момента я перестал быть докторантом и в нашем государстве нигде не могу устроиться на работу", - рассказывает Владимир Подгол.

Коллекцию высказываний белорусского президента Владимир Подгол продолжает – впрочем, любой желающий может зафиксировать впечатлившее в речах и интервью Александра Лукашенко.

От этой цитаты, распространенной немецкой газетой Handelsblatt, белорусский президент пытался откреститься, заявив программе НТВ, что высказывание является "фальшивкой, сфабрикованной в Польше ЦРУшниками". Но немецкие журналисты настаивают, что на заре своего президентства, в 1995-м, в интервью газете Handelsblatt Лукашенко заявил следующее: "История Германии — это слепок в какой-то степени истории Белоруссии на определенных этапах. В свое время Германия была поднята из руин, благодаря очень жесткой власти, известным Адольфом Гитлером... Не все только плохое было связано в Германии с Адольфом Гитлером. Немецкий порядок формировался веками, при Гитлере это формирование достигло наивысшей точки. Это то, что соответствует нашему пониманию президентской республики и роли в ней президента...".

Впрочем, о том, как батька учит белорусов порядку, слушать куда интереснее.

Источник: Русская служба Би-би-си

ТЕГИ: Беларусь Лукашенко