Время собирать "камни". Корреспондент побывал на концерте Rolling Stones
Пока отечественный гастрольный рынок находится “в коме”, за большими событиями меломанам придётся ехать за границу. Корреспондент отправился на один из концертов прощального тура Rolling Stones.
Поинтересовавшись у оператора турфирмы ценой билета на концерт Rolling Stones в Дюссельдорфе, я возмущённо удивился: “450 евро за билет?!”. “Да, — без эмоций ответил мужчина на том конце провода. — Верхний ярус, с краю”.
Цена тура зашкаливала: за перелёт, отель три звезды с завтраками и наблюдение за Миком Джаггером с галёрки Esprit Arena просили 16 тыс. грн. Это же удовольствие, но в фан-зоне — 22 тыс. грн.
Я — не фанат роллингов, готовый на всё ради кумиров. Но увидеть живьём тех, кого слушал с малолетства, по-прежнему хотелось очень.
Когда во времена перестройки отец принёс домой первую выпущенную в СССР пластинку The Beatles, он сказал мне, школьнику средних классов: “Вот, сын, это самая известная в мире группа, мы её в юности слушали. А ещё были Rolling Stones”.
В извечном споре между битломанами и любителями роллингов я встал на сторону последних. Но при этом о Джаггере с компанией мог не вспоминать годами — до их нового альбома или своего очередного приступа ностальгии.
“Единственная группа, за концерт которой я готов заплатить деньги, — это Rolling Stones”, — часто повторял я знакомым, стараясь бесплатно попасть на концерт той или иной команды. Вот только воплотить мечту особо не надеялся. Был шанс в 2007-м, когда в европейской части A Bigger Bang Tour мог оказаться и Киев. Но в последний момент из графика нашу столицу выбросили.
Фартовые обстоятельства
О новом туре 14 On The Fire я случайно узнал из разговора с коллегой. Этот тур явно прощальный: “младшенькому” группы, Ронни Вуду, сейчас 67 лет, Джаггеру и Киту Ричардсу — по 70, а Чарли Уоттсу — вообще 73. Гугл сообщил: ближайшие европейские концерты — через месяц, в Берлине и Дюссельдорфе. Выбрал последний.
У меня уже была действующая многоразовая виза. Но даже если её нет, при наличии билетов на концерт и брони отеля работающему человеку в течение месяца без проблем откроют краткосрочный немецкий шенген.
Также я являлся счастливым обладателем билета одной из авиакомпаний — с открытой датой и направлением. И опять-таки даже при других вводных перелёт получился бы не слишком дорогим. За месяц до вылета мониторинг цен показал: рейс до Кёльна (полчаса электричкой от Дюссельдорфа) — 719 грн, через два дня обратно из Дортмунда (час езды) — 1.200 грн.
Труднее оказалось приобрести билет на концерт. На сервисе Tiketmaster всё уже было раскуплено. Хотя, знай я о концерте чуть раньше, мог бы за € 65 получить два “счастливых” билета (их число ограничено). Это своеобразная лотерея, когда места сообщают перед самым концертом.
В предложениях украинских турагентств самый дешёвый билет на галёрке стоил € 108, а самый дорогой (не VIP) — € 450, в первой фан-зоне, под самой сценой.
В итоге билеты нашлись на интернет-аукционе E-bay. Из множества предложений я выбрал вторую фан-зону и при номинальной цене € 143 переплатил всего 30.
Кстати, непосредственно перед шоу площадь у стадиона — так же, как и у нас — кишела перекупщиками, накручивавшими по € 30-40. А ещё — обычными обладателями “лишних билетиков”, отдававшими их по номиналу.
Итого: концерт любимой группы, плюс трансфер, знакомство с тремя городами и отель на две ночи (€ 80) — всё вместе составило € 450, а вовсе не тысячу, как предлагали турагентства.
Навстречу камням
В вагоне U-bahn (немецкая смесь метро и трамвая) правильный выбор направления движения подтвердили люди, одежду которых украшал фирменный “языкатый” логотип. В основном попутчики — от 50 и старше. На их фоне ощущаешь себя юнцом, несмотря на то, что самому под сорок.
На площади перед стадионом средний возраст зрителей кардинально не изменился: молодые лица мелькали лишь изредка. Глядя на поток степенных немцев, подумалось: “Дедушки на дедушек идут посмотреть — тряхнуть стариной”.
В ожидании звёзд немцы подкреплялись колбасками, пиццами, хот-догами и, конечно, пивом: были как привычные стационарные точки, так и продавцы с бочками за спиной, снующие по рядам и фан-зонам. Настоящее столпотворение — у палаток с атрибутикой: майки, футболки и кепки по € 35 буквально разлетались. Сувенир с последнего тура роллингов — как тут удержаться!
Что бросилось в глаза, так это курение. Дымили везде — даже на стадионе во время концерта, если поблизости не было охраны. Кажется, миф о строгих немецких правилах насчет курения в общественных местах так и останется всего лишь мифом.
Странно, но за несколько часов я ни разу не услышал родной речи (двое стюардов из наших переселенцев — не в счёт). Иногда попадались англоязычные фанаты, многие из которых на поверку оказались сотрудниками немецких представительств британских фирм. Также хватало голландцев и бельгийцев: у них с Дюссельдорфом скоростное железнодорожное сообщение, и цена за проезд не кусается.
Гитарное вступление Кита Ричардаса к Jumpin’ Jack Flash возвестило о выходе роклегенд. Зал взревел.
Я верил, что Джаггер в хорошей форме, но не ожидал, что настолько. Глядя, как этот человек в течение двух часов выкладывается на сцене, никогда не подумаешь, что он уже разменял восьмой десяток. В эйфории концерта Мик метался между музыкантами, выбегал на подиум к зрителям, заставляя полностью забыть о возрасте и времени.
Один за другим, заряжая зал энергией, сменялись хиты прошлых лет — It’s Only Rock ‘N’ Roll, Out Of Control, Miss You, Start Me Up. Появление на сцене приглашённого гостя Мика Тейлора, его гитарные импровизации во время исполнения Midnight Rambler и музыкальная “дуэль” с другими участниками группы ещё сильнее разогрели публику. Но истинный восторг 45 тыс. зрителей вызвал всё же другой мотив.
Вы слышали, как полста тысяч людей в одно горло кричат клич “У-у! Ху-у!” из Sympathy For The Devil? Нет? А я — да. И, скажу вам, впечатлило: мы так вдохновенно подпевали, что иногда казалось, что заглушаем мегамощные колонки.
Финальный “залп” — Brown Sugar и, конечно, Satisfaction. Два часа пролетели, как одно мгновение: будто и не было спето 19 хитов. Но мечта сбылась: я видел Rolling Stones, слышал живьём те самые песни, которые знал с юности, пел их вместе с Джаггером. И знаете, хорошо, что эта мечта у меня не единственная.
Уходя с концерта, отметил ещё одну важную и, увы, пока не характерную для Украины деталь: идеальную продуманность всех организационных моментов. Не поверите, но я сел на поезд U-bahn, простояв на перроне не больше пяти минут. И не потому, что все на своих авто. Просто кто-то позаботился о том, чтобы люди смогли разъехаться быстро, с комфортом, без давки: подогнали столько составов, что новый приходил на станцию сразу после отправления предыдущего. Такая организация стоит каждого из потраченных евро.
***
Этот материал опубликован в №26 журнала Корреспондент от 4 июля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.