Корреспондент: Выжить любой ценой. Три месяца АТО на востоке
Освобождение Славянска, танки в Луганске, сотни жертв среди мирных жителей и призрачная надежда на восстановление мира. Корреспондент подвел предварительные итоги длящейся три месяца антитеррористической операции на востоке Украины.
Датой официального начала АТО считается 7 апреля 2014 года, когда и. о. президента Украины Александр Турчинов объявил о проведении военной операции против сепаратистов, захвативших несколько административных зданий в Донецке, Харькове и Луганске. Но к активной фазе борьбы украинские военные приступили только в конце мая — после президентских выборов.
К этому времени боевики взяли под контроль треть территории Донбасса и объявили о создании Донецкой и Луганской народных республик. Возможно, вялое начало АТО помогло избежать лишних жертв, но втянуло Украину в затяжной гражданский конфликт.
За период проведения АТО территория, подконтрольная самопровозглашённым республикам ДНР и ЛНР, уменьшилась вдвое, рапортуют в СНБО. Силовики постепенно отрезают “ополченцев” от границы с Россией.
В ночь на 5 июля украинские войска освободили многострадальный Славянск — город на Донетчине, который без малого три месяца оставался неприступным форпостом сепаратистов. Накануне силы АТО вошли в Николаевку. Ещё через несколько часов флаг Украины был водружён на здании горсовета Краматорска. В минувшие выходные силовики вернули контроль над Дружковкой, Константиновкой, Артёмовском и отбили посёлок Семёновка.
“Очищение Славянска — это начало перелома в борьбе с боевиками за территориальную целостность Украины”, — заявил в субботу вечером Президент Пётр Порошенко.
Но эксперты предупреждают: это скорее тактическая, чем стратегическая победа.
Под контролем у сепаратистов по‑прежнему остаются пять крупных городов — Горловка, Снежное, Антрацит, Краснодон и Северодонецк. “Ополченцы” ЛНР заняли крупный железнодорожный узел, город Попасную на границе с Донецкой областью, бойцы Игоря Гиркина (Стрелкова) — Иловайск. Но основные силы сепаратисты сконцентрировали в областных центрах — Донецке и Луганске.
Сейчас боевики ДНР, перебазировавшиеся в Донецк из Краматорска и Славянска, активно укрепляются и готовятся к боевым действиям.
План освобождения мегаполисов уже утверждён, уверяет заместитель секретаря СНБО Михаил Коваль. Выезды из областных центров закрыты.
“Мы блокируем Донецк и Луганск с той целью, чтобы оттуда не могли выехать боевики с оружием. При этом местные жители, предъявив документы и показав свой транспорт, могут спокойно выезжать”, — объяснил советник министра внутренних дел Антон Геращенко.
Кольцо вокруг Донецка с Луганском становится плотным и мощным, уверяют силовики.
Чёрные дыры
4 июня, почти через два месяца после начала АТО, руководство Украины сообщило о намерении перекрыть границу с Россией в центральной части Луганской и на юге Донецкой областей.
Сегодня российско‑украинская граница полностью находится под контролем украинских Вооружённых cил и Государственной пограничной службы, заявляет Коваль.
“Сразу же с прекращением перемирия, то есть с переходом к активной фазе АТО, фактически вся граница была закрыта от возможности извне перевезти на территорию Украины тяжёлое вооружение”, — утверждает замглавы СНБО.
Граница защищена так называемым огневым прикрытием. То есть, если со стороны России попытается прорваться какая‑то бронетехника, она будет уничтожаться с воздуха или огнём артиллерии, объясняют силовики.
Украина закрыла девять пунктов пропуска на границе с РФ, а со стороны России — четыре погранпункта. Но сказать, что сепаратисты полностью отрезаны от возможных поставок боеприпасов и оружия из России, нельзя и сегодня.
“Ополченцы” ежедневно нападают на пункты пропуска, минируют границу: только на одном из участков в районе Бирюкова Луганской области за последние дни военные обнаружили 83 комбинированных минных устройства.
Не стоит забывать и о человеческом факторе. Жители приграничных посёлков любят рассказывать, что на некоторых пунктах пропуска уже давно установлена такса — 5 тыс. грн за легковую машину и 15 тыс. грн за КамАЗ. “Оплаченные” автомобили якобы пересекают границу без каких‑либо досмотров и проблем. Но опровергнуть или подтвердить эту информацию Корреспондент не может.
Работает человеческий фактор и на интересы Украины. В середине марта Минобороны инициировало акцию Поддержи украинскую армию. За это время на нужды Вооружённых сил Украины юридическими и физическими лицами было перечислено более 132 млн грн. Доказывая, что их хата не с краю, украинцы по всей стране принимают беженцев с востока, организовывают летний отдых для детей из неспокойных регионов. Те, кто не готов отправляться на Донбасс, покупают для солдат бронежилеты, каски и другое обмундирование.
В связи с военными действ ями на востоке украинцы развернули феноменальную для нашей страны активность. Большое количество организаций и общественных инициатив (Восток‑СОС, Спасём Украину, Патриот, Вернись живым) в вопросе тылового обеспечения уже частично заменяют Минобороны. Легковыми машинами, фурами, почтой в зону АТО отправляют еду, воду, сигарету, бельё, форменную одежду, обувь, баллистические очки, лекарства.
Эхо войны
Города, которые оказались в зоне активных боевых действий, сильно разрушены. Славянск, Краматорск — на их восстановление уйдут месяцы и миллиарды гривен. Только для того, чтобы возобновить работу Славянской ТЭС, понадобится не менее 400 млн грн, подсчитал министр энергетики Юрий Продан.
В Донецкой области полностью разрушены три моста, несколько мостов повреждено на Луганщине. По данным Минтранса, придётся восстанавливать почти 1.000 км дорог (705 км — в Луганской области и 228 км — в Донецкой). Из‑за военных действий на Донбассе остаются обесточенными 64 населённых пункта.
Со многими проблемами жителям захваченных регионов ещё предстоит столкнуться — “ополченцы” заминировали покинутую территорию. В Краматорске в зону риска попали подвалы, детские сады, муниципальные учреждения, административные здания. В районе Славянска — около 30 км железнодорожных путей. За три дня на освобождённых от боевиков территориях было уничтожено порядка 700 мин, сообщил Геращенко.
Сапёрам также придётся внимательно отнестись к рассказам местного населения и проверить все слухи о минировании различных объектов. Недавно руководители ЛНР в военных условиях нашли возможность отремонтировать дороги. Но луганчане опасаются: боевики просто закладывают под асфальт фугасы. Эти слухи, в частности, распространяют со ссылкой на и. о. главы Луганской облгосадминистрации Ирину Верегину.
Тем не менее Славянск, Краматорск, Артёмовск постепенно возвращаются к жизни. Восстановление систем жизнеобеспечения в этих городах займёт около недели, гарантируют в Кабмине. Работу казначейства в Славянске обещают возобновить в ближайшие дни, в Краматорске пенсии уже выплачивают (подробнее о проблемах с выплатами в городе Корреспондент писал в № 23 от 13 июня).
Машины с грузом для освобождённых городов едут со всей Украины. Везут продукты, медикаменты. Но не хватает пока самого главного — воды. Канал Северский Донец — Донбасс, который обеспечивает водой регион, повреждён. Из‑за боевых действий его ремонт начался только сейчас.
В освобождённые города возвращаются жители. Украине, которая за 23 года независимости не была напрямую втянута в вооружённые конфликты, впервые пришлось столкнуться с проблемой беженцев. Из Луганской и Донецкой областей за время проведения АТО эвакуированы более 33 тыс. человек. И это только официальные данные. Самостоятельно регион, по подсчётам общественных организаций, покинули не менее 120 тыс. украинцев.
Многим ещё предстоит покинуть свой дом. Центр боевых действий переместился в Луганск и Донецк. Власти развернули три транзитных пункта для переселенцев в районах Красноармейска, Сватова и Барвенкова.
В Луганске бои идут уже не первый день, Донецк превращается в осадный город. Тысячи сепаратистов в камуфляже и с оружием в руках ходят по улицам, обыскивают людей, селятся в административных зданиях и пустующих летом общежитиях. Работа казначейства здесь приостановлена, закрываются банки, почта и торговые центры. Выезды из Донецка блокируют украинские военные. И, похоже, пятому по величине городу страны грозит судьба Славянска.
Мира не будет
До восстановления мира на востоке Украины ещё очень далеко. Очевидно, “выжать” сепаратистов из Донецка будет сложнее, чем из Славянска.
“Ни в коем случае нельзя было допускать бронетехнику в Донецк, — убеждён эксперт Национального института стратегических исследований Анатолий Павленко. — Боевики свою технику в город спокойно загнали, а наша армия не сможет применить ни бронетехнику, ни авиацию. Бои с применением личного состава без авиации и тяжёлой техники — это затяжные и кровопролитные бои, выгодные боевикам”.
Руководители самопровозглашённой Донецкой народной республики не собираются идти на переговоры и готовятся к войне.
“Будем дальше воевать, концентрироваться, создавать из ополчения вооружённые силы, проведём всех через присягу. Будет принято единое начальство, будет создан мобилизационный орган. То есть мы идём от мирной жизни в чистую мобилизацию и войну. Мы всё перестроим на военные рельсы”, — заявил “первый вице‑премьер” ДНР Андрей Пургин.
Решительно настроены и украинские силовики.
“Хорошо, что террористы сгруппировались в одном месте. Теперь у нас не три направления наступления, а два — Донецк и Луганск. Было бы ещё лучше, чтобы они сосредоточились в одном направлении”, — говорит командир добровольческого батальона Слобожанщина Андрей Янголенко.
При этом военные обещают сделать всё, чтобы мирное население не пострадало.
Касательно перемирия, то оно возможно, говорят в Администрации Президента. Но только в том случае, если на прекращение огня согласятся и “ополченцы”. Пока жителям востока остается только ждать. Порошенко надеется, что ситуация на востоке стабилизируется через несколько месяцев.
***
Этот материал опубликован в №27 журнала Корреспондент от 11 июля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.