Корреспондент: Минздрав предупреждает: бесплатной системы здравоохранения не будет
Минздрав предупреждает соотечественников: в следующем году в стране может наконец появиться страховая медицина. Корреспондент разобрался, чем это грозит устаревшей и коррумпированной системе здравоохранения.
Когда директор столичного детсада № 149 Елена Корж сломала ногу, поскользнувшись на льду, затраты на лечение ей компенсировали не законные виновники — коммунальные службы, вовремя не убравшие тротуар, а киевская благотворительная организация Больничная касса.
Такие кассы, которых насчитывается в регионах страны около 17, пока единственные структуры, напоминающие обязательное медицинское страхование (ОМС) — цивилизованную форму медобслуживания, принятую в большинстве государств мира.
Больничные кассы, созданные по инициативе местных властей, значительно “гуманнее” в финансовом отношении, чем частные страховые компании. Например, Корж платит за свой полис в кассу 30 грн в месяц, тогда как годовой взнос у частника обойдется от 3 тыс. до 6 тыс. грн.
“Подобные кассы — это дополнительный источник финансирования [государственной] сферы здравоохранения. Так население реагирует на ограниченные возможности госфинансирования”, — рассказывает Корреспонденту Владимир Долот, исполнительный директор Больничной кассы.
Изначально планировалось, что такие структуры — переходный этап от государственной медицины к страховой и со временем ими станут пользоваться все соотечественники, как это произошло, например, в Германии. В России, стоявшей на сходных с Украиной стартовых позициях, уже много лет действует ОМС.
Отечественное здравоохранение среди своих европейских соседей остаётся изгоем. За последние годы через Верховную Раду прошёл целый парад законопроектов, предусматривающих введение ОМС, однако ни один из них не был принят.
С деклараций по этому поводу начинал почти каждый новый глава Минздрава, и Олег Мусий не исключение. Ведомство вынесло на публичное обсуждение Концепцию новой системы здравоохранения.
Концепция предусматривает начало внедрения ОМС уже в следующем году, передачу существенной части контроля над медициной от министерства местным властям, введение договорных отношений между государством и учреждениями здравоохранения, а также врачами и даже отмену 49-й статьи Конституции, гарантирующей бесплатную медицину.
“Бесплатной системы здравоохранения нигде нет и быть не может. Она может быть без оплаты из кармана человека — за счёт бюджета или фонда медицинского страхования, который мог бы существовать в государстве”, — считает Мусий.
Взнос и предложение
Когда жительница Обухова Татьяна Фарид привезла свою годовалую дочь в одну из детских больниц Киева, где, в отличие от родного города, нашлись нужные ребёнку специалисты, её огорошили прямо на входе. Чтобы малышку приняли, нужно заплатить 200 грн в благотворительный фонд.
“Мне ничего другого не оставалось, кроме как написать заявление, что я желаю улучшить материально-техническое состояние медучреждения, и попросить принять от меня эти деньги”, — улыбается молодая мать.
При этом пожертвование никак не повлияло на условия пребывания в больнице, рассказывает Фарид. Она лежала в обычной битком набитой палате и все лекарства покупала сама.
С другой стороны, казённое здравоохранение не такое уж бедное, каким выглядит, утверждают эксперты общественной организации Институт аналитики и адвокации.
Проведя исследование в полтавских больницах, они выяснили, что только за 2012 год местные жители заплатили за своё лечение в виде благодарностей или взяток 120 млн грн. Еще 16,5 млн перечислили в добровольно-принудительные “благотворительные” фонды больниц в виде взносов. При этом из них лишь 2,6 млн грн были потрачены на нужды медучреждений.
Общая сумма неофициальных взносов достигает годового бюджета Полтавы на медицину, сравнивают специалисты, и если бы все эти средства тратились по назначению, то проблем с финансированием больниц и поликлиник вообще бы не было.
“Люди [которые платят взносы] понимают, что бюджет здравоохранения в Украине дефицитный и нуждается в дополнительных источниках финансирования, но мало кто осознаёт, что за его счёт некоторые попросту набивают собственные карманы”, — говорит Максим Демченко, исполнительный директор благотворительной организации Світло надії, проводившей исследование совместно с институтом.
По мнению эксперта, одним из способов борьбы с этими платежами и взятками может стать введение ОМС, но при условии его прозрачной работы и отчётности.
А пока самым честным и понятным украинцам способом получить качественное медобслуживание остаётся добровольное страхование. Житель Фастова Юрий Цыганчук приобрёл страховку за 10 тыс. грн. Правда, за год ни разу ею не воспользовался и уже хотел было от неё отказаться, но в последние дни действия договора вдруг попал в больницу с аппендицитом.
Цыганчук остался доволен, что успел получить качественное лечение, и с тех пор изменил своё отношение к ДМС — он регулярно продлевает страховку. Солидарных с ним соотечественников с каждым годом становится всё больше.
По данным участников рынка, уже почти 1 млн украинцев оформили полисы ДМС. Например, в компании Allianz Украина застрахованы более 28 тыс. сотрудников отечественных компаний.
ОМС головного мозга
Нынешняя реформа направлена скорее на экономию бюджетных средств, чем на улучшение качества медицинских услуг, полагают эксперты. Ведь если будущее ОМС предусматривает среди источников страховых взносов отчисления от работодателя и самого работника, то государство освобождается как минимум от финансирования той части населения, которое трудится в частной сфере.
Впрочем, Минздрав пока даже не определился, какую из трёх действующих в мире моделей ОМС взять за основу — смешанную, когда расходы на лечение в разной пропорции покрываются за счёт бюджета, государственной и частной страховок, государственную, использующую исключительно налоги граждан, или частную.
Независимо от того, на какой системе чиновники остановятся, уже сегодня известно, что будет создан государственный страховой фонд здравоохранения.
“Без разницы, каким образом туда будут поступать деньги — в виде налогов или специальных отчислений, — важно, где они будут накапливаться”, — считает Константин Надутый, начальник управления реформ при Минздраве.
Опыт стран с социально ориентированной рыночной экономикой, к которым оптимисты хотели бы отнести и Украину, показывает, что при наличии любой модели ОМС государство финансирует не менее половины расходов на здравоохранение.
Поэтому Украина, скорее всего, остановится на смешанной системе, предполагает Надутый, когда казна оплачивает только первичную медицинскую помощь, а всё остальное покрывают страховые компании. Но только при условии, что пациент застрахован, а в нынешних экономических реалиях обязать всех оформить хоть государственные, хоть частные страховки не удастся, прогнозирует чиновник.
Поэтому всеобщее ОМС — дело далёкой перспективы. Пока же улучшить качество медобслуживания Надутый предлагает путём введения дополнительных сервисных сборов.
“Во всём мире практикуется сооплата. Страховка покрывает только лечение и медикаменты, прописанные в договоре, за всё остальное доплачивает пациент”, — рассказывает он.
К остальному относятся выделение койки и постельного белья в стационаре, питание и многое другое. Например, во Франции госпитализация обойдётся в € 18, а выписка рецепта в Великобритании — в 0,5 фунта стерлингов, и это помимо страховки.
“Качество медицинских услуг должно быть одинаковым для всех, а вот сервисы разные”, — объясняет чиновник.
В то же время в министерстве признают, что введению ОМС препятствует несовершенство системы налогообложения и теневая экономика.
“Страхование предусматривает страховой взнос, а это дополнительная нагрузка на работодателя или самого работника, — объясняет Корреспонденту Мусий. — Мы должны уменьшить количество налогов в стране, и над этим сегодня работает Минфин”.
Руководитель Минздрава обещает не затягивать и уже в ближайшее время предложить новый законопроект об ОМС. При этом новые власти как будто забывают об уже существующих.
Один из проектов был предложен депутатом Антоном Яценко ещё в 2012 году. По замыслу авторов, все предприятия должны отчислять страховые суммы из зарплат своих сотрудников в специальный частный фонд, что позволит наладить цивилизованные отношения между пациентами и медиками и искоренить взятки.
Председатель комитета ВР по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева назвала документ Яценко коррупционным и предлагает отчисления аккумулировать на счетах Минфина, а не в частных руках.
Чиновники от медицины вообще неохотно соглашаются впускать в новую систему ОМС страховщиков, хотя те и рвутся туда, уверяя, что могут стать основой новой модели.
Как бы то ни было, участники нынешнего рынка не боятся оттока клиентов в случае введения ОМС. Как показывает опыт других стан, обязательная медстраховка компенсирует лишь утверждённый минимальный перечень услуг. А это означает, что оказание помощи, не входящей в этот перечень, будет осуществляться на платной основе.
“Поэтому многие всё равно будут пользоваться услугами частных компаний”, — резюмирует Наталья Алексенко, начальник отдела СК Allianz Украина.
***
Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 25 июля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.