"За ЮКОС - 50 миллиардов, а сколько же за Крым?" Как Россию признали виновной в отборе нефтяной кампании
В Москве не признают решение Международного арбитражного суда и выплачивать огромную сумму не собираются.
28 июля 2014 года Международный арбитражный суд в Гааге признал Российскую федерацию виновной в незаконной экспроприации нефтяной компании ЮКОС и обязал ее выплатить 51,6 миллиарда долларов убытков собственникам компании.
Сегодня Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил бывшим акционерам компании ЮКОС еще 1,86 миллиардов евро в качестве компенсации по их жалобе против России.
Так называемое “Дело ЮКОСа” длится более 10 лет и является самым известным и скандальным в современной истории России.
За это время экс-руководители “ЮКОСа” Михаил Ходорковский и Платон Лебедев успели отсидеть в тюрьме более 10 лет и выйти на свободу по амнистии. Масса дел связанных с ЮКОСом и его собственниками еще так и не доведена до конца, есть материалы для новых расследований.
Дело, с которым непосредственно связано становление нынешнего политического режима в России, неожиданно приобрело новый поворот в условиях жесткого противостояния Москвы с Западом, введения санкций против Кремля и обвинения в поддержке вооруженных сепаратистов в Украине.
В России решение суда не признают и планируют обжаловать.
Корреспондент.net описывает, как появился новій виток в российском “деле века”.
Решение суда
В 2003 году российские власти обвинили руководство крупнейшей в то время нефтяной компании в стране в экономических преступлениях. Ходорковский отправился за это на десять лет в сибирскую колонию.
В 2004 году государство через аукцион продало основной актив ЮКОСа, компанию Юганскнефтегаз - в счет уплаты долгов по налогам. Покупателем выступила фирма-однодневка Байкалфинансгрупп, которая через несколько дней перепродала Юганскнефтегаз государственной компании "Роснефть".
В 2005 году Ходорковский, находившийся в заключении, продал партнерам свою долю в GML, объединяющей акционеров ЮКОСа, и с тех пор не принимал никакого участия в борьбе за компанию.
В следующем году ЮКОС был объявлен банкротом, а в 2007 году компания была официально ликвидирована.
Практически все активы ЮКОСа оказались в руках Игоря Сечина, главы нефтяного концерна "Роснефть" и близкого друга президента Владимира Путина.
На Западе до сих пор многие считают это дело политически мотивированным, однако власти РФ это категорически опровергают.
Российская сторона настаивает на том, что ЮКОС в 2000-2003 годах использовал налоговые схемы в обход законодательства
Международный арбитражный суд в Гааге постановил, что государство осуществило полномасштабную атаку на ЮКОС и ее бенефициаров с целью обанкротить компанию и присвоить ее активы в пользу государственных компаний "Роснефть" и "Газпром", таким образом, экспроприировав собственность и нарушив положения Договора к Энергетической хартии.
Арбитраж решил, что Байкалфинансгрупп была фиктивной компанией, аукцион по продаже Юганскнефтегаза был сфальсифицирован и был связан не с желанием вернуть налоги, а был обусловлен намерением государства приобрести самый желанный актив ЮКОСа, а затем обанкротить всю компанию.
Россия должна компенсировать истцам сумму в $50 млрд до 15 января 2015 года.
Если оплата не будет произведена вовремя, на сумму начинают начисляться проценты - первоначально в размере доходности 10-летних бондов минфина США по состоянию на 15 января 2015 года, а затем ежегодно на соответствующие даты.
РФ также должна компенсировать истцам расходы на юридическую защиту своих интересов в суде в размере $64 миллиона.
Претензии к российскому правительству предъявила компания GML (в прошлом называвшаяся Group Menatep Limited), принадлежащая бывшим акционерам ЮКОСа.
Фактическими владельцами GML считается ряд лиц из бывшего руководства ЮКОСа, включая Леонида Невзлина - бывшего совладельца компании, покинувшего Россию после ареста своих коллег и сейчас проживающего в Израиле. В Москве Невзлин был заочно осужден на пожизненное заключение.
GML требовала от России компенсации свыше 100 миллиардов долларов, однако в конечном итоге суд присудил им вполовину меньшую сумму.
По данным "Коммерсанта", сумма компенсации в 50 миллиардов долларов "включает стоимость 70,5% ЮКОСа на момент окончания конкурсного производства в компании в 2007 году, оцененную на базе биржевых индексов нефтегазовых компаний в $61 миллиард (стоимость доли GML — $42,6 млрд) плюс потенциальные дивиденды в размере 52 миллиарда долларов, которые GML могла получить в 2003-2014 годах.
Признав, что действия ЮКОСа все же могли "частично" привести к банкротству, суд вычел из получившейся суммы 25%".
Ответ России
Министерство финансов России не согласилось с выводами инстанции и сообщило о подаче жалобы на решение суда.
Выводы Третейского суда вступают в прямое противоречие с заключениями составов двух палат Европейского суда по правам человека, - заявляют в министерстве. - Российская Федерация ни в одном из своих более чем 50 международных соглашений о защите капиталовложений не давала согласия на третейское разбирательство споров с инвесторами до ратификации такого международного соглашения, поскольку это противоречило бы российскому законодательству
Российская сторона в ходе процесса настаивала на том, что Энергетическая хартия не может применяться, поскольку документ подписывался премьером Виктором Черномырдиным в 1994 году и не был ратифицирован парламентом.
Однако этот довод не был принят, а Россия продолжила участвовать в разбирательстве.
Заплатят или нет?
Исполнительный директор GML Тим Осборн утверждает, что если Россия не заплатит, у компании есть право требовать ареста любой коммерческой собственности России на территории любой из стран-участниц Нью-йоркской конвенции по исполнению международных арбитражных решений.
Конвенцию признают 150 стран. Москва ратифицировала конвенцию в 1960 году.
Осборн признает, что это может быть долгий процесс.
Но мы изначально ввязались в это дело не для того, чтобы просто доказать свою правоту и помахать флагом, а чтобы получить компенсацию для наших акционеров. И даже если этот процесс займёт еще 5 или 10 лет – да будет так
Михаил Ходорковский формально не имеет отношения к компании GML и разбирательству в гаагском арбитраже, однако бывший руководитель приветствовал решение суда.
Он только высказал сожаления, что платить такой огромный долг придется простым россиянам, а не тем, кто действительно забрал и заработал на ЮКОСе.
Невзлин допускает, что GML может заняться принудительной конфискацией имущества РФ за рубежом для возмещения компенсации. В частности, по его словам, у юристов уже есть список активов.
В России сомневаются, что государство будет выплачивать такой ущерб и вообще признает решение суда.
Много говорят о заговоре Запада, отмечая, что по “делу ЮКОСа” долгое время не принималось решение, но оно было быстро вынесено после начала конфронтации Запада с Москвой из-за Украины и падении Боинга-777, в котором Европа винит Кремль.
Решение суда совпало с введением третьего уровня санкций против России – секторальных.
Владимир Путин пока никак не прокомментировал решение суда по “делу ЮКОСа”.
По словам научного руководителя Высшей школы экономики и бывшего министра экономики России, Евгения Ясина, которые приводит Русская служба Би-би-си, российская сторона не будет платить эту сумму "столько, сколько будет для этого возможностей".
Экономист брокерской конторы Alpari Limited Александр Разуваев считает, что возможные аресты российского имущества за рубежом могут грозить новым витком конфронтации.
"Значит (в России), будет национализировано имущество западных компаний. То есть это уже вариант Чавеса", - считает он.
Глас народа
Решение суда, естественно, вызвало оживленное обсуждение и в обществе.