Корреспондент: Столичные штучки. Письмо из Венгрии

Анастасия Алёшина,  4 августа 2014, 08:00
💬 8
👁 11939

Одноколёсный велосипед, плавучий автобус и больница для кукол — чем поражает Будапешт кроме дворцов и музеев.

Столицы империй, пусть даже бывших, обычно давят своей монументальностью. Будапешт не исключение. Неоготическое здание парламента на берегу Дуная, королевский дворец и Рыбацкий бастион на Крепостной горе — всё это настраивает на серьёзный лад и не даёт расслабиться. Но когда я, выполнив “обязательную программу”, стала углубляться в детали, венгерская столица показала мне совершенно другое лицо.

Но обо всём по порядку. Пока постсоветские мегаполисы тщетно пытаются решить проблему пробок, Европа отказывается от машин и пересаживается на экологичные виды транспорта. В Будапеште это не только “туристический” трамвайный маршрут № 2, идущий вдоль набережной Дуная, — есть и кое-что поинтереснее и посовременнее.

Как и положено европейскому городу, Будапешт плотно оккупирован велосипедистами. Это, конечно, ещё не Копенгаген, где двухколёсные находятся под личной опекой Её Величества. Но пронестись по дорожкам с ветерком и погонять замечтавшихся пешеходов для местных “наездников” в порядке вещей.

Среди них выделяются люди, катящиеся на одном колесе и отталкивающиеся от асфальта палками, похожими на лыжные. Это не перформанс отдельных фриков, а модный тренд в велосипедном движении под названием gauswheel. Признаться, я не опробовала на себе радость одноколёсного передвижения, но даже наблюдение за тем, как это делают другие, доставляет удовольствие.

Зато прокатилась на другом необычном будапештском транспорте. Если у бывших граждан СССР слово “амфибия” ассоциируется с повестью Александра Беляева об Ихтиандре или с военной машиной защитного цвета, то в Будапеште амфибия — это прежде всего туристический аттракцион River Ride. От цепного моста Сечени четырежды в день стартует экскурсионный автобус. Поначалу машина мирно колесит по центральным улицам города, а затем чудо-автобус на полном ходу въезжает в Дунай и продолжает прогулку уже в качестве теплохода. Ощущения непередаваемые.

Не меньше водного автобуса мне понравилось и другое судно, хоть оно и не бороздит дунайские просторы, а тихо стоит на приколе около моста Петофи. Это своеобразный кусочек родины — когда в “прошлой жизни” баржа возила грузы по великой европейской реке, она называлась Артёмовск-38. После второго рождения название сократили до А-38, а само судно переоборудовали под ночной клуб.

Там, где лежали грузы, теперь работает концертный зал. Где грохотал дизельный агрегат — миксует коктейли бармен. Репертуар баржи-клуба — джаз, рок, этно. Интересны и посетители: на борт частенько поднимаются известные художники, музыканты и прочий культурный бомонд. Приходить на обед лучше в воскресенье всей семьёй — в этом случае полагается скидка.

Если ритм ночной жизни Будапешта не хочет отпускать, загляните в еврейский квартал, где в стороне от главных магистралей притаился Szimpla Kert, один из самых одиозных клубов города. Своих недавних соседей по авиакреслу вы точно не встретите: клуб оккупирует в основном местная молодёжь. У этого здания тоже была прошлая жизнь — оно служило доходным домом. Именно в бывших квартирах, а заодно во дворике и расположилось торжество безумия, которое представляет собой Szimpla Kert.

Клуб с намеренно обшарпанными стенами, разноцветными граффити и прочими элементами художественного беспорядка влюбляет в себя сразу и бесповоротно. Прекрасное кроется в деталях: если поднять голову, можно увидеть хитросплетения многочисленных проводов, среди которых ютятся старые телевизоры, радиоприёмники и компьютерные мониторы середины 1990-х.

Предметы мебели, которыми обставлено помещение, уважающая себя хозяйка немедленно вынесла бы на мусорник. Кажется, именно на мусорниках Будапешта и собирали владельцы заведения все эти вычурные стулья времён Остапа Бендера, просиженные диваны с торчащим из дыр поролоном и деревянные табуреты с потрескавшейся краской. Но весь этот бедлам, скупо освещённый редкими лампочками, показался мне очень романтичным и душевным. Уютную атмосферу дополняют демократичные цены: закуски в Szimpla Kert обойдутся дешевле, чем в любом кафе центральной части города.

Но если креативный ночной клуб есть в каждом европейском мегаполисе, то больницу для кукол найдёшь далеко не везде. А вот в Будапеште — пожалуйста. Baba Klinika возле большого отельного комплекса Astoria — это мастерская и магазин одновременно. Сюда можно сдать в починку поломанную куклу или порванного плюшевого медведя.

Магазин совсем маленький, поэтому кроме “пациентов” есть возможность и “доктора” — хозяйку по имени Джудит, которая зашивает и склеивает игрушки прямо у прилавка. До неё таким необычным ремеслом занимались и мама, и бабушка — их портреты висят в мастерской. В Baba Klinika можно купить старинные игрушки, например фарфоровую куклу. Правда, как мне показалось, истинные раритеты не продаются, их приносят только на реставрацию. Ведь клиенты Джудит не из тех, кто бросает друзей — пусть даже пластиковых или плюшевых.    

Анастасия Алёшина — художница 

***

Этот материал опубликован в №30 журнала Корреспондент от 1 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Венгрия журнал Корреспондент Письмо из путешествие