Турция: Внезапная набожность участников президентской гонки
Перед первым туром выборов президента Турции религия начала приобретать особое значение. Главные конкуренты вступили в борьбу за голоса избирателей с подчеркнутой религиозностью.
Незадолго до назначенных на 10 августа президентских выборов в Турции настоящий фурор в стране произвело выступление одного из близких доверенных лиц премьер-министра Эрдогана. Вице-премьер Бюлен Аринк пожаловался на падение нравов в стране и посоветовал согражданам обратиться к традиционным исламским ценностям. Среди прочего политика беспокоит поведение женщин в обществе - им Аринк предложил вести себя сдержанно и целомудренно и не смеяться слишком громко. В ответ на это противницы правительства организовали в городе Тунджели открытую акцию публичного смеха.
Впрочем, уже в начале предвыборной гонки в июле основной претендент на пост президента Турции, премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган сам задал тон всей кампании. Сразу после объявления о своем выдвижении первую официальную речь в качестве кандидата от Партии справедливости и развития (ПСР) он начал со слов обращения ко Всевышнему и завершил речь цитатой из Корана.
Две трети избирателей - набожные мусульмане
Вот уже более десятилетия Эрдоган и ПСР делают ставку на преданность религиозно-консервативной части турецкого населения. В предвыборных речах Эрдоган уделяет исламским темам больше внимания, чем обычно. И для этого есть веские основания, отмечает в беседе с DW социолог из Стамбула Мурата Гезиджи: "Более двух третей турецких избирателей называют себя набожными мусульманами".
Делая упор на собственной приверженности ценностям ислама, Эрдоган обращается к еще одной важной группе электората - женщинам. По словам Мурата Гезиджи, турчанки в среднем более религиозны, чем мужская часть населения страны: "Причем женщины составляют 64 процента от общего количества поддерживающих партию ПСР". Если руководствоваться такими критериями, Эрдоган - "идеальный кандидат", отмечает эксперт.
Проблемы в лагере набожного кандидата
Ведущие оппозиционные партии, светская Народно-республиканская партия (РНП) и Партия националистического движения (MHP) распознали религиозную тенденцию. Их кандидат и конкурент нынешнего премьер-министра Экмеледдин Ихсаноглу ранее был генеральным секретарем Организации исламского сотрудничества. Это позволяет Ихсаноглу называть себя верующим мусульманином и ставит в затруднительное положение партию Эрдогана, обвиняющую в безбожности Ихсаноглу и других представителей РНП, говорит Гезиджи.
Однако эти "исламские преимущества" Ихсаноглу не имеют смысла для светской части населения, поддерживающей РНП и отвергающей слишком набожных кандидатов. "Ихсаноглу - это легковес", подчеркивает в беседе с DW стамбульский политолог Сахин Альпей. Он даже способен отпугнуть часть избирателей РНП и еще больше укрепить позиции Эрдогана. Судя по опросам, Эрдоган заметно опережает своего конкурента, имея в активе более 50 процентов голосов. Ихсаноглу набрал на данный момент около 40 процентов.
Отмена религии как обязательного предмета в школах - ловушка для Эрдогана
То, насколько религиозный вопрос важен для сегодняшней предвыборной кампании, демонстрирует и тактика третьего кандидата на пост президента из Партии мира и демократии, курдского политика Селахаттина Демирташа. Вместо того чтобы конкурировать с Эрдоганом и Ихсаноглу в набожности, он направляет все свои силы на светскую часть электората, которая чувствует себя забытой другими кандидатами. Демирташ требует отмены религии как обязательного предмета в государственных школах. В светском государстве, считает он, подобное обязательство нарушает права и свободы человека. Согласно опросам, Демирташу отдают свои голоса от шести до восьми процентов избирателей.
Выбрав такую стратегию, Демитраш заручился поддержкой части алевитов, субэтнической исламской общины, которая насчитывает порядка 20 миллионов представителей и чувствует себя под давлением суннитского большинства Турции. Традиционно алевиты относятся к сторонникам партии РНП, однако многие из них предпочитают дистанцироваться от набожного суннита Ихсаноглу.
А у Эрдогана возникли еще более серьезные проблемы, когда он попытался расположить к себе алевитов: одно из самых важных алевитских сообществ отклонило его приглашение о встрече.