Священник из Днепропетровской области приютил больше 500 переселенцев

Корреспондент.net,  1 июля 2014, 16:32
💬 0
👁 230

Служитель церкви создал в селе Волосское Центр временного проживания для покинувших зону АТО.

Село Волосское (Днепропетровская область), в котором расположился лагерь переселенцев, работает с июня. За это время местный центр помощи поддержал сотню покинувших зону АТО. Сейчас в лагере находится 80 человек, половина из которых – это дети.

Создатель и идейный вдохновитель центра помощи – православный священник отец Андрей Пинчук, глава благотворительного фонда "Помогаем". У него в селе своя епархия, но одно из главных мест в его жизни занимает помощь детям, а теперь и переселенцам.

 Лагерь для проживания переселенцев из Донбасса в с. Волосское (Днепропетровская область). Фото Событие.

Лагерь беженцев временного содержания находится в помещении школы, расположенной прямо на берегу Днепра. Работают здесь волонтеры и сами переселенцы. Содержат лагерь на благотворительную помощь – за месяц учреждение получило пожертвований на сумму около 1 млн грн. И это не считая огромного количества продуктов и вещей, присылаемых в центр неравнодушными украинцами.

 Волонтеры привозят материальную помощь для переехавших из зоны АТО в с. Волосское (Днепропетровская область). Фото Событие.
Волонтеры ведут учет полученной помощи для переселенцев из лагеря в с. Волосское. Фото Событие.

При входе на территорию первое, что бросается в глаза – большая палатка с вещами и игрушками. Если кому-то из беженцев нужная какая-либо вещь, он просто подходит и берет ее.

 Помощь для переселенцев в с. Волосское размещают под тентов на территории лагеря. Фото Событие.

На двух этажах школы в каждом классе установили взрослые и детские кровати, а также разложили матрацы. Здесь же общаются с переселенцами, делятся эмоциями, оказывают помощь и строят планы на будущее.

 В с. Волосское жителям Донбасса для проживания выделили помещения в местной школе. Фото Событие.
В лагере для переселенцев в Днепропетровской области малышей развлекают рисованием и просмотром мультфильмов. Фото Событие.

С питанием в лагере нет проблем – покинувших зону АТО кормят три раза в день. К примеру, в один из дней на обед подавали суп с мясом, сосиски с гречневой кашей, салат и компот.

"Вчера привезли 200-килограммового кабанчика, – рассказала завпроизводством школьной столовой. – Пока разделала его, думала, сойду с ума".

 В столовой лагеря для переселенцев в с. Волосское волонтеры приготовили компот. Фото Событие.

В нескольких метрах от лагеря переселенцев протекает Днепр, куда люди ходят отдохнуть и загорать.

 В с. Волосское переселенцы загорают на берегу Днепра. Фото Событие.

По словам персонала лагеря, сюда приезжают в основном жители Донецка. До этого было много выходцев из Краматорска, но, как только город освободили, люди стали возвращаться назад. Был случай, кода в Волосское привезли очередных переселенцев из Краматорска, и тем же автобусом обратно в город уехали люди, прибывшие в лагерь за несколько дней до этого.

Также в селе было очень много людей из Славянска, отмечают волонтеры.

Переселенцы приезжают с разным настроением: кто-то искренне радуется украинскому флагу и говорит о том, что счастлив вырваться из рук террористов, а некоторые называют национальную армию оккупантами, которые пришли захватывать их землю. Но большинство приезжих с востока Украины, оказавшись на мирной территории, просто теряются – к ним приходит осознание того, что их обманывали, навязывая то, чего на самом деле нет.

Переселенец Валентина Михайловна приехала в с. Волосское с дочкой и внучками. Фото Событие.

Одна из донецких переселенцев, Валентина Михайловна, прибывшая в лагерь с дочкой и двумя внучками накануне, долго рассказывала, что они с семьей верили рассказам о зверствах "бандеровцев" и о том, что Украине на Донбассе нужен только сланцевый газ. Потом женщине стало приходить прозрение. Сейчас, находясь в лагере, Валентина Михайловна говорит, что видит только доброту и заботу, а руководству так называемой ДНР никакой веры уже нет. Жалеет женщина только о том, что ДНР-овцы не выпустили из города ее мужа и зятя.

Жительнице Донецка уже предложили проживание в Черновцах и Кривом Роге, и в последний Валентина Михайловна планирует поехать из-за больших возможностей найти работу.

При общениии с переселенцем Виталием из Краматорска обращаешь внимание на огромную боль в глазах, так не свойственную молодым людям в 27 лет. На Донбассе Виталий с семьей неделю прятался в подвале своего дома, который расположен между горой Карачун и аэропортом. С помощью спичечных коробок он схематически показывал расположение частей Нацгвардии, доказывая, что по их дому стреляли украинские войска. Никаких аргументов молодой человек не воспринимает, потому что "видел все своими глазами".

"Когда в дом попал снаряд ДНР, на следующий день ее представители пришли и все отремонтировали, – рассказал Виталий. – Когда потом несколько раз попадали снаряды Нацгвардии, это уже никого не интересовало. Люди до сих пор сидят без воды".

 Переселенец Виталий уверен, что в его дом в Краматорске стреляли украинские войска и боится быть убитым Нацгвардией. Фото Событие.

Переселенец просил не фотографировать его, потому что уверен, что Нацгвардия его расстреляет за то, что он рассказал правду. Молодой человек приехал в Волосское со своим братом, женой и ребенком. За неделю пребывания здесь он уже устроился вместе с братом на работу в поле. Сельские жители отзываются о братьях очень хорошо и платят за работу 150 грн в день. Кроме того, Виталию предложили занять заброшенный дом в этом же селе и привести его в порядок. Переселенец с радостью согласился и уже восстанавливает здание.

В Краматорск возвращаться Виталий не собирается. "У меня там два дома, но я туда никогда не поеду", – уверен парень. После рассказа к Виталию пришла психолог – воспоминания растеребили его душевнуу рану.

Помимо обычных переселенцев, привезли в Волосское и несколько выпускниц интерната. В Донецке они жили в Доме ребенка, в специальном корпусе для выходцев из детского дома, которым негде жить и у которых уже есть свои дети.

 Среди переселенцев в с. Волосское – выпускницы донецкого интерната со своими детьми. Фото Событие.

Девушки очень неохотно общаются, избегают разговоров о политике и предпочитают все свое внимание уделять детям. Одна из выпускниц приехала с четырьмя детьми – старшим мальчикам-близнецам по три годика, младшим – по три месяца.

"Мне здесь хорошо, – говорит девушка. – Не надо искать пропитание для себя и детей. Здесь заботятся и помогают". На вопрос о папе жительница Донецка отвечает, что он их бросил и ушел к другой тете, но при этом девушка улыбается и полна оптимизма.

 Психолог Марианна Лапина работает с переселенцами из Донбасса в с. Волосское. Фото Событие.

С самого первого дня работы лагеря с переселенцами работает психолог-волонтер Марианна Лапина. За это время больше всего ее поразил случай с жителем Краматорска, который приехал в центр помощи в крайне тяжелом психическом состоянии и с ранами на руках от наручников.

Как выяснилось, как-то в своем родном городе мужчина вышел за сигаретами после 23.00, нарушив комендантский час, за что его задержал патруль ДНР. Жителя кинули в подвал, приковав наручниками, не кормили и постоянно угрожали убить. Через несколько дней пострадавшего выпустили.

"Мужчина не осознавал, что с ним происходит и постоянно боялся, что его сейчас схватят, – рассказала Лапина. – Понадобилось несколько дней и очень сильные психотропные препараты, чтобы мужчина начал приходить в себя. Потом его отправили к другу в Киев, который согласился помочь. Пострадавший уже устроился на работу по своей специальности и работает судмедэкспертом. Но кошмары будут периодически мучать его всю оставшуюся жизнь".

Волонтер отметила, что во время работы с переселенцами старается смотреть на ситуацию с точки зрения того, какие психологические процессы происходят с людьми.

"Как переселенцы , приезжая сюда, пытаются понять и изменить свою, сформированную российской пропагандой, реальность, – пояснила Лапина. – Или ту, которую провозглашали так называемые ополченцы. Я заметила, что легче всего это удается, как ни ужасно звучит, тем, кто побывал на Донбассе в плену, сидел в подвалах. Легче потому, что они сейчас попали к своим. Трудно тем, кто попал к чужим, которыми пугали ДНРовцы. Эдакий взрыв мозга. Спрашиваю людей о том, почему им все помогают, почему нет войны в Днепропетровске? Ответ находят с трудом, реально не понимают и ждут подвоха".

По словам психолога, одна из женщин-переселенцев удивилась реальности, в чем-то уже сомневается. Теперь она пытается переубеждать мужа, который находится Донецке, что все не так, как им преподносят в городе.

"Много фантазий о сланцевом газе и о том, что хотели уничтожить Славянск, стереть с лица земли, – делится волонтер. – Я уверена, что люди потихоньку оттают, рассмотрят тех, кто возглавляет эту ДНР-банду и поймут, где свои и где – чужие. Для них это важно. Им больно как физически, так и эмоционально".

Прежде чем начать работу в лагере, специалист в скоростном режиме перечитывала всю доступную литературу, которая описывает психологическую работу с горем, потерями и сильным стрессом, который сопровождает угрозу жизни. Но представления о том, как это будет, не совпали с реальностью.

"В одном из первых автобусов, который приехал в Волосское, приехали очень испуганные люди, которые просто бежали от войны, – рассказала Лапина. – Я впервые увидела переселенцев, которые захватили с собой самое необходимое, или даже меньше, и просто убегали из своего дома, из Славянска и Краматорска. Причем их больше всего пугало чувство беспомощности, непонимания. Постоянно сталкивалась с высказываниями, что невозможно понять, "кто и за что нас убивает".

Люди уезжали иногда только с одним паспортом и совершенно без денег, так как давно не выплачивались зарплаты и пенсии.

Переселенцы, которые какое-то время находились в опасной для жизни ситуации, выглядели молчаливыми, даже замкнутыми, редко начинали общение сами. Другие, более разговорчивые, рассказывали без умолку подробности войны, с которой они столкнулись, отметила психолог.

"Наш лагерь выглядит очень спокойной гаванью в прекрасном уголке природы, и думаю, что это  важный фактор для того, чтобы люди постепенно начинали расслабляться, чувтвовать себя в безопасности" – считает Лапина.

Волонтер также рассказала, что первое время многие переселенцы удивлялись большому количеству государственных флагов в Днепропетровской области. В лагере в Волосском их два. Приехавшие из Донбасса говорили о том, как небезопасна в зоне АТО укранская символика и язык. Специалиста потряс рассказ одной из женщин о том, что ее ребенку в спорткостюме с национальной символикой угрожал представитель самопровозгашенной республики. Он сказал: "Если не снимешь, выстрелю ему в голову".

Единственное, что на что могут повлиять переселенцы, – это собственное тело и членов семьи, которые рядом. Хуже тем, чьи близкие остались в зоне боевых действий.

Переехавшие из Донбасса вспоминают, что у многих из них представители так называемой ДНР проверяли содержимое телефона (фотографии, сообщения). За любое, по их мнению, положительное отношение к Украине они могли задержать и посадить под арест. Одну из жительниц за фото в телефоне посадили в подвал .

После освобождения Славянска и Краматорска настроение у жителей лагеря улучшилось. Хотя новые переселенцы продолжают приезжать, а некоторые покидают Волосское. В холле здания центра помощи для них установили ящик по приему пожеланий. Записки с рисунками здесь оставляют не только дети. Эта мера также поможет переселенцам психологически "оттаять" после пережитого на Донбассе. Покинувшие зону АТО понемногу приходят в себя.

 Пожелания от переселенцев в ящике, установленном в лагере с. Волосское. Фото Событие.

"Наш лагерь – прямое опровержение ужасных ожиданий, – отметила Лапина. – Здесь переселенцы могут начинать расслабляться и верить в то, что они не брошены на произвол судьбы".

Михаил Балтакса

Материал подготовлен изданием Событие

ТЕГИ: Беженцы.Жилье