Корреспондент: Джаз без Коктебеля
Зато — со множеством интересных музыкантов разных направлений, средневековой крепостью и «новым» Чёрным морем. Президент Koktebel Jazz Festival Лилия Млинарич рассказала Корреспонденту, каким будет фестиваль, переехавший под Одессу, пишет Анна Давыдова в №31 журнала Корреспондент от 8 августа 2014 года.
Кажется, в этом году пословица Не место красит человека стала негласным девизом подавляющего большинства экс-крымских фестивалей разной направленности. Аннексированный полуостров уже покинули самые известные из них: танцевальный KaZantip перебрался в Грузию, а Международный музыкальный фестиваль Джаз Коктебель (Koktebel Jazz Festival) хоть и остался в Украине, но фактически разделился на два мероприятия.
Нет, речь не о Koktebel Jazz Party — фестивале, который запускает в Крыму один из основателей оригинального Джаза Коктебеля, тележурналист Дмитрий Киселёв, ещё с 2006-го не имеющий к организации украинского музыкального форума никакого отношения.
«Мой лозунг этого года: Клавиши и струны лучше, чем курок и гашетка», — миролюбиво сообщает в анонсе своего мероприятия человек, заслуживший славу главного российского пропагандиста.
Но слова слегка расходятся с делом. К примеру, новый фестиваль Киселёва пытается сыграть на хорошей репутации своего коктебельского предшественника.
«Сразу же после проведения пресс-конференции нашего фестиваля, 10 июня, появился сайт российского Koktebel Jazz Party, — и ведь ещё 1 июня этого мероприятия просто не существовало! — говорит арт-директор Koktebel Jazz Festival Александра Ерченко. —Неудивительно, что некоторые люди путают мероприятия. Разве можно говорить о честной игре или об этичности организаторов?»
Так как же всё-таки «раздвоился» настоящий Джаз Коктебель? Всё просто: в этом году фестиваль, который уже давно обвиняли в излишнем смешении жанров, наконец-то разделил форматы.
Классическая джазовая программа, ранее проходившая на коктебельской Волошинской сцене, теперь оформилась в автономный мини-фестиваль Voloshin Jazz Weekend, который состоится в ДК Мастер Класс в Киеве 19-21 сентября. Куратор проекта всё тот же — бессменный Алексей Коган.
Почему было принято такое решение и каким будет обновлённый фестиваль, который пройдёт 11-14 сентября в Затоке и Белгород-Днестровской (Аккерманской) крепости, Корреспонденту рассказала президент и основатель Koktebel Jazz Festival Лилия Млинарич.
— Почему всё-таки ваш фестиваль «размножился»?
— Джаз Коктебель давно уже формирует свою программу как мультижанровую и многоформатную. Наш главный принцип отбора — мы предпочитаем самую лучшую, яркую, актуальную и очень профессиональную музыку. Но при этом всегда помним свою историю. И Voloshin Jazz Weekend — логичное развитие этой истории, а также бесконечной любви к джазу.
Волошинская сцена — самая атмосферная и камерная — стала отдельным фестивалем. Такое решение вызвано как общей ситуацией, так и готовностью наших партнёров предоставить площадку для нового мероприятия. И я уверена, постоянные поклонники Волошинской сцены этот проект оценят и полюбят.
— В Коктебеле все фестивальные локации были в пешей досягаемости друг от друга. Теперь же Open Stage, Special Stage в Затоке и вечернюю Nu Jazz в Аккерманской крепости разделяет 15 км. Как зрителям добираться с площадки на площадку?
— К счастью, со стороны как местных властей в Затоке и Белгород-Днестровском, так и со стороны Одесской ОГА мы встретили горячую готовность нас поддержать. Сейчас прорабатываются соответствующие расписания движения транспорта, продлевается летний график электричек, также городскими службами совместно с ГАИ отрабатываются наиболее эффективные маршруты движения с учетом тайминга фестиваля. Нас заверили, что эти вопросы будут решены.
— Но если Затока довольно благоустроена, с развитой инфраструктурой, то крепость не рассчитана на приём большого количества гостей.
— Решать бытовые вопросы мы за последние десять лет научились. Частичный ремонт в крепости уже происходит, введена в эксплуатацию новая санитарная зона, создано кафе.
Я уверена, что проведение фестиваля даст новый импульс развития этому чудесному месту, как это было и в Коктебеле. Это ведь уникальная локация: территория Аккерманской крепости — почти 12 га, внутренний двор (там будет расположена сцена) — около 5 га. Это в два с половиной раза больше, чем та территория Nu Jazz, которой мы располагали на пляже в Коктебеле.
Кое-кто говорит, мол, от Джаз Коктебеля развалится памятник истории. Но в этом месте уже проводились масштабные рок-фестивали, и крепость выстояла — как, впрочем, выстояла во время всех осад на протяжении своей многовековой истории.
Конечно же, технические специалисты фестиваля будут обязательно учитывать статус этого места, тем более что опыт такой уже имеется. Например, дом-музей Волошина в Коктебеле — на заре создания фестиваля чуть ли ни пикеты выходили с протестами. А в результате дом не только устоял, но и похорошел: нашлись меценаты, которые помогли осуществить его реконструкцию.
— Сейчас по понятным причинам проведение мероприятий с большим количеством гостей вызывает настороженность. Как будет решаться вопрос безопасности?
— Нам обещают обеспечение дополнительных мер безопасности — в частности выделение дополнительного состава служащих МВД и Внутренних войск. Готовятся отдельные распоряжения руководства — и области и города — по этим вопросам. Всем зрителям придётся пройти процедуру досмотра, и, надеюсь, они отнесутся к этому с пониманием. Также в Затоке будут привлечены дополнительные силы для обеспечения круглосуточно общественного порядка.
— Джаз Коктебель — проект международный. У вас всегда много зарубежных гостей. Наверное, тяжело было договориться об их приезде, особенно после того как в Украине отменилось столько концертов и фестивалей?
—Да, сложности были, но, знаете, я просто хочу поблагодарить всех музыкантов — и украинских и зарубежных, — которые подтвердили своё участие. И сделали это именно тогда, когда наша страна нуждается в таком доверии. Фестиваль будет! И все артисты, которые объявлены, подтвердили свой приезд.
— Банально, но нет ли ностальгии по оригинальному Коктебелю? Всё-таки 11 лет на одном месте — это не шутки.
— Конечно же, мы любим чудесное и фантастическое место, Коктебель, и надеемся на будущее. Вот только ностальгия — это о чём-то утраченном, потерянном. А фестиваль живёт и развивается. Это ведь в первую очередь идея, вдохновение и команда, а не конкретное географическое место.
— Если бы нужно было в трёх словах обрисовать идею обновлённого Koktebel Jazz Festival, что бы это были за слова?
— Официальный слоган нынешнего фестиваля — Украина! Море! Крепость!
— Ну а ваш персональный?
— Можно так, наверное: Мир. Свобода. Творчество.
***
Этот материал опубликован в №31 журнала Корреспондент от 8 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.