Корреспондент: Санкции против России больнее ударят по Украине
Парламент одобрил санкции против России. Но применение их в полном объёме нанесёт больше ущерба Украине, пишут Дмитрий Горулько и Елена Романюк в №32 журнала Корреспондент от 15 августа 2014 года.
Вслед за Европейским союзом, США и рядом других стран санкции против физических лиц и компаний, связанных с Российской Федерацией, решила ввести и Украина. Правительственный законопроект был представлен премьер-министром Арсением Яценюком 8 августа и принят Верховной Радой в первом чтении уже 12 августа.
Эксперт: Украина должна ввести санкции против России уже только потому, что весь мир ради неё вводит санкции против данного государства, а наша страна этого не делает
Поспешность украинских властей эксперты объясняют политической или, точнее сказать, дипломатической необходимостью.
«Украина должна ввести санкции против России уже только потому, что весь мир ради неё вводит санкции против данного государства, а наша страна этого не делает. В таком случае у стран-союзниц рано или поздно может возникнуть вопрос, а стоит ли вообще заниматься этими санкциями и наживать себе проблемы с Россией», — говорит Александр Жолудь, старший аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ).
В то же время коллеги Жолудя уверены, что от санкций, которые Украина планирует ввести в отношении России, в первую очередь пострадает она сама.
«Что значит санкции Украины против России? Мы зависим от России, а не Россия от нас. И если мы введём санкции, то нанесём удар в первую очередь не по экономике России, а по экономике Украины», — считает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
Список подозреваемых
Законопроект, предложенный Кабинетом Министров, включает 29 видов санкций. Решать, какие из них и когда могут быть применены, отныне будет Совет национальной безопасности и обороны (СНБО)на основании представлений, внесённых Президентом, правительством, СБУ и Нацбанком. Он же будет определять, против кого именно эти санкции будут направлены.
8 августа на заседании Кабмина Яценюк заявил, что санкции будут введены относительно 172 физических и 65 юридических лиц. Среди последних — преимущественно основанные российскими гражданами и организациями. Правда, по состоянию на момент голосования перечень таких компаний и физлиц был недоступен.
«Хотелось бы верить, что санкции направлены исключительно против лиц, ограничивающих суверенитет Украины. Однако законопроект позволяет применять их против кого угодно — иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, граждан Украины, юридических лиц, созданных на территории Украины, а также прочих субъектов», — говорит Владимир Ланда, консультант российской компании SBS (Strategic Business Solutions).
Отметим, что списки лиц, против которых вводят санкции ЕС и США, уже публично доступны и они существенно короче списка, анонсированного премьер-министром.
Потенциально наиболее суровыми санкциями против юридических лиц со стороны Украины, по словам экспертов, могут стать блокирование активов компаний, аннулирование лицензий (например, лицензий НБУ на осуществление инвестиций в иностранное государство) и ограничение некоторых торговых операций.
«По сути, только на основании этих трёх пунктов из 29 перечисленных в законопроекте можно существенно усложнить, а то и вовсе приостановить работу большинства предприятий, которые теоретически могут попасть под санкции», — убеждён Ланда.
Осложнить жизнь крупным компаниям и, в частности, российским банкам, способен также запрет на увеличение уставного капитала отдельным резидентам.
Эксперт: С большой долей вероятности, введение подобных запретов будет содержать обходные пути — через создание дочерних компаний, СП или привлечение дополнительного капитала
«С большой долей вероятности, введение подобных запретов будет содержать обходные пути — через создание дочерних компаний, СП или привлечение дополнительного капитала», — считает российский эксперт.
Изучив текст законопроекта, аналитики также пришли к заключению, что под угрозой может оказаться работа российских телеком-операторов в Украине.
«Запрет на пользование радиочастотным ресурсом — такая мера может ударить по мобильным операторам с российским «гражданством». От некоторых украинцам придётся отказаться. Соответственно, не только клиенты останутся без привычного пакета, но и украинцы без работы, ведь деятельность точек обслуживания придется закрыть», — отмечает Наталья Ульянова, директор департамента международного налогового планирования юридической фирмы ICF Legal Service.
Торг платежом красен
Не столь опасным для России эксперты считают ограничение торговых операций между странами. Более того, по их словам, это как раз тот сектор, в котором в первую очередь пострадает сама Украина.
«От ограничения торговых операций в России могут пострадать только две отрасли: в краткосрочной перспективе — это молочная отрасль, в долгосрочной — вагоностроительная», — говорит Жолудь.
По его словам, если Украина ограничит поставки молочной продукции в РФ, то, скорее всего, цены на неё у северного соседа пойдут вверх, поскольку полностью заместить украинскую продукцию российские мощности не позволяют. Как, к слову, и вагоностроительную — железные дороги РФ требуют постоянного обновления.
Что касается Украины, то она от ограничения экспорта продукции в Россию может потерять значительно больше.
«В связи с утратой российского рынка некоторым украинским предприятиям придётся если не закрыться, то резко уменьшить производство продукции», — отмечает Охрименко.
В первую очередь, по его словам, пострадают производители твёрдых сыров и других молочных продуктов. Не исключено, что уже в ближайшее время в Украине закроются около 30 молокоперерабатывающих предприятий. Также понесут потери производители овощной консервации, хлебобулочных изделий и макарон, кондитеры. Кроме того, говорит аналитик, закрыться могут предприятия украинского автопрома и вагоностроения, которые держались на плаву во многом благодаря экспорту продукции в Россию.
К слову, пострадает и ещё один сегмент украинского бизнеса — транзитные компании.
«Частичное или полное прекращение транзита ресурсов, полётов и перевозок по территории Украины, которое предлагают авторы законопроекта, автоматически ударит по транзитным компаниям», — считает Ульянова.
В свою очередь Максим Арсланов, эксперт Центра транспортных стратегий, ссылаясь на эту санкцию,прогнозирует уход с украинского рынка российских авиакомпаний.
«Например, с рынка может уйти компания Трансаэро, которая вносит значительную лепту в пассажиропоток аэропорта Жуляны», — отмечает он.
Призрак «газовой войны»
Представляя законопроект, Яценюк сделал особый акцент на том, что санкции, предложенные Кабмином, могут включать и запрет на транзит энергоресурсов через украинскую территорию. В первую очередь здесь приходит на ум газ — транзит нефти с 2008 года снизился с 32,8 млн до 15,6 млн т в прошлом году без всяких санкций. Его полная остановка создаст скорее временные трудности европейским получателям российской нефти, вынудив их переключиться на альтернативные маршруты.
В пользу того, что это заявление следует расценивать в контексте продолжающейся «газовой войны», свидетельствует и уточнение НАК Нафтогаз України. Пресс-служба госкомпании 11 августа заявила, что услуги по транзиту газа в страны ЕС и Молдову в случае введения санкций против «определённых контрагентов» (Газпрома) могут быть предоставлены другим компаниям.
Таким образом, Нафтогаз, очевидно, в очередной раз пытается убедить Газпром перейти к продажам газа европейским компаниям на украинско-российской границе. Теоретически это позволит Нафтогазу избавиться от невыгодной для себя схемы обеспечения транзита зимой, которая предусматривает закупку украинской компанией откровенно избыточного объема газа и его хранение без оплаты этой услуги на случай, если Европе понадобятся дополнительные объёмы.
Однако до сих пор Газпром игнорировал все попытки украинской стороны как-либо скорректировать условия договорённостей о поставках и транзите. А опыт предыдущих «газовых войн» свидетельствует, что перебои с транзитом — это тот рубеж, за которым желание европейцев вникать в хитросплетения украинско-российских газовых противоречий резко снижается.
К слову, никто не сомневается, что в случае введения санкций со стороны Украины Россия ужесточит свою политику в отношении нашей страны ещё больше.
«Санкции, даже если бы они были мягче, дадут эффект бумеранга, как это уже случилось с Западом. В отношении Украины Россия может применить ещё более жёсткие меры, так что, скорее всего, придется договариваться», — предполагает Ульянова.
Напомним, с 7 августа Кремль ввел эмбарго на импорт продовольствия, мяса, рыбы, сыра, молока, овощей и фруктов из стран — инициаторов экономических санкций против России. В итоге оценка потерь стран ЕС составляет $ 9-12 млрд.
Яценюк определил потери для Украины от введённых ею санкций, а также «агрессивной политики Кремля» в $ 7 млрд в год. Правда, по мнению экспертов, реальная цифра ущерба с учётом разорванной кооперации, физического уничтожения предприятий на Донбассе, макроэкономических тенденций и 50%-й девальвации гривни будет намного больше.
Кроме того, отказавшись от поставок газа из РФ, Украина сейчас закупает голубое топливо на европейском рынке по цене пусть и ненамного, но меньшей, чем предложенные Газпромом $ 385 за 1 тыс. куб. м. Возможные перебои с транзитом и, как следствие, с поставками газа на европейский рынок могут взвинтить цены на него, что будет означать дополнительные расходы для Нафтогаза.
В целом юристы справедливо замечают, что говорить о полноценном влиянии законопроекта о санкциях можно будет лишь после того, как он обрастёт подзаконными нормативными актами, регулирующими конкретный порядок наложения санкций и сроки введения таких запретов, а также соответствующей судебной практикой и разъяснениями соответствующих госорганов.
«Любой закон будет мёртвым, пока отсутствует эффективная система привлечения к ответственности, чего в разработанном Кабмином законопроекте нет, — говорит Дмитрий Богдан, адвокат адвокатского объединения СК Груп. — Например, представим гипотетически, что указом Президента введена санкция в виде блокирования активов — временное ограничение права лица пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Какой орган будет исполнять это решение? Какие специалисты будут это делать — военизированные подразделения или гражданские госслужащие? Как описать, оценить, сохранить активы, которые заблокированы? Какова ответственность органа, ненадлежащим образом блокировавшего активы (например, перестарались или «не сильно старались»)?».
Без всего этого, по словам адвоката, такие санкции будут только рассадником коррупции, и весь процесс очень быстро превратится в рейдерство.
***
Этот материал опубликован в №32 журнала Корреспондент от 15 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.