Ливия: у повстанцев власти больше, чем у правительства
Ливия переживает тяжелейший кризис со времени свержения режима Каддафи. Новый парламент не в состоянии контролировать ситуацию в стране, ужесточаются столкновения между группами боевиков.
По взлетной полосе едут танки, густой дым клубится над зданием аэропорта в Триполи. Залы ожидания разрушены, многие строения серьезно повреждены. Несколько недель за главный транспортный узел ливийской столицы боролись боевики различных группировок, пока в итоге аэропорт не захватили исламисты объединения "Рассвет Ливии", тем самым похоронив надежду на снижение напряженности в этой североафриканской стране.
Правительство все меньше в состоянии контролировать ситуацию: повстанцы значительно превосходят по вооружению и организации находящиеся только в фазе становления государственные службы безопасности. Главная причина в том, что Каддафи большую часть ресурсов направлял на усиление преданной ему личной гвардии, а не на развитие армии и правоохранительных органов. Теперь у ливийского правительства нет возможности гарантировать безопасность на улицах и в общественных зданиях, не говоря уже о крупном аэропорте.
Стана погружается в хаос
Спустя три года после свержения диктаторского режима Муамара Каддафи хаос в стране только нарастает. В 2011 году ополченцы вместе сражались против Каддафи, но сразу после его жестокого убийства направили оружие друг против друга. "Мы имеем дело с хорошо вооруженными местными бандами, которые за последние два года постепенно объединились в альянсы", - объясняет Вольфрам Лахер (WolframLacher), эксперт по Ливии берлинского фонда "Наука и политика".
В организацию "Рассвет Ливии", к примеру, входят боевики из города Мисурата и других центров ливийской революции 2011 года, а также исламисты. К другому альянсу принадлежат группы боевиков из Зинтана. По словам Лахера, именно они сыграли одну из решающих ролей во время переворота три года назад, а после этого постепенно отдалились от революционных групп и сегодня кооперируют с консервативными силами вроде сторонников федерализма на востоке страны, остатками старой армии и элиты, среди которых немало функционеров свергнутого режима.
К этому же лагерю относится и так называемая "Национально-освободительная армия Ливии" генерала Халифы Хафтара, которая с мая 2014 года с переменным успехом ведет на востоке борьбу с радикальными исламистами. Генерал Хафтар в конце 80-х годов перестал поддерживать Каддафи, долгое время жил в изгнании в США, но сейчас он опирается на поддержку части регулярной армии и особенно ВВС.
Центральное правительство не работоспособно
Влияние повстанцев настолько велико, что действия центрального правительства практически незаметны. В июне был избран новый парламент, однако он до сих пор не признан всеми политическими силами. Исламисты потерпели на этих выборах сокрушительное поражение и сразу заявили о его нелегитимности. Многие наблюдатели объясняют ожесточенные столкновения с участием близких к исламистам боевиков именно попыткой насильственно изменить результаты выборов.
"В то же время парламент однозначно выступил против революционного лагеря и объявил повстанцев в Триполи террористами, - продолжает Лахер. - Это привело, в свою очередь, к тому, что важные политические силы стали бойкотировать вновь избранный парламент, и он оказался не в состоянии играть роль главного политического органа страны". Кроме того, из-за непрекращающихся беспорядков в Триполи и Бенгази заседания перенесли в расположенный восточнее город Тобрук.
Поток беженцев из Ливии не прекращается: за прошедшие недели тысячи ливийцев бежали из страны, большая часть в приграничные районы Туниса. Многие дипломаты также покинули Триполи. Премьер-министр Акила Салех Иса призывает ООН ввести миротворческие силы в страну. "Мы до сих пор ждем, что международное сообщество вмешается в ситуацию, встанет на защиту ливийского населения и остановит кровопролитие", - заявил он в интервью телеканалу SkyNewsTV.
Под угрозой гражданской войны
Международные наблюдатели опасаются, что в стране в любой начнется полномасштабная гражданская война, которая может привести к распаду государства. Не стоит забывать, что централизованное государство Ливия было образовано лишь в 1963 году, когда Каддафи объединил пользовавшиеся до этого широкой автономией регионы Триполитания, Киренаика и Феццан. Кроме того, Ливия, возникшая в период итальянской колонизации, получила независимость лишь в 1951 году. Сегодня ее целостность находится в большой опасности, так как правительство не в силах контролировать не только отдаленные регионы страны, но и ситуацию в Триполи - захват столичного аэропорта в очередной раз это подтверждает. Вольфрам Лахер опасается, что подобные инциденты могут привести к созданию параллельного "протестного" правительства и парламента в Триполи: "Это означало бы провал переходного процесса".
Соседние с Ливией страны уже сейчас высказывают опасения, что хаос, царящий в этой стране, может перекинуться на их территорию. Министр иностранных дел Египта Самех Шукри, на встрече со своими коллегами из Ливии и пяти других соседних государств, призвал к скорейшему укреплению ливийского государства и разоружению боевиков.