Корреспондент: Наука выживать. Как работает сфера услуг в условиях войны
В преддверии кризиса принято вспоминать о новых возможностях, однако реальность часто оказывается жёстче прогнозов. Корреспондент выяснил, как и за счёт чего выживают компании сферы услуг, принявшие удар одними из первых, пишет Елена Романюк в №34 журнала от 29 августа 2014 года.
Боевые действия на востоке Украины, обвал гривни и последовавшее за этим массовое падение уровня доходов населения не могли не сказаться на состоянии различных отраслей экономики. Корреспондент уже писал о снижении промышленного производства, однако сфера услуг — не менее показательный индикатор.
На чем начинает экономить население в первую очередь —именно на услугах. Столкнувшись с падением доходов, «маленький украинец» не перестаёт ходить в супермаркет, однако задумается, можно ли позволить себе лишнюю поездку на такси или поход к парикмахеру. Первыми надвигающийся кризис почувствовали работники служб такси.
Рынок услуг такси, по моим наблюдениям, уменьшился не на несколько десятков процентов, а в разы
«Рынок услуг такси, по моим наблюдениям, уменьшился не на несколько десятков процентов, а в разы», —оценивает ситуацию Василий Попик, председатель Профсоюза таксистов Украины.
По его словам, такси —это своего рода индикатор благосостояния общества.
«Если у людей есть деньги, мы работаем и нам хорошо. Если же наоборот, это сразу отображается на потоке клиентов», — говорит Попик.
Неважно обстоят дела и в парикмахерских.
«Из-за того, что творится в стране, у нас поток клиентов упал где-то на 30%», — рассказывает Алла Литовка, собственница одной из киевских парикмахерских.
По ее словам, сегодня многие клиенты предпочитаются краситься и стричься дома, а в парикмахерские приходят, только чтобы подправить уже проделанную работу, либо когда уже «слишком обросли». Кроме того, многие люди начали пользоваться услугами уличных точек, в которых подстричься предлагают за 30 грн.
«На качество услуг при этом большинство людей уже не смотрят. Им бы только сэкономить», —говорит Литовка.
Приблизительно такая же ситуация наблюдается в салонах красоты и частных клиниках. Правда, здесь наложился еще и сезонный фактор.
«Традиционно лето не самый высокий сезон для нашего бизнеса», — отмечает Юлия Питенко, директор клиники Аюрведа 192.
То же можно сказать и о ресторанах.
«Поток клиентов в нашем ресторане уменьшился где-то на 20%. Его сокращение летом — привычное явление. Но в этом году посещаемость упала ещё и за счёт оттока иностранных туристов. Ведь наш ресторан находится на Андреевском Спуске, и традиционно половину наших клиентов составляли иностранцы, в том числе граждане России и Беларуси», — рассказывает Александр Ваврик, владелец Руського клуба Культ Ра.
«Сокращение потока клиентов сегодня заметно у всех ресторанов, — подтверждает слова Ваврика Ольга Насонова, директор компании Ресторанный консалтинг. — Правда, успешные заведения ощущают падение спроса в размере 10-15%, а неудачники (те, кто предлагает дорогую либо невкусную еду и плохое обслуживание) — в районе 50%».
Кроме того, по словам рестораторов, на 10% сократился и средний чек.
«Люди стали заказывать меньшее количество блюд и спиртного», — делится наблюдениями Ваврик.
Наиболее утешительно в этом плане выглядят разве что спортивные клубы, да и то благодаря неимоверным по прежним временам скидкам, которые они предлагают новым клиентам.
«Если говорить о финансовой составляющей, то количество платёжеспособных новых клиентов у дорогих клубов с начала года упало в пределах 10%, экономсегмента — на 5%. Это не слишком существенное падение, поскольку растёт количество людей, которые впервые начинают заниматься спортом и фитнесом», — отмечает персональный тренер по фитнесу, эксперт рынка фитнес-услуг Сергей Черепинец.
Путем наименьшего сопротивления
Учитывая серьёзное падение спроса, множество компаний, работающих в сфере услуг, вынуждены кардинально менять свои рыночные стратегии и учиться выживать в «военных» условиях.
«Если в мирный период подавляющее большинство сервисных компаний придавали своим стратегиям активный, наступательный, а подчас даже агрессивный характер (например активно развивали сети, расширяли перечень услуг, привлекали новых клиентов и пр.), то начавшаяся в 2014 году рецессия смешала все карты. Вместо агрессивного развития компании теперь сосредоточены на одном — как удержаться на плаву и сохранить хотя бы уже имеющегося клиента», — отмечает бизнес-консультант одной из киевских консалтинговых компаний.
Наиболее ходовым инструментом финансовой стабилизации для сервисных компаний стала минимизация издержек. К сожалению, прежде всего — путем снижения расходов на персонал
Наиболее ходовым инструментом финансовой стабилизации для сервисных компаний стала минимизация издержек. К сожалению, прежде всего — путем снижения расходов на персонал. Как свидетельствуют данные кадровых агентств Украины, наиболее распространённым способом снижения затрат на сотрудников в период политической и экономической нестабильности стало сокращение штатов или существенное урезание зарплат и бонусов.
В частности, в июле, по данным исследований кадрового портала HeadHunter Украина, о тотальном снижении зарплат говорили 10% опрошенных работодателей, еще 13% признавались в том, что пришлось снизить не саму зарплату, но дополнительные выплаты, например бонусы и премии. О снижении зарплат, по информации портала, чаще всего говорили в том числе в ресторанно-отельном и транспортном бизнесе.
Что касается специалистов, работающих не на ставке, а за определенный процент от стоимости услуги, то здесь ситуация складывается ещё хуже — их доход сократился прямо пропорционально количеству клиентов. В попытках хоть как-то выровнять ситуацию собственники парикмахерских, салонов красоты и прочих заведений вынуждены сокращать персонал, чтобы дать заработать меньшему количеству людей, или же работники вынуждены мириться с сокращением доходов.
Одним из наиболее распространённых путей привлечения клиентов стал переход компаний к стратегиям ценовой конкуренции, в частности к установлению цен даже ниже сложившегося рыночного уровня
Наряду с минимизацией издержек у предприятий сферы услуг возникла настоятельная потребность поиска новых путей стимулирования покупательской активности. По словам экспертов, одним из наиболее распространённых путей стал переход компаний к стратегиям ценовой конкуренции, в частности к установлению цен даже ниже сложившегося рыночного уровня.
«Несмотря на существенное подорожание топлива, мы не поднимаем цены на свои услуги, потому что у нас не станет клиентов вовсе. Клиент сегодня без денег. В свете последних событий он лучше купит жетон на метро, чем поедет на такси», — говорит Попик.
По такому же пути пошли большинство парикмахерских, салонов красоты и клиник.
«Несмотря на подорожание препаратов, мы стараемся удерживать цены на процедуры на прежнем уровне», — рассказывает Питенко.
В свою очередь Литовка отмечает, что в её парикмахерской цены повысились только на покраску, так как стоимость краски выросла минимум на 20% и продолжает расти пропорционально курсу доллара. Цены же на стрижку и другие услуги остались прежними.
Что касается фитнес-центров, то они вообще идут по пути чистого демпинга.
«Сейчас наблюдается миграция клиентов в более дешёвые фитнес-центры, особенно новые, поскольку они предлагают абонементы зачастую на 30-50% дешевле, чем их конкуренты», — обрисовывает ситуацию Черепинец.
Более того, по его словам, открытие большого количества новых фитнес-центров сегмента эконом и эконом+ позволило в целом снизить среднюю стоимость абонементов по сравнению с прошлым годом на 20%.
Патриотизм в помощь рекламе
Другими типичными для сервисных компаний шагами, направленными на «выживание бизнеса», стали пересмотр и расширение линейки предлагаемых потребителям услуг, а также массированные рекламные кампании, но опять-таки связанные с ценовыми акциями.
«На рынке ресторанных услуг работают, прежде всего, серьёзные ценовые акции. Не скидка 10%, а скидка 40%, акция блюдо + блюдо или какой-то подарок в виде десерта, или графина вина к пицце, или розыгрыш 5 л пива. То есть серьёзные вещи, которые действительно могут привлечь людей в ресторан», — говорит Насонова.
Что касается пересмотра и расширения перечня услуг, то, например, Литовка добавила в своей парикмахерской услугу татуажа, а клиника Аюрведа 192 стала больше внимания уделять косметологическим процедурам и специализированным программам по поддержанию здоровья.
Многие заведения сферы услуг также вовсю используют специализированные мероприятия — концерты, ярмарки, фестивали, мастер-классы. Особенно хорошо они работают, если сдобрить их патриотическими мотивами
Многие заведения сферы услуг также вовсю используют специализированные мероприятия — концерты, ярмарки, фестивали, мастер-классы. Особенно хорошо они работают, если сдобрить их патриотическими мотивами.
«В одном из ресторанов на столах стоят флажки, и на них нужно написать пожелания Украине. После чего флажки втыкаются в стену. Посетители ресторана пишут на этих флажках всё что угодно, но делают это явно с энтузиазмом», — приводит пример Насонова.
«Мы не делаем сегодня специальных программ лояльности для наших клиентов. Гостей в моих ресторанах и так не уменьшилось. Но мы делаем специальные мероприятия. Чем можем, также помогаем участникам АТО — готовим бесплатные обеды для раненых ребят, которые лечатся в Военном госпитале, собираем и направляем деньги на поддержку военнослужащих и их семей», — рассказывает, в свою очередь, известный киевский ресторатор Дмитрий Борисов.
Подкармливает батальон Азов и ресторан Культ Ра.
«Каждый день варим 40 л каши», — говорит Ваврик.
Осенние ожидания
Насонова уверена, что предприятия сферы услуг, которые доживут до октября, будут жить еще долго.
«Потому что самый тяжёлый период — это весна и лето. И если кто-то придёт к октябрю, то это будет означать, что он приспособился к кризису и научился выживать», — считает аналитик.
Но не все разделяют оптимизм ресторанного эксперта. Многие участники сферы услуг по-прежнему опасаются, что состояние экономики будет ухудшаться, а это, в свою очередь, приведет к тому, что значительная часть людей, относящихся к так называемому среднему классу, продолжат отказываться от лишних трат на необязательные удовольствия.
«Очень велика вероятность того, что рынок вернётся к позициям кризисных 2008-2009 годов, и это не может не вызывать озабоченность у предпринимателей», — говорит бизнес-консультант.
Не на руку сфере услуг играет и эмоциональное состояние потенциальных клиентов. Многие просто не могут развлекаться или уделять себе повышенное внимание, когда в стране ведутся боевые действия и гибнут люди
Кроме того, не на руку сфере услуг играет и эмоциональное состояние потенциальных клиентов. Многие просто не могут развлекаться или уделять себе повышенное внимание, когда в стране ведутся боевые действия и гибнут люди.
«На посещаемость фитнес-клубов, конечно же, будет влиять и эмоциональная составляющая клиентов, в частности успешность проведения АТО. Ведь когда происходят неприятные события, человек находится в стрессовом состоянии и ему ничего не хочется делать, только читать сводки новостей», — считает Черепинец.
В то же время он отмечает, что осенью, несмотря ни на что, активные рекламные кампании предприятий сферы услуг снова начнутся.
«Фитнес-центры обязательно будут предлагать хорошие скидки на абонементы. Конкуренция на рынке растет, количество платёжеспособных клиентов уменьшается, поэтому завлекать клиентов будут акционными ценами», — прогнозирует эксперт.
Между тем президент компании S&A Group Алексей Антонюк уверен, что постоянные скидки и рекламные акции не панацея в условиях кризиса. По его словам, сфера требует более глобальных решений.
«Главное сегодня легализовать малый бизнес. А дальше всё пойдёт как по маслу. Нужно принять закон о ремесленничестве, внести изменения в закон об образовании, урегулировать вопросы налогообложения и пенсионного обеспечения. В частности, я считаю, что ремесленный бизнес должен платить в казну 3-5% с оборота, включая НДС и 10-15% от дохода отдельного ремесленника (именно от дохода, поскольку большинство мастеров работают не на ставке, а на проценте от стоимости услуги, при этом часть этих денег они вкладывают в инструмент, спецодежду, обучение). Тогда он может выйти из тени», — считает Антонюк.
По его словам, сейчас практически все работники сферы услуг работают нелегально, что, в свою очередь, не позволяет создать производственные отношения между собственником и работником. Бизнесменам невыгодно вкладывать в обучение мастеров, поскольку они могут наработать клиентов и уйти работать на себя. При этом никаких штрафов или лишения лицензии, как в США и странах Европы, в данном случае не предусмотрено.
Теневое положение, по словам Антонюка, не позволяет и привлечь в сферу услуг инвестиции, поскольку по этому бизнесу нельзя провести международный аудит. Всё это не даёт развиваться сфере услуг не только во время экономических кризисов, но и в мирное время.
***
Этот материал опубликован в №34 журнала Корреспондент от 29 августа 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.