Мнение: Взяли паузу. В НАТО не знают, что делать с Украиной
Саммит НАТО в Уэльсе показал: Альянс пока не знает, что делать с Украиной, Ближним Востоком, да и с самим собой, пишет Джордж Форбриг, аналитик Фонда Маршалла в США, в колонке, опубликованной в №36 журнала Корреспондент от 12 сентября 2014 года.
После открытого вторжения России в Восточную Украину неделю назад многие на Западе требуют оказать военную помощь украинской армии. Этот вопрос также обсуждался странами — членами НАТО, но только в кулуарах саммита в Уэльсе и без принятия каких-либо решений.
Любая военная или технологическая помощь Украине столкнётся с сопротивлением со стороны многих государств, не говоря уже об экономических санкциях против России. Некоторые страны опасаются, что прямая военная помощь станет причиной новой эскалации конфликта в Украине и вторжения РФ. А главное, она может втянуть НАТО в военный конфликт с Москвой напрямую. Наконец, для отдельных стран, таких как Германия, для начала военных поставок необходимо одобрение парламента, а это длительный процесс с дебатами и голосованиями.
В случае продолжения российской агрессии позиция Альянса может измениться. И первым шагом помощи Украине может стать обмен разведывательной информацией
Поэтому было наивно думать, что саммит в Уэльсе примет конкретные решения о любой военной помощи Украине. Но есть и хорошая новость: в случае продолжения российской агрессии позиция Альянса может измениться. И первым шагом помощи Украине может стать обмен разведывательной информацией.
Ещё более наивно было говорить о том, что в Англии кому-то предложат членство в организации. НАТО пока принимает членские запросы от заинтересованных государств. Причём, рассматривая такие просьбы, организация ожидает от потенциального члена демонстрации политической устойчивости и демократических стандартов, поддержку членства большинством населения, боеспособные вооружённые силы, а главное — отсутствие открытого конфликта на его территории.
Ваша реальная перспектива — это только реформы. Стоит напомнить, что западные соседи Украины вступили в Альянс только после десятилетий сложных преобразований
По всем этим показателям Украина не оправдывает ожиданий независимо от того, кто несёт ответственность за проблемы на востоке страны. Следовательно, если бы Украина решилась говорить о членстве в НАТО сегодня, то, безусловно, получила бы отрицательный ответ, как это уже было однажды, в 2008 году на саммите в Бухаресте. Ваша реальная перспектива — это только реформы. Стоит напомнить, что западные соседи Украины вступили в Альянс только после десятилетий сложных преобразований.
Помощь вам очень ограниченна. Надо понимать: на Западе вполне отдают себе отчёт, что вторжение уже произошло, причём началось оно чуть ли не с аннексии Крыма. Единственный реальный ответ Альянса оказался смехотворным: любое сотрудничество с Россией, в том числе в Совете Россия — НАТО, было остановлено. Всё остальное упирается в очевидный факт — Украина не является членом организации, и положения Североатлантического договора к ней не применяются. Даже полномасштабное вторжение России не изменит этого факта. Возможно, появятся новые санкции или помощь материалами, но непосредственного участия в конфликте не будет.
В глобальном смысле саммиты любой организации, в том числе НАТО, — это, как правило, широкая стратегическая дискуссия. Под впечатлением от агрессии России против Украины и её конфронтации с Западом ключевые дебаты развернулись в вопросе о том, нужна ли организация вообще и какой будет её дальнейшая позиция в мире, стоит ли вернуться к первоначальной задаче защиты членов от агрессии или продолжать решать глобальные проблемы безопасности.
Страны Восточной Европы рассматривают Россию в качестве основной угрозы, в то время как для государств Средиземноморья не она, а Ближний Восток и Северная Африка являются более опасными регионами
И в этих вопросах у членов Альянса нет единства. Так, страны Восточной Европы рассматривают Россию в качестве основной угрозы, в то время как для государств Средиземноморья не она, а Ближний Восток и Северная Африка являются более опасными регионами.
В Уэльсе все сошлись в одном: нужно заставить НАТО реагировать более быстро и эффективно. Так, на востоке Европы будут созданы силы быстрого реагирования, призванные служить базой противостояния жёсткой политике России. Возможно, эти солдаты станут основой всех сил Альянса в будущем. Но даже это не убеждает страны региона, которые хотят разместить американские базы на своей территории и заключить оборонные союзы с США напрямую.
Европейский союз уже давно пытается создать Общую внешнюю политику и политику безопасности. Тем не менее отдельные государства выступают резко против передачи основных дипломатических полномочий из национальных столиц в Брюссель. Ещё одним признаком этой борьбы стало назначение Федерики Могерини на пост представителя ЕС по внешней политике. Она считается относительно слабым и неопытным политиком, и неясно, как именно она будет вести дипломатию ЕС и сможет ли противостоять давлению Берлина или Рима.
Таким образом, как это ни удивительно, кризис в Украине и агрессивная политика России усилили значимость НАТО в мире. Сейчас в Европе вряд ли кто-то сомневается, зачем ему нужен Альянс. Поэтому даже политика США на сворачивание внешней активности и финансирования не приведёт к разрыву трансатлантического партнёрства. Организация пока не планирует расширение, ей пора переосмыслить свои главные функции и заставить страны ЕС больше тратить на оборону, а потом уже требовать от Америки значительного вклада.
Саммит в Уэльсе показал, что главными темами в кулуарах Альянса будут Украина и Ближний Восток. Именно эти регионы волнуют НАТО. Вместе с тем пока нет единого решения, как противостоять этим угрозам. Страны-члены решили взять небольшую паузу, чтобы понять, куда идти дальше.
***
Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 12 сентября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.