Корреспондент: НАТО не может определить дальнейшую стратегию

Корреспондент.net,  17 сентября 2014, 14:41
💬 34
👁 4354

Члены НАТО пытаются решить, нужно ли Альянсу закрыться в своих границах или же остаться всемирным полицейским. Но в обоих случаях о масштабной помощи Украине речь не идёт, пишет Павел Сивоконь в №36 журнала Корреспондент от 12 сентября 2014 года.

На прошлой неделе небольшой городок в британском Уэльсе превратился в арену большой геополитики. Ньюпорт, где проходил саммит Североатлантического альянса, стал больше похож на военную базу.

«Город наполовину перекрыли военные, везде металлодетекторы и посты. Даже местным жителям нужно было получать особые пропуска и бирки на одежду, чтобы пройти к себе домой», — говорит Корреспонденту житель Ньюпорта Стюарт Патрик.

По данным Альянса, для обеспечения безопасности встречи более чем 40 мировых лидеров в город ввели свыше 1.000 солдат, а на подступах к нему стояла военная техника — так, на всякий случай.

Меры предосторожности объяснялись не только количеством высоких гостей, но и обсуждавшимися вопросами. Главной проблемой, вставшей перед НАТО, сейчас является выбор направления развития Альянса.

Часть членов НАТО настаивают на том, что новый этап холодной войны уже начался и кризис в Украине только подтверждает это

Часть его членов настаивают на том, что новый этап холодной войны уже начался и кризис в Украине только подтверждает это. Поэтому организация должна сосредоточиться на доктрине коллективной обороны и сдерживания России подальше от рубежей Восточной Европы.

«Поборники этого пути на саммите были готовы признать Украину зоной влияния Москвы или сделать её вечным буфером между блоками», — поясняет Питер Павлак из Европейского института оборонных исследований.

По словам аналитика, в основном это страны Средиземноморья, которые не хотят эскалации конфликта с Россией и не горят желанием наращивать свои военные расходы во время кризиса.

Другая группа государств во главе с США продолжают рассматривать главную цель НАТО как поддержание стабильности по всему миру с помощью политических и военных методов

Другая группа государств во главе с США продолжают рассматривать главную цель НАТО как поддержание стабильности по всему миру с помощью политических и военных методов. В Уэльсе американский лидер Барак Обама заявил, что его страна начинает наносить бомбовые удары по позициям исламистов в Ираке и Сирии. На эту операцию Вашингтон уже выделил $ 1,2 млрд, и теперь ему нужна поддержка союзников по блоку.

По мнению экспертов, Америка пытается сохранить свою гегемонию в решении международных вопросов, но при этом сама уже не хочет начинать полномасштабных войн. Тем более что до конца года 14 тыс. солдат США покинут Афганистан, завершив тем самым долгую войну с международным терроризмом.

Поэтому в Уэльсе Альянс не смог договориться о путях дальнейшего развития. А главное, о том, стоит ли активно противостоять угрозе России и арабского экстремизма на Ближнем Востоке.

Пока члены НАТО решили действовать в русле традиционной европейской политики — отступать под внешним нажимом до последнего и не ввязываться в конфронтацию. Хотя уже сейчас многим европейцам непонятно, нужен ли им такой военный союз.

Внеблоковая помощь

Обе стороны конфликта в Украине — и официальный Киев, и пророссийские сепаратисты на Донбассе — ответственно подошли к формированию своей позиции перед саммитом НАТО. Украинская власть устами премьера Арсения Яценюка заявила, что страна готова отказаться от внеблокового статуса и начать подготовку к членству в Альянсе.

Со своей стороны сепаратисты начали наступление на Мариуполь. А Президент Пётр Порошенко обвинил Россию в прямом вторжении на территорию Украины. Кремль в ответ заявил, что это провокация, но он готов повлиять на сепаратистов, чтобы те начали переговоры. По мнению экспертов, Москва показала, что готова усиливать своё присутствие в зоне конфликта, если Альянс решиться на активную помощь Киеву.

Это принесло свои плоды. На саммите, куда пригласили и Порошенко, много говорилось о том, что Украине нужно помогать. В итоге страны-члены договорились создать специальный трастовый фонд, через который Киев может получить € 15 млн. Но о членстве никто не говорил.

Интересно, что даже Грузия или Молдова, которые намного дальше продвинулись в реформах армии и экономики, чем Украина, также не получили никаких гарантий вступления в Альянс. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что сейчас не время говорить о членстве, но Тбилиси и Кишинёв получат новый формат сотрудничества — правда, не уточнил, какой.

Кроме того, организация позволила своим странам-членам продавать Украине нелетальное вооружение. Но, по мнению Винсента де ла Салла из Университета в Тренто, сейчас немногие захотят это делать.

«Оружейные рынки и так растут, поэтому нет смысла злить Россию. Тем более прибыли от этого будут не так велики», — говорит эксперт Корреспонденту.

Наконец, чтобы подбодрить Киев, на саммите говорили о введении новых санкций против России. Президент Франции Франсуа Олланд даже объявил, что отказался поставлять Москве уже почти достроенные вертолётоносцы серии Мистраль. Хотя потом в Париже заявили, что контракт на сумму $ 1,6 млрд пока только приостановлен, но не отменён окончательно.

Так же обстоят дела и с санкциями. В ЕС решились ужесточить секторальные ограничения, но при этом заявили, что если режим перемирия будет соблюдаться, то все ограничения сразу будут сняты.

Единственной конкретной договорённостью саммита стало создание сил быстрого реагирования Альянса. Коалиция из Великобритании, стран Балтии и Польши вскоре приступит к размещению у восточных границ организации более 4.000 солдат

Единственной конкретной договорённостью саммита стало создание сил быстрого реагирования Альянса. Коалиция из Великобритании, стран Балтии и Польши вскоре приступит к размещению у восточных границ организации более 4.000 солдат, которые должны в течение двух суток реагировать на угрозы.

Но и тут речь идёт только о нападении на членов НАТО. Это лишь подтверждает, что сейчас государства Европы пытаются создать барьер для агрессивной политики России, но не хотят брать на себя ответственность за другие страны и регионы. И в Уэльсе их осторожность столкнулась с надеждами США на новую международную коалицию против террористов и Москвы.

Весь мир под прицелом

«На саммите американскую делегацию больше волновал вопрос кризиса на Ближнем Востоке и возможность создания исламского халифата в Ираке, чем кризис в Украине», — говорит Корреспонденту Брайан Рейли из фонда Наследие.

Сейчас в США готовятся начать вторую военную операцию в Ираке, и им нужны союзники, считает Рейли.

Конечно, полноценное вторжение не будет одобрено ООН. Хотя недавно представители Совета Безопасности уже заявили, что у них есть резолюция от США, ставящая вне закона Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). Эта сила сейчас контролирует часть территории Сирии и Ирака и готова начать наступление на Багдад.

Долгое время в США считали, что это внутренняя проблема Ирака, и собирались помогать только деньгами, даже передали Багдаду $ 150 млн. Но после того, как террористы казнили двух американских журналистов, общественное мнение потребовало более жёсткой реакции.

Между тем сейчас начинать новую войну самостоятельно в Вашингтоне не хотят, особенно перед президентскими выборами 2016 года. Поэтому Америке нужна поддержка НАТО. Но с нею не всё так просто. Пока свою решимость бороться с ИГИЛ высказали только страны Южной Европы, которые понимают, что в случае большой войны тысячи беженцев направятся именно к ним. Особенно на этом настаивает Турция, так как опасается, что исламский фундаментализм придёт и на её территорию.

Но остальная Европа пока не горит желанием отправлять своих солдат в Ирак, тем более что многие страны не так давно выводили их оттуда. Большинство экспертов же предполагают, что без военной операции вряд ли удастся сдержать распространение ИГИЛ.

Наконец, в США считают, что глобальная инициатива начала ускользать от них. И формирование партнёрства между Россией и Китаем — лишнее тому доказательство. Во многом политика Штатов будет зависеть от того, кто станет президентом после Обамы. Но и республиканцы и демократы сходятся на том, что нужно активнее реагировать на внешние угрозы.

Пока же НАТО не может определиться, какой стратегией руководствоваться, — закрыться в своих границах или попробовать и дальше поддерживать однополярный мир. На саммите в Уэльсе лидеры так и не смогли принять решение, так что пока Альянс ограничится временными мерами и будет ждать.

***

Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 12 сентября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: НАТО журнал Корреспондент безопасность мир стратегия