Бои на Донбассе прекратились, беженцы остались
Вынужденных переселенцев в Харькове меньше не стало. Их положение может ухудшиться с наступлением холодов. Кроме того, властям нужно срочно решать правовые вопросы. Репортаж DW.
По данным украинских властей на начало сентября, из зоны военных действий на востоке Украины были переселены около 260 тысяч человек. Основными принимающими регионами стали неохваченные боями районы Донецкой и Луганской областей, Киев, Запорожская, Днепропетровская, Одесская и Харьковская области.
В Харьковской области с началом боев в Славянске в апреле, по данным Главного областного штаба по оказанию помощи вынужденным переселенцам, на учет встали около 72 тысяч беженцев. "Сколько точно осталось в регионе, сказать сложно. Многие не регистрируются, многие уже уехали, некоторые только приехали", - рассказал DW начальник штаба Александр Волобуев.
Где жить зимой?
Большинство переселенцев из Донбасса останавливаются у своих родственников. В летних лагерях и на базах отдыха, временных палаточных лагерях, по данным штаба, были размещены около двух тысяч человек. "Таких объектов у нас шесть, еще недели две и мы вынуждены будем переселять людей в другие места. Наши лагеря и санатории не имеют систем отопления", - объяснил Волобуев. Власти планируют переселить беженцев в отапливаемые помещения ближе к 10 октября. Куда именно? В штабе отвечают: "Этот вопрос находится на стадии согласования".
Проблему с отоплением самостоятельно пытаются решить владельцы бывшего пионерского лагеря "Ромашка". Он расположен в лесопарковой зоне Харькова. Лагерь несколько лет назад приобрела семья предпринимателей с тем, чтобы открыть современную базу отдыха.
Но в конце мая, рассказала DW владелица Оксана Рожкова, они стали помогать беженцам: "Сначала наш знакомый попросил поселить беременную женщину с тремя детьми из Луганска. Потом наш телефон не переставал звонить, и теперь у нас уже 280 человек из Донецка и Луганска".
Средства на исходе, статус не определен
Оксана не знает, куда переедет большинство жителей лагеря уже в конце сентября. Дело в том, что здесь смогут остаться максимум 80 семей, в первую очередь те, чьих детей приняли в местную школу. "Мы своими силами делаем отопление в двух из семи корпусов. Содержать лагерь и оплачивать все потребности беженцев нам помогают не власти, а волонтеры и неравнодушные харьковчане", - поделилась предприниматель с корреспондентом DW. Владельцы лагеря уже обратились в международные фонды. Некоторые готовы финансировать работы по отоплению, но при условии гарантий со стороны властей, а ручаться за частную фирму чиновники не спешат.
В их интересах направить международную помощь на подготовку к зиме государственно-коммунальных учреждений, в которых также бесплатно живут беженцы. Опрошенные руководители общежитий, лагерей, баз отдыха рассказали DW, что пока полностью не оплачено и летнее пребывание беженцев: счета за свет, газ, воду. Все, что связано с финансированием временного пребывания вынужденных переселенцев, юридически не урегулировано, пояснил DW украинский правозащитник Борис Захаров.
"Статус вынужденных переселенцев, объем социальных льгот, гарантии государства на предоставление бесплатного жилья, источников его финансирования и так далее, все это должен определять соответствующий закон. Такой законопроект уже в Верховной раде, но его рассмотрение вновь отложено", - посетовал Захаров.
Кто и когда возместит ущерб
Несмотря на сохраняющееся перемирие, число беженцев не уменьшается, рассказала DW Ирина Филимонова, приехавшая в "Ромашку" с 6-летним сыном из Донецка полтора месяца назад. Она - администратор лагеря, занимается расселением людей: "Сейчас новая волна, уже из Мариуполя. Звонков масса, но наш лагерь заполнен. Я даже боюсь представить, что будет зимой, если война не закончится".
Олег Молочек с женой Аленой и десятимесячным сыном приехал из Мариуполя в Харьков два недели назад. Они живут у родственников и очень переживают за свой дом: "Возле дома стоит блокпост. Понятно, что это мишень, по которой могут стрелять. И нам придется все заново отстраивать, но за счет каких средств?"
Проблема восстановления жилья остро стоит перед многими переселенцами. "Я этот месяц продавала арбузы, но этих денег нам не хватит на то, чтобы восстановить разрушенный дом", - рассказала DW 45-летняя жительница Луганска Марина.
"Возмещение ущерба предусматривает закон "О борьбе с тероризмом", - продолжает правозащитник Борис Захаров. - Но четких юридических механизмов Украина пока не приняла". Эксперт не исключает, что промедление может иметь серьезные последствия в виде исков от пострадавших в украинские и международные суды.