Корреспондент: Как идет обновление украинского правосудия
Смена кадрового состава украинского правосудия фактически стартовала полгода назад. Корреспондент разобрался, как идёт этот процесс и что ему мешает, пишет Дмитрий Русин в №37 журнала от 19 сентября 2014 года.
Верховная Рада приняла закон о люстрации, внесённый в парламент в августе. Во многих сферах очищение власти происходило фрагментарно, иногда стихийно и самостоятельно. Под маской преследования представителей прежнего режима часто продолжались прежние интриги или имел место передел сфер влияния.
Корреспондент стал изучать ситуацию в правосудии заранее. Тем более что 11 апреля был принят закон о восстановлении доверия к служителям Фемиды. Так совпало, что материал выходит практически в канун следующего этапа съезда судей, который состоится 25-26 сентября.
Егор Соболев: Беда была не в том, что жестокий [президент Виктор] Янукович «нагибал» бедных служащих, а в том, что сложилась взаимовыгодная система коррупции, которая продолжает жить и сейчас
«Беда была не в том, что жестокий [президент Виктор] Янукович «нагибал» бедных служащих, а в том, что сложилась взаимовыгодная система коррупции, которая продолжает жить и сейчас», — говорит глава Люстрационного комитета Егор Соболев, отмечая, что его структуре удалось, не без применения силы, вынудить обновить руководство некоторых субъектов третьей ветви власти.
На смену председателю Высшего административного суда Украины (ВАСУ) Игорю Темкижеву, выходцу из Донецка, пришёл херсонец Александр Нечитайло. Поговаривают, что он дружен с министром юстиции Павлом Петренко.
Вместо Виктора Татькова, которому приписывают донецкие корни и кумовство с Януковичем и Виктором Пшонкой, председателем Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) стал Богдан Львов. О последнем говорят, что судьей он стал не без помощи экс-замглавы Администрации президента Януковича Андрея Портнова.
Председателем Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел стал Борис Гулько вместо Андрея Солодкова. Это учреждение, несмотря на то что является самым большим по количеству рассматриваемых дел, считается маловлиятельным: не такое «прибыльное», как два других.
«Одно радует — что сейчас глав выбирают только на год», — комментирует член парламентского комитета по вопросам правосудия Сергей Власенко.
Тотальную смену руководства предполагал закон О восстановлении доверия к судебной власти, вступивший в силу 11 апреля. Он должен был закрыть дыры в законодательстве, которые создавали широкие возможности для коррупции.
Среди 8.500 судей в Украине 80% подвержены коррупции, считает Соболев. Такое утверждение он делает на основании результатов тотальных перевыборов глав всех судов: только в 20% учреждений на смену прежним руководителям пришли новые кадры.
Генпрокуратура преследовать судей-коррупционеров не спешит. За полгода здесь расследовали всего пять уголовных дел. Три из них закрыли в связи отсутствием состава преступления
Отметим, что Генпрокуратура преследовать судей-коррупционеров не спешит. За полгода здесь расследовали всего пять уголовных дел. Три из них закрыли в связи отсутствием состава преступления и только два направили в суд. При этом в ГПУ тщательно скрывают, по скольким вообще начинали проводить расследование.
«Существующими формами статистической отчётности не предусмотрен учёт информации о начатых делах и тех, которые находятся в производстве без принятого решения», — говорится в ответе Генеральной прокуратуры на официальный запрос Корреспондента.
Без царя в голове
В специально созданной в июле Временной следственной парламентской комиссии по проверке деятельности служителей «общих судов», которую возглавляет «верховный судья» и нардеп Владимир Мойсик, тоже большого наплыва дел не наблюдается.
«За два месяца работы к нам поступило больше 800 жалоб, но только 66 из них подпадают под нашу компетенцию», — рассказывает он.
Изначально депутаты решили проверять только тех, кто выносил решения против активистов Майдана (запрет митингов, разрешение на прослушку, лишение прав и аресты), и тех, чьи решения были отменены Евросудом по правам человека.
Большая часть жалоб не по адресу приходит от народных депутатов, которые, собственно, и принимают эти законы
Мойсик отмечает, что большая часть жалоб не по адресу приходит от народных депутатов, которые, собственно, и принимают эти законы.
«Они что, голосуют, сами не читая?» — удивляется он.
В ходе расследований комиссия сталкивалась с попытками избежать наказания. Например, в ответ на запрос комиссии о предоставлении материалов дел, которые вели трое судей Шевченковского суда Киева, его председатель прислал ответ: все материалы сгорели.
«Даже если это и так, есть множество процессуальных норм, позволяющих восстановить эти материалы», — возмущается Мойсик.
Ещё больше его возмутил случай, когда в комиссию пришла судья из Умани, которая в своё время выносила решение о запрете на проведение митинга. Компанию ей составила гражданка, подавшая на неё жалобу по почте. Гражданка уверяла, что ничего подобного не делала, а служительница Фемиды каялась в неправомерном решении.
«Прийти вместе с жалобщицей — это ещё более мерзко, чем запрещать митинг», — говорит Мойсик.
Василий Онопенко: Ни один судья не понёс ответственности за противоправные решения, даже административной
«Ни один судья не понёс ответственности за противоправные решения, даже административной», — говорит экс-председатель Совета судей, судья ВСУ Василий Онопенко.
Причина в отсутствии дееспособных органов профессионального самоуправления — Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) и Высшего совета юстиции (ВСЮ). В компетенции первой — оценивать действия на соответствие присяге и привлекать судей низшего звена к дисциплинарной ответственности. В праве второй — карать представителей высшей инстанции и увольнять их, даже если они назначены пожизненно.
Оба этих органа должны были быть расформированы ещё весной, но разогнать удалось только ВСЮ — он не работает. И новый состав до сих пор не избран. Члены ВККС во главе с Игорем Самсиным — а его, по словам Соболева, можно считать человеком Портнова — продолжают работать. Они заручились решением, по которому могут функционировать до того момента, пока новоизбранные члены ВККС не примут присягу.
«Это решение прямо противоречит нормам закона, и все решения комиссии сейчас не могут быть легитимными», — говорит Мойсик.
На свято место
В настоящее время активная борьба развернулась вокруг формирования состава ВСЮ — органа, позволяющего влиять на все инстанции и каждого судью в отдельности.
Ранее контроль над ВСЮ и всей судебной системой от имени Януковича осуществлял Портнов.
«Он отошел от дел, как и его представители [депутат Валерий Писаренко, экс-член ВСЮ Лилия Изовитова]», — говорят источники Корреспондента.
Все возможности Портнова якобы свелись к отдельным решениям, которые могут принять наиболее близкие ему судьи, а в большой игре он не участвует.
Напомним, что ВСЮ состоит из 20 членов. По три представителя от Верховной Рады, Президента, съезда судей, адвокатов и учёных. Двух представителей даёт конференция прокуроров, а председатель ВСУ, министр юстиции и генеральный прокурор входят в состав по должности.
Пока есть только пять членов ВСЮ, назначение которых не оспаривается: те, кто входит туда по должности, и делегаты от прокуроров.
Парламент своих кандидатов ещё не выбирал. И. о. президента Александр Турчинов ещё в апреле назначил тройку: депутат Сергей Власенко, судья Сергей Бондарь, и судья Высшего спецсуда Лидия Мазур.
Съезд адвокатов назначил своих представителей — адвокатского партнёра Власенко Алексея Резникова, адвоката Павла Гречковского, которому приписывают родство с депутатом от Батьківщини Николаем Мартыненко, и судью Шевченковского райсуда Киева Сергея Балаца, считающегося протеже Портнова.
Учёные на своём съезде выбрали: декана юридического факультета Львовского национального университета Андрея Бойко, завкафедрой уголовного процесса Юридической академии им. Ярослава Мудрого Оксану Каплину и представительницу Апелляционного суда Закарпатской области Анну Фазикош.
Все они принесли присягу в парламенте, и ВСЮ мог бы начать работу, но решения съездов ученых и адвокатов оказались заблокированы различными судебными исками. А правомерность назначений от Турчинова будут рассматривать в Конституционном суде: он якобы лишил новоназначенного Президента полномочий назначать своих представителей.
Попытки судей избрать делегатов на своём съезде тоже не увенчались успехом. Во многом по вине бывших глав высших административного и хозяйственного судов Татькова и Темкижева.
«Они активно работали через председателей судов, чтобы те надавили на делегатов съезда и сорвали выборы», — рассказывает источник.
Тогда им это удалось. Делегаты выбрали тайным голосованием своих кандидатов — трёх человек в ВСЮ и шесть в ВККС, но съезд не смог утвердить результаты голосования. К моменту окончания подсчёта голосов большинство делегатов уже разошлись, а продолжение работы решили перенести на осень, 25-26 сентября, но так и не решили, что делать с кандидатами.
Знакомые всё лица
«Надо, чтобы на следующем этапе съезда протокол счетной комиссии был утвержден», — говорит Онопенко.
Однако, по мнению источников Корреспондента, этот этап также ничего не решит.
«Делегаты те же, и те, кто выступает против выборов, тоже остались те же», — поясняет наш эксперт.
Кроме того, по данным источников, не заинтересован в утверждении кандидатур от съезда и сам Онопенко, и бывший глава ВСУ Пётр Пилипчук, которые не смогли «протянуть» своих кандидатов.
Большинство собеседников издания убеждены, что формирование ВСЮ срывает глава парламентского комитета по вопросам правосудия Сергей Кивалов
Большинство собеседников издания убеждены, что формирование ВСЮ срывает глава парламентского комитета по вопросам правосудия Сергей Кивалов, который хочет завести в Совет своих людей. Созданная им общественная организация Совет представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений пыталась провести в Одессе съезд по выборам трёх делегатов, но весной не смогла это сделать под давлением активистов, а осенью — из-за судебного запрета.
На том съезде, по информации Корреспондента, членами ВСЮ должны были стать судья Киевского апелляционного административного суда Евгений Аблов, который впоследствии принял решение о неправомерности съезда адвокатов, депутат Инна Богословская и дочь Кивалова Татьяна.
«В союзниках у Кивалова оказались депутаты: Давид Жвания, Инна Богословская, Руслан Стаднийчук и Анжелика Лабунская», — утверждает Власенко.
Последние трое организовывали и подавали все иски, связанные с назначениями в ВСЮ.
«Лабунская была задействовала в процессе по блокированию решения съезда адвокатов. Она координировала действия, была на суде и оказывала на него давление», — утверждает Власенко.
Сама Лабунская всё отрицает.
«Мне позвонили судьи, когда рассматривали дело в первой инстанции, и я приехала туда не для того, чтобы давить на судей», — заявила она, отметив, что во время того заседания проплаченные активисты громили суд и она приезжала остановить это.
При этом Лабунская не скрывает своих намерений стать членом ВСЮ по парламентской квоте и обвиняет Власенко в намерениях самому возглавить ВСЮ. По данным Корреспондента, среди уже избранных делегатов у депутата практически есть большинство в его поддержку.
Сейчас судебные тяжбы вокруг решения этих двух съездов переходят в ВАСУ, и, по словам Власенко, Жвания от имени Президента пытается оказать давление на его главу.
«В кулуарах он [Жвания] презентует себя как уполномоченный Президентом человек решать вопросы в судах», — утверждает Власенко.
Он считает, что в окружении Президента настроены вернуть старую систему управления судами.
«Кто-то вбил ему [Президенту Петру Порошенко] в голову, что ему нужно контролировать систему правосудия», — говорит депутат.
Судебное блокирование назначений судей, скорее всего, будет продолжаться, а окончательное решение примут после парламентских выборов, когда будет сформирована коалиция на базе Блока Петра Порошенко
На Банковой этот вопрос курирует замглавы Администрации Алексей Филатов, бывший партнер фирмы Кисель и партнеры. К сожалению, за две недели Филатов не нашёл времени для общения с изданием.
Впрочем, по информации Корреспондента из источника в АП, в ближайшее время активных действий там предпринимать не планируют. Судебное блокирование назначений судей, скорее всего, будет продолжаться, а окончательное решение примут после парламентских выборов, когда будет сформирована коалиция на базе Блока Петра Порошенко и появится возможность завести «своих» людей ещё и по парламентской квоте.
***
Этот материал опубликован в № 37 журнала Корреспондент от 19 сентября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.