Надежда Савченко может провести в институте Сербского 30 дней
Басманный суд рассмотрит жалобу о незаконности психиатрической экспертизы после ее проведения. Репортаж DW.
В понедельник, 13 октября, перед зданием Басманного суда, где проходят заседания по делу украинской летчицы Надежды Савченко, собралось около 50 журналистов и около дюжины гражданских активистов. На появление в суде самой фигурантки резонансного дела никто не надеялся: утром стало известно, что Савченко увезли из СИЗО на стационарную психиатрическую экспертизу в Институт имени Сербского. Поэтому большинство собравшихся были в замешательстве: ранее сообщалось, что на заседании Басманного суда в присутствии самой Савченко должна была рассматриваться жалоба адвокатов на незаконность решения о психиатрической экспертизе. "А если экспертиза все равно есть, а Савченко все равно нет, то что теперь можно обсуждать?" - недоумевал один из журналистов.
В здание суда пустили только пишущих журналистов, а в зал заседаний не пускали никого, кроме адвокатов - по просьбе следствия дело Савченко рассматривается в закрытом режиме. В здании суда также присутствовали гости из Украины - мать Савченко Мария и депутаты Верховной Рады от партии "Батькивщина" - Андрей Шевченко, Андрей Кожемякин, Александра Кужель, Валерий Дубиль и Юрий Павловский. По словам Андрея Шевченко, они хотели бы "собственными глазами посмотреть на то, что происходит в суде". Никого из них также не пустили в зал заседаний.
Адвокаты обратятся в Европейский суд
Когда заседание завершилось, адвокаты вышли на улицу, чтобы дать комментарии прессе. Оказалось, что перемещение Савченко в Институт Сербского стало для них полной неожиданностью. Адвокат Илья Новиков узнал об этом из сообщения на сайте Следственного комитета РФ. "Еще в четверг матери говорили, что она может приехать навестить свою дочь", - рассказал Новиков в разговоре с DW. По его словам, Савченко увезли в пятницу, 10 октября, в последний рабочий день перед заседанием суда - специально, чтобы продемонстрировать общественности, что СК будет действовать так, как ему удобно. "Я не верю в такие совпадения", - заявил адвокат.
По его словам, заседание было недолгим, "но довольно напряженным и скандальным". Адвокаты ходатайствовали о переносе рассмотрения их жалобы на несколько дней, чтобы в суде все-таки могла присутствовать сама Савченко. Но судья перенес заседание на 11 ноября - как раз на тот день, когда психиатрическая экспертиза может завершиться, - мотивировав это тем, что "нецелесообразно прерывать исследование".
По закону, психиатрическая экспертиза может длиться не дольше 30 дней. Таким образом, рассмотрение вопроса о ее законности произойдет, скорее всего, уже постфактум. "Это типичное "басманное правосудие": сначала объявить человека верблюдом, а уже потом рассматривать доказательства, что он не верблюд", - заявил Илья Новиков. По его словам, закон не знает такого понятия, как непрерывность психиатрической экспертизы.
Защита Савченко намерена обратиться в Европейский суд по правам человека с просьбой в срочном порядке вмешаться в этот процесс: "Месяц в полной изоляции может представлять собой реальную опасность для жизни и здоровья Савченко", - заявил адвокат. Он также опасается, что в это время у него не будет возможности встречаться со своей подзащитной, так как "все люди, которые попадают в институт Сербского, поражаются в правах".
Группа поддержки
Среди собравшихся перед судом были три немолодые женщины, одна из них, по имени Мария - со значком, на котором написано "Нет войне" на фоне русского и украинского флагов. Женщины сообщили, что не состоят ни в каких организациях и по собственному желанию ходят на все резонансные судебные дела, во время рассмотрения которых могут иметь место нарушения прав человека.
На этой неделе в Москве таких дел четыре: "Савченко, Навальный, Янкаускас, Константинов", - перечислила Мария фигурантов громких дел, которые рассматриваются с понедельника по пятницу. Когда из здания суда вышла мать Надежды Савченко, Мария стала защищать ее от российских тележурналистов: "Не разговаривайте с ними, это НТВ". Впрочем, мать обвиняемой уже в курсе: "Не смотрите российское телевидение", - сказала она собравшимся по-украински.