Корреспондент: Больные украинцы остались без господдержки

Корреспондент.net,  15 октября 2014, 11:10
💬 104
👁 6589

Больные тяжелыми недугами украинцы остались один на один с проблемой лекарств.

Сотни тысяч украинцев, страдающих тяжёлыми недугами, прощаются с последней надеждой на государство. Из-за роста цен Минздрав не в состоянии закупить жизненно необходимые препараты, пишет Сергей Одаренко в №40 журнала Корреспондент от 10 октября 2014 года. 

Андрею Базельчуку даже небольшой ушиб грозит внутренним кровотечением, от которого он может погибнуть. 11-летний киевлянин с рождения страдает гемофилией — несвёртываемостью крови. Трижды в неделю он принимает профилактический препарат октанат. Правда, родители мальчика не знают, надолго ли у государства хватит лекарства для их сына.

Недавно Министерство здравоохранения Украины впервые за многие годы сняло больных гемофилией, а также ряд других категорий пациентов с бесплатного профилактического лечения. В выданной ведомством справке лаконично указана причина: в связи с отсутствием резервов.

Минздрав до сих пор не провел 80% ежегодных тендеров по закупке жизненно необходимых препаратов. Причём их невозможно приобрести в аптеке

Минздрав до сих пор не провел 80% ежегодных тендеров по закупке жизненно необходимых препаратов. Причём их невозможно приобрести в аптеке — они завозятся в страну в соответствии с государственной программой и выдаются строго нуждающимся. Поэтому гемофилики, например, уже полгода с трудом выискивают октанат на чёрном рынке.

«Это не какой-нибудь контрабандный товар, а препараты, которые сэкономили, отказавшись от лечения, другие больные. Кто-то, рискуя собственной жизнью, на этом наживается, кто-то жертвует для детей», — объясняет Тамара Базельчук, мать Андрея, опасаясь, что рано или поздно и этот канал иссякнет.

Доставшийся бесплатно октанат спекулянты продают значительно дешевле рыночной стоимости — необходимое на месяц количество стоит 4,4 тыс. грн. Государство закупает этот объём препарата по цене в пределах 28-48 тыс. грн. Но даже заниженная сумма далеко не всем по карману.

На грани жизни и смерти из-за отсутствия лекарств оказались также больные туберкулёзом, гепатитом, ВИЧ/СПИДом, страдающие онкологией, рассеянным склерозом и другие — в целом сотни тысяч человек

На грани жизни и смерти из-за отсутствия лекарств оказались также больные туберкулёзом, гепатитом, ВИЧ/СПИДом, страдающие онкологией, рассеянным склерозом и другие — в целом сотни тысяч человек.

«Впервые за последние десять лет пациентов оставили на произвол судьбы. Минздрав не способен выполнять свои функции», — категоричен Дмитрий Шерембей, глава благотворительного фонда Пациенты Украины.

Чиновники Минздрава объясняют провал тендеров катастрофическим для госзакупок ростом валютного курса и введением в этом году НДС на лекарственные средства

В свою очередь чиновники Минздрава объясняют провал тендеров катастрофическим для госзакупок ростом валютного курса и введением в этом году НДС на лекарственные средства.

«Это привело к превышению ожидаемой цены в некоторых случаях до 150%», — объясняет директор Департамента экономики и ресурсного обеспечения ведомства Антон Басин.

По словам чиновника, только 2% поставщиков вышли на торги с прошлогодними прайсами, все остальные, вопреки договорённостям, взвинтили цены.

Лекарственные проблемы

В 2011 году одесситка Юлия Палтушева, как ей казалось, успешно лечилась от гепатита С. Но из-за того, что врач неправильно прописал дозировку лекарств, недуг вернулся, и курс пришлось начать с нуля.

И хотя теперь Палтушевой осталось принимать препараты до февраля 2015 года, она очень переживает, что из-за перебоев с их поставками её лечение — а оно по ущербу для организма сопоставимо с химиотерапией — может пойти насмарку.

«Эти лекарства очень токсичны, и третий курс я не переживу», — вздыхает одесситка.

Причем в отличие от остальных 3 млн украинцев, больных гепатитом, Палтушевой повезло — ей удалось попасть в число 200 счастливчиков, которых лечит Киевский институт эпидемиологии и инфекционных заболеваний им. Громашевского. Если простым смертным приходится выкладывать из кармана 120-130 тыс. грн за курс лечения, то пациентам института оно обойдётся бесплатно — за счёт спонсорских и благотворительных средств.

«Фактически, если у тебя нет денег или спонсора, готового оплатить курс лечения, ты обречён на смерть», — констатирует Палтушева.

Но в подобной ситуации и деньги перестают что-либо значить.

Сегодня на руках у Палтушевой осталось три ампулы препарата, и найдутся ли у института ещё, она не знает. Пациентка слышала краем уха, что часть лекарств медики уже вынужденно заменили более дешёвыми аналогами и прекратили набор больных в группу «счастливчиков».

Армию обречённых пополняют и обитатели ветхого корпуса столичного туберкулёзного диспансера на Харьковском шоссе, в районе станции метро Бориспольская. Через его территорию свободно ходят здоровые горожане, живущие в соседнем густонаселённом спальном районе.

Сама больница на 260 коек, где в закрытом режиме содержатся пациенты с открытой формой туберкулёза, напоминает рабочее общежитие: на распахнутых окнах сушится бельё и висят пакеты с едой. Но вместо музыки из окон доносится хриплый кашель.

Пациенты, в чьих лёгких «играет гармошка», свободно разгуливают по улицам, ходят по магазинам и ездят в общественном транспорте, разнося смертельно опасный вирус.

Медики уверяют, что паниковать по этому поводу не стоит: уже после двух недель лечения вирус теряет активность и риск заразиться снижается в разы. Но найдётся ли чем лечить туберкулёзников, для медиков сегодня большой вопрос — уже несколько месяцев необходимые препараты не завозятся в Украину.

По словам Светланы Павленко, заместителя главврача больницы, пока они расходуют старые запасы, поставленные территориальным медицинским объединением Фтизиатрия.

Директор этого учреждения Юлия Загута отказалась отвечать на вопрос Корреспондента, когда поставки возобновятся. Чиновники и госслужащие знают о существующей проблеме, но не желают её признавать, объясняют эксперты молчание медиков.

Как практикующий врач-инфекционист я вас уверяю: месяц назад закончились все препараты для лечения лекарственно устойчивого туберкулёза, даже в запасниках. И замены нет никакой

Ярослава Лопатина, медицинский директор AIDS Healthcare Foundation 

«Ну какой главврач вам скажет, что ему нечем лечить?! — задает риторический вопрос Ярослава Лопатина, медицинский директор AIDS Healthcare Foundation. — Как практикующий врач-инфекционист я вас уверяю: месяц назад закончились все препараты для лечения лекарственно устойчивого туберкулёза, даже в запасниках. И замены нет никакой — людей элементарно не лечат».

Это грозит обострением туберкулёза даже у тех, кто его немного залечил, предупреждают специалисты, а также увеличением масштабов эпидемии.

Ситуацию усугубляет тот факт, что в отечественных поликлиниках и роддомах почти закончились препараты для прививки против туберкулёза — российскую вакцину БЦЖ с апреля держат в карантине, поскольку у неё закончился срок регистрации, а новую, датскую, зарегистрируют только в конце октября.

В Украине фактически не действует закон о принудительной изоляции больных с серьёзной формой туберкулёза

Кроме того, в Украине фактически не действует закон о принудительной изоляции больных с серьёзной формой туберкулёза.

«Суд может обязать больного лечиться, милиция доставит его к нам, хотя не факт: кому охота заражаться? — рассуждает Павленко. — Но если больной не хочет лечиться, мы не в силах его удержать — у нас для этого нет охраны».

Такой охраной в идеале должен будет обладать единственный в стране новый тубдиспансер закрытого типа на 400 коек в Гостомеле Киевской области, сдача которого в эксплуатацию из-за перебоев с финансированием откладывается несколько лет.

В обычных туберкулёзных больницах ещё советской постройки, чьё внутреннее состояние сравнимо с самочувствием их пациентов, медики настолько свыклись с обстановкой, что перестают воспринимать угрозу заражения. Вопреки технике безопасности некоторые из них общаются с пациентами без респираторов и даже масок.

Тендеры в коме

В нынешней тендерной политике Минздрава всё смешалось, как в доме Облонских.

С одной стороны, чиновники утверждают, что уже выставили тендерные предложения на общую сумму более 1,5 млрд грн, по ним в ближайшее время будут определены победители и заключены договоры о поставке. С другой — Антимонопольный комитет Украины, реагируя на многочисленные жалобы фармпроизводителей, приостановил торги по антиретровирусным (от СПИДа) и противотуберкулёзным препаратам.

А одна фармацевтическая компания пожаловалась на дискриминационные требования Минздрава в документации конкурсных торгов на закупку лекарственных средств против вирусного гепатита. Антимонопольный комитет обязал чиновников ведомства устранить все нарушения.

«Мы делаем всё возможное, чтобы ускорить эти процессы», — уверяет замминистра здравоохранения Руслан Салютин.

Рост цен, последовавший за курсом валют, введение налога и другие озвученные Минздравом причины срыва тендеров Виталий Шабунин, глава Центра противодействия коррупции, называет как минимум странными.

«Чиновники Минздрава уверяют, что пытались договориться с фармпроизводителями о более выгодных ценах на лекарства. Это абсурд, — считает он. — Ведь цена на препараты известна лишь после начала тендеров».

К тому же, отмечает эксперт, своевременное начало тендеров автоматически обеспечило бы максимальное снижение цен, а их задержка, наоборот, приводит к накручиванию.

«Теперь за те же деньги можно помочь меньшему числу пациентов, а продавцы лекарств получат выгоду», — резюмирует эксперт.

Ведомство успело провести госзакупки на общую сумму 438 млн грн крайне необходимых лекарств и изделий медицинского назначения. Однако это лишь 20% от необходимого

Правда, надо отдать должное Минздраву, ведомство всё же успело провести госзакупки на общую сумму 438 млн грн крайне необходимых лекарств и изделий медицинского назначения. Однако это лишь 20% от необходимого.

Прежде всего, государство обеспечило медикаментами детей — больных вирусным гепатитом, пациентов с ювенильным ревматоидным артритом, хроническим миелоидным лейкозом и новорожденных с дыхательными расстройствами.

Остальных пациентов отчасти спасает гуманитарная помощь, которую Украина регулярно получает из-за границы. За последние три месяца благотворительные организации передали отечественной медицине лекарств на сумму более 30 млн грн.

В частности, на днях Всемирная организация здравоохранения предоставила первый транш гуманитарной помощи на сумму 2,4 млн грн, что покрыло потребности 170 тыс. пациентов. Более 100 наименований медикаментов на сумму 6,8 млн грн Украина получила от правительства Грузии.

«Это позволяет нам частично ликвидировать дисбаланс в снабжении лекарствами до завершения государственных закупок», — уверяет директор департамента медпомощи Минздарва Светлана Хотина, но конкретные цифры и сроки назвать затрудняется.

Даже если тендеры на закупку необходимых лекарств проведут уже в этом месяце, из-за сложности процедуры поставок лекарства появятся в Украине не раньше начала следующего года

Впрочем, по прогнозам Лопатиной, даже если тендеры на закупку необходимых лекарств проведут уже в этом месяце, из-за сложности процедуры поставок лекарства появятся в Украине не раньше начала следующего года.

А это грозит гуманитарной катастрофой в масштабах страны, сгущают краски эксперты. По словам Шерембея, сегодня на учёте и лечении от туберкулёза находится 37 тыс. украинцев, и большинство из них в случае отсутствия лекарств не доживут и до Нового года.

Похожая судьба ожидает и 47 тыс. украинцев, больных СПИДом, часть которых погибнут, а другие вынуждены будут перейти на новые схемы лечения, что значительно снизит продолжительность их жизни, утверждает эксперт.

***

Этот материал опубликован в №40 журнала Корреспондент от 10 октября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Украина журнал Корреспондент Минздрав лекарства госзакупки