Пресса России: Сценарии отношений с Украиной
Угроза с юга
Статья в "Независимой газете" посвящена угрозам, с которыми может столкнуться Россия и центральноазиатские республики бывшего соцлагеря со стороны "Исламского государства". Опасения эти не преувеличены, пишет газета со ссылкой на эксперта Рафала Рогозинского из Канады, занимающегося исследованием вопросов информационной безопасности в контексте международных отношений. Он заявил, что в рядах ИГ воюют 4 тысячи боевиков, выходцев из центральноазиатского региона.
"Проблема в том, что эти ребята будут возвращаться на родину, поскольку амбиции ИГ сегодня простираются дальше Сирии и Ирака. В их планах – создание халифата, в который войдут страны Средней Азии и Казахстан", – заявил журналистам Рогозинский в Алма-Ате. По его словам, отдельно взятое государство, конечно, может защищать свои интересы, но для эффективной борьбы нужна международная кооперация.
Как пишет газета со ссылкой на МВД Таджикистана, в рядах ИГ воюет около 200 таджиков. Тревожная ситуация складывается в соседней Киргизии, где на войну уходят не только мужчины, но и девушки.
Как считает киргизский эксперт Кадыр Маликов, неважно, сколько человек уехало воевать, важно, насколько быстро может распространиться процесс вовлечения в радикальный ислам. "Механизм секты как сетевой маркетинг: работает и вглубь, и вширь. Тем более уже и у нас, и в других странах ЦА есть те, кто, не выезжая, принес присягу ИГ через интернет-переписку, скайп, и теперь представляет эту организацию у нас", – сказал Маликов.
Однако говорить о конкретной численности воюющих на стороне ИГ граждан стран Центральной Азии вряд ли возможно, отмечает "НГ". В частности, эксперт Алексей Малашенко сказал газете, что на стороне ИГ воюют до 30 тысяч человек из 80 стран мира.
"Пошел новый виток напряженности. Это то, к чему привела арабская весна. Если процесс не остановить, он пойдет дальше. Остановить тоже не просто, так как ИГ – пик айсберга радикального исламизма. Отголоски происходящего разносятся по всему миру – Индии, Пакистану, Нигерии и т.д. Противостоять такой угрозе обязательно надо", – сказал эксперт московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.
С ним согласен политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов: "Перепись населения" в рядах боевиков ИГ никто не проводил, поэтому все оценки их численности с указанием этнической принадлежности выглядят приблизительными. Очевидно одно - кроме арабов там представлен весь интернационал народов Центральной Азии, Северного Кавказа и других мусульманских регионов России".
Судя по заявлению министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в Москве понимают серьезность угрозы "Исламского государства", в том числе для России, отмечает "Независимая".
Однако, по мнению издания, ожидать увеличения российского военного присутствия в регионе не стоит. "Во-первых, российских военных инфраструктур в Таджикистане и в Киргизии достаточно для необходимой реорганизации усилий, а во-вторых, после событий в Крыму, где российскими "вежливыми людьми" было обеспечено воссоединение Крыма с Россией, к подобной российской молчаливой "мягкой силе" в Центральной Азии относятся с подозрением", - сказал "НГ" Дубнов.
Психология осажденной крепости
Украинский кризис привел к взрывному росту числа тех, кто оценивает нынешние отношения между Россией и США как негативные. В то же время россиян беспокоит отсутствие спокойной жизни в условиях конфликта, поэтому большинство считает, что России нужно налаживать отношения с западными странами. Такие выводы экспертов из опроса социологов "Левада-Центра" приводит газета "РБК-Дейли".
84% россиян уверены в том, что у сегодняшней России есть враги. Замдиректора "Левада-Центра" Алексей Гражданкин говорит, что за последние 25 лет это абсолютный рекорд. "Советский комплекс врага из массового сознания полностью никогда не исчезал, но риторика властей в нулевые и особенно последние события подхлестнули рост", - объясняет он.
79% россиян считают, что единство мнений западных стран о политике Москвы во время украинского кризиса показывает их стремление подавить Россию и ослабить ее влияние в мире.
"У россиян сохраняется "психология осажденной крепости", и во времена конфликтов, когда все становятся homo politikus, дремлющее манихейское сознание "мы – они" выходит на первый план", - комментирует "РБК-Дейли" политолог Игорь Бунин.
А газета "Коммерсант", комментируя опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения, отмечает, что россияне впервые стали воспринимать США как угрозу терроризма. Впрочем, большинство граждан уверены, что власти могут защитить население.
При этом 22% россиян сейчас считают, что террористическая угроза исходит от США, хотя год назад так думали только 4%.
Сценарии отношений с Украиной
Москва верит в мирное сосуществование с Украиной, но имеет и запасной план. Основание для первого утверждения "Независимая газета", посвятившая этой теме редакционный комментарий свежего номера, находит в оценках отношений России и Украины главой российского МИДа Сергея Лаврова. Газета отмечает, что высказывания министра мягче, чем риторика российского ТВ.
В частности, Сергей Лавров дал интервью каналу НТВ, в котором довольно сдержанно, и, по оценке "НГ", мягко, высказался по украинскому вопросу. Глава МИДа заявил, что Россия не может потерять Украину, потому что речь идет о самом близком, братском народе с общими корнями.
Газета считает, что немаловажны слова Лаврова по поводу взаимоотношений Москвы с Петром Порошенко. В нынешних контактах президентов России и Украины министр видит подтверждение тому, что выход из кризиса будет найден. О Порошенко он говорит как об избранном и всеми признанном главе украинского государства.
"Нет никаких сомнений в том, что Сергей Лавров, выбирая тон и слова, действует в соответствии с официальной линией, - считает газета. - Одновременно государственное и окологосударственное телевидение уже не первый месяц производит собственные, куда более жесткие, чем речи Лаврова, высказывания по украинскому вопросу". При этом газета очень сомневается, что телеканалы самостоятельно определяют информационную политику.
"Определенные противоречия между риторикой Лаврова и риторикой телевидения есть. Однако это противоречия между различными допустимыми сценариями, которые проходят одновременную общественную обкатку, - считает газета. - Сейчас Россия, если судить по интервью Лаврова, еще верит в мирное сосуществование Киева и Донецка. Однако если Киев не оправдает доверия, Москва вполне может сделать другую ставку – на обособление Новороссии, де-факто или де-юре".
Чрезмерная поддержка
В начале октября в Торговом представительстве США (USTR), которое курирует внешнеторговую политику Штатов, прошли общественные слушания по поводу участия России во Всемирной торговой организации. Как сообщили "Известия", ряд представителей бизнеса потребовал от американских властей исключить Россию из ВТО или хотя бы досрочно отменить преференции. Российская сторона уверена, что речь идет о продолжении давления с помощью экономических санкций.
"На общественных слушаниях речь заходила о системе преференций ВТО, о том, стоит ли исключить Россию из этой системы, - заявила "Известиям" управляющий директор по вопросам вступления в ВТО в USTR Сесилия Кляйн. - На слушаниях был целый ряд представителей бизнес-ассоциаций, которые заявляли, что Россия не выполняет своих обязательств по ВТО и, в частности, поэтому должна быть исключена. Однако руководство USTR и представители ВТО не делали таких предложений - претензии не всегда бывают обоснованными".
Американцы отмечают, что российские госкомпании зачастую не играют по правилам рынка, вместо этого они часто принимают решения, основываясь на геополитических причинах, а не на чисто коммерческих. Это вынуждает, например, американские сталелитейные компании конкурировать на рынке против иностранных государств, а не компаний.
"У нас нет ни одной сталелитейной госкомпании, поэтому то, что пишут американские предприниматели о металлургическом секторе, не совсем правда, - говорит замзавотделением управления проектами и программами МИГСУ РАНХиГС Роман Андреещев. - Есть только участие государства, и то это не контроль, а крупные пакеты акций могут быть 20-25%, но не более".
"У России есть отдельное соглашение по госпредприятиям в ВТО. Но тут, чтобы доказать, что то или иное предприятие действует как государственное, они должны к нему предъявить требования, которые содержатся в этом документе. Но им еще необходимо доказать, что это именно госпредприятие", - объясняет профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский.
Сесилия Кляйн отмечает, что у каждой страны в первые пять-шесть лет в составе ВТО есть свои проблемы с приведением законодательства в должное соответствие с нормами ВТО. Это нормально, что к России выдвигается столько претензий, они выдвигаются для каждого из новых членов ВТО ежегодно.
"Нельзя слишком серьезно воспринимать эти замечания. Текущая политическая ситуация, конечно же, оказывает существенное влияние на положение России в ВТО, но она членство России не дискредитирует и не ставит его под сомнение", - говорит Сесилия Кляйн.
Источник: Русская служба Би-би-си