Корреспондент: Мнение. Теория большого взрыва

Корреспондент.net,  24 октября 2014, 15:40
💬 50
👁 8150

Жизни дончан имеют примерно ту же цену, что и испорченные бюллетени на предстоящих выборах.

Их просто не посчитают, пишет донецкий журналист Рамиль Замдыханов в колонке, опубликованной в №42 журнала Корреспондент от 24 октября 2014 года.

Взрывная волна застала меня в парикмахерской. Что-то очень громко ухнуло, раздался звон бьющегося стекла, обвалился подвесной потолок. Светильники повисли на проводах, но не погасли, отчего помещение начало напоминать фотостудию: софиты, зеркала и огромные постеры гламурных девушек и парней со стильными прическами.

На секунду задумался, а что сейчас с этой девицей, чей портрет размером с полстены висит у меня за спиной. Наверное, даже не предполагает, что где-то есть жизнь, в которой салоны красоты сотрясаются от взрывов и вместо пудры на лицах клиентов оседает тонкий слой пыли из-за обрушившейся штукатурки.

Первая мысль — «прилетело» где-то поблизости. Вторая — хорошо, что не залетели осколки. Третья — это же сейчас могут обстрелять ещё? Звуки то ли выстрелов, то ли падений, раздававшиеся относительно вдалеке, убеждали, что могут и, скорее всего, именно так и поступят. К счастью, по третьему пункту обошлось. Уже через минуту девушки — сотрудницы салона, отложив в сторону инструмент, наводили в помещении порядок, заодно отвечая на бесконечные звонки мобильных: «И у вас было слышно? И у вас?..».

Как выяснилось, последствия мощнейшего взрыва ощутил не только весь город, но и близлежащие населённые пункты. Вылетали окна, кое-где их вырывало вместе с рамами. Открывались запертые на замок двери. Падала с полок посуда. К счастью, каким-то невероятным чудом именно этот взрыв не унес ничью жизнь — у ангелов-хранителей, если таковые действительно существуют, в этот день должен был случиться настоящий аврал. Видео невероятного спасения девочки, остановившейся в считаных сантиметрах от огромного стекла, которое падало с многометровой высоты вывернутой взрывной волной трибуны Донбасс Арены, обошло весь интернет. А если бы не остановилась? А если бы сделала роковой шаг вперёд?

Как и следовало ожидать, ответственность за подрыв никто на себя не взял. Вооружённые силы Украины привычно выдвинули версию о том, что завод на территории Донецка обстреляла «армия» ДНР. Там в ответ привычно покрутили пальцем у виска. Традиционный диалог состоялся, а после продолжился, вероятно, самой сильной за последний месяц артиллерийской канонадой.

«Минские соглашения работают!» — так или похожим образом язвили дончане, комментируя адский грохот выстрелов и взрывов. В этот день многие магазины закрылись раньше обычного, и улицы опустели ещё до темноты.

Несколько позже в социальных сетях, а с их подачи и в СМИ, появилось заявление некоей «партизанской группы», которая пообещала и дальше разрушать объекты на территории Донбасса. Существует ли такая диверсионная группа на самом деле или заявление является просто чьей-то мистификацией, с ходу и не определить. Официальный Киев от действий возможных подпольщиков поспешил откреститься, а вот с общественным мнением всё традиционно сложилось не так однозначно. Довольно большое количество наблюдателей ликуя поддержало действия анонимных бойцов с сепаратизмом, считая, что на войне любые средства хороши.

Между тем взрывная волна, прокатившаяся по городу, совершенно чётко продемонстрировала, что ведение любых военных действий вблизи населённого пункта, а особенно крупного, является абсолютным безрассудством и несёт смертельные риски для тысяч жителей мегаполиса. Это было понятно с первых дней, когда осколки прошивали стены домов и уносили жизни местных жителей, это невозможно было не видеть в смертоносном донецком августе, это ясно и осенью, визитной карточкой которой, несмотря на объявленное перемирие, стали артиллерийские обстрелы и похоронные процессии.

«У нас в селе уже восемь человек убило, а ещё много в больницах с ранениями лежат», — даже не жалуется, а просто делится впечатлениями жительница села Весёлое, зажатого между донецким аэропортом и селом Пески. Странное название, совершенно не подходящее к сегодняшним реалиям. Впрочем, аэропорт называют аэропортом тоже уже по привычке.

Как справедливо отмечают даже зарубежные наблюдатели, военная логика такого ожесточённого противостояния у городских стен, когда главным инструментом становятся артиллерийские дуэли, совершенно неясна. Беззащитный перед снарядами город в холодное время года становится уязвимым вдвойне. Выбитые стекла, разрушенные тепломагистрали и котельные, уничтоженные трансформаторы и подстанции в мороз убьют сильнее, больше и надёжнее, чем осколки мин или Градов.

Уже сегодня из-за многочисленных разбитых взрывом окон приостановили учебный процесс в ряде донецких вузов: сидеть в аудиториях на сквозняке слишком холодно. Да и наметившаяся очередная эскалация конфликта вынуждает студентов прибегнуть к мерам безопасности и лишний раз не совершать поездки через весь город от домов к учебным корпусам. Впрочем, именно эти последствия вряд ли кого-то взволнуют в Киеве: там, похоже, давно считают, что любая такая деятельность на территории неподконтрольных регионов незаконна по определению и должна быть остановлена в любом случае. До восстановления довоенного статус-кво.

Минувший понедельник, когда в результате обстрела сдетонировало огромное количество взрывчатых средств на Казённом заводе химических изделий, дончане запомнят надолго. Как, вероятно, и то, что их локальная трагедия в очередной раз не стала переломной точкой конфликта.

Никто не сказал «стоп». Никто не задумался, о том, по какому краю пропасти опять прошёл город. О том, что в следующий раз на небесах могут объявить забастовку и количество жертв превысит все разумные пределы. Если вообще можно говорить о разуме, подсчитывая число погибших и раненых в войне. Территория важнее жизней — таков негласный девиз данного конфликта. И в этой логике жизни дончан имеют примерно ту же цену, что и испорченные бюллетени на предстоящих выборах. Их просто не посчитают.

***

Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 24 октября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: война журнал Корреспондент Донецк обстрел