Корреспондент: Перераспределение власти после выборов

Корреспондент.net,  3 ноября 2014, 07:49
💬 38
👁 16009

Результаты выборов в Раду удивили многих и низкой явкой, и распределением симпатий избирателей.

Оценку этому ещё дадут эксперты после окончательного подведения итогов. Сейчас всё внимание сосредоточено на первых шагах по перераспределению власти, пишет Артём Горячкин у №43 журнала Корреспондент от 31 октября 2014 года.

Сюрпризов больше, чем могли представить, — таков результат выборов в Верховную Раду. По спискам в парламент попадают пять политических партий: Народный фронт (НФ), Блок Петра Порошенко (БПП), Самопоміч, Оппозиционный блок (ОБ), Радикальная партия (РП) и Батьківщина.

Чаще всего удивляются неожиданному итогу «фронтовиков», прохождению ОБ, низкому результату Батьківщини, а также оставшейся за бортом ВО Свобода

Чаще всего удивляются неожиданному итогу «фронтовиков», прохождению ОБ, низкому результату Батьківщини, а также оставшейся за бортом ВО Свобода. Ещё сюрпризы преподнесут итоги выборов по мажоритарке.

На момент вёрстки номера, по предварительным данным с учётом результатов из округов, БПП сможет создать фракцию из 132 депутатов, НФ — 83 мандатов, Самопоміч — 33, ОБ — 29, РП — 22, Батьківщина — 19. Окончательные данные назовет ЦИК. А конечный результат станет очевидным, когда со своими симпатиями определятся самовыдвиженцы, которых оказалось около сотни.

На самом деле поводов для удивления не так и много. В лидерстве БПП сомнений не было. Пусть итог голосования оказался не таким триумфальным, как рассчитывали в штабе блока, но майка лидера гонки по-прежнему за ними за счёт представителей партии, прошедших по мажоритарным округам.

Касательно формирования коалиции, которая должна будет назначить руководство новоизбранного парламента и утвердить правительство, то очевидно, что однопартийное большинство, о котором мечтали в штабе БПП, уже не получится.

«Но ведь целью выборов были всё-таки не красивые статистические расклады, сколько власть, а её меньше у БПП не стало», — сказал Корреспонденту собеседник, близкий к штабу НФ.

Тем более что политическая история Украины знает случаи, когда нестабильное на первый взгляд большинство оказывалось довольно устойчивым. «Вторая оранжевая коалиция» формировалась в неблагоприятных для её участников условиях, объединяла минимальное количество членов (228 при необходимых 226), но просуществовала почти три года (2007-2010).

Естественными идеологическими союзниками для БПП сейчас выглядят НФ и Самопоміч

Естественными идеологическими союзниками для БПП сейчас выглядят НФ и Самопоміч. Батьківщина устами нардепа Александры Кужель дала понять, что пока «дуется», поскольку победители кампании не спешат предлагать экс-премьеру участие в переговорах.

«Совершенно логичным было бы и участие в каком-то виде Оппозиционного блока. В БПП и ОБ довольно много людей, которые давно знакомы, притёрты и могут достаточно быстро и бесконфликтно сработаться. Сотрудничество можно было бы запросто выстроить вокруг темы борьбы за мир. Но как это реализовать на практике, невозможно представить. Поэтому, скорее всего, будут играть во власть и оппозицию, с подыгрыванием друг другу при нужных голосованиях», — поведал Корреспонденту собеседник.

Ожидать других сложных конфигураций в сессионном зале не стоит. Вряд ли участники переговоров захотят тратить силы и время на борьбу за власть в Раде, которой ещё до выборов уготовали роль переходного парламента.

Эксперты, политологи и депутаты не видят оснований для устойчивого союза в Раде, способного обеспечить работу парламента на весь срок полномочий. Гарантированно депутаты проработают год. Иммунитет от очередного роспуска предоставляет Конституция. А дальше маячит реальная перспектива ещё одних выборов.

Сказано делиться

Главный вопрос при формировании правительства будет не столько «между кем распределят квоты», сколько «какие должности решат делить кроме министерских портфелей».

В Сети до сих пор можно найти проект соглашения оранжевой коалиции 2006 года, в котором пытались вывести универсальную формулу дележа всевозможных постов в зависимости от количества набранных на выборах голосов и «веса» должностей. В список попали посты заместителей министров, руководителей агентств, комитеты Верховной Рады, губернаторы и их замы.

Но поскольку переговорщики имели разные взгляды на свою значимость и разные интересы в тех или иных управленческих сферах, передел квот стал одной из причин того, что «первая оранжевая коалиция» продержалась месяц, а в итоге правительство сформировало большинство во главе с Партией регионов (2006-2007).

В БПП присутствуют многие участники тогдашних переговоров по созданию несостоявшейся коалиции, и они учитывают этот опыт. Да и по факту с представителями Народного фронта в БПП уже притёрлись за последние полгода, в том числе и по кадровым вопросам. Поэтому риск, что правительство не удастся сформировать по этой причине, довольно низок.

В Блоке Петра Порошенко уже успели выступить с тем, чтобы не трогать должности заместителей министров. В таком случае, скорее всего, право назначать останется за правительством, как это было в случае с экс-министром экономики Павлом Шереметой. Тогда министр обиделся на своих коллег, назначивших ему в заместители Валерия Пятницкого, против кандидатуры которого он выступал.

Только согласятся ли на это потенциальные партнеры БПП? С точки зрения политического веса, находящихся в ведении ресурсов и медийности некоторые должности замов представляют больший интерес, чем, например, пост гипотетического гуманитарного вице-премьера.

Это касается и руководства государственных агентств, НАКов и т. п., которые формально в правительство не входят, находятся в подчинённом положении, но чьи роль и значение опять-таки могут быть сравнимыми с министерскими. Как это бывало неоднократно, сосредоточившись исключительно на дележе кресел на Грушевского, СМИ потом внезапно обнаруживают в агентствах представителей тех или иных партий, лоббистских групп.

Желание БПП не раздувать количество «подквотных» должностей вызвано потребностью побыстрее оформить коалицию и правительство. Остальные «ценные» должности могут оставить на будущее

Желание БПП не раздувать количество «подквотных» должностей вызвано потребностью побыстрее оформить коалицию и правительство. Остальные «ценные» должности могут оставить на будущее, а то и вовсе использовать в качестве разменной валюты.

Формирование президентской вертикали, о чём Корреспондент писал неоднократно, потребует множества аргументов, особенно когда дело дойдёт до изменений в Конституции и голосования за нужный закон. Для этого в ход могут пойти и губернаторские должности в регионах.

Шаги на месте

Для построения вертикали губернаторские должности едва ли не важнее министерских. Причём независимо от того, сохранится нынешняя система их назначения или это будет новый институт в результате децентрализации власти.

Но всюду есть подводные камни. Публика не обращает внимания, что, в отличие от «кучмовской» Конституции, когда президент единолично назначал губернаторов, согласно нынешней редакции требуется представление Кабинета Министров. При наличии лояльного премьера для главы государства это требование не составляет никакой проблемы.

Но эта норма, как и многие другие места Основного закона, таит потенциальную ловушку: непонятно, требуется ли представление на отставку, кто должен назначать и. о. губернатора, может ли президент безопасно для себя проигнорировать мнение министров.

Мало кто вспомнит, но именно это и становилось причиной конфликтов президента Виктора Ющенко с премьерами Виктором Януковичем и Тимошенко. Каждый из них старался выжать для себя максимум полномочий. Борьба за власть принимала форму в том числе и споров касательно назначения руководителей регионов.

Правда, к какому-то завершённому правовому прецеденту прийти не успели, пробелы в законодательстве не исправлены. Если между Президентом и премьером снова пробежит кошка, то неизбежно повторение истории почти десятилетней давности.

Поэтому Порошенко и предлагает децентрализацию в виде ликвидации государственных администраций, должности губернаторов и расширения полномочий местных советов (подробнее читайте в № 27 от 11 июля). Взамен вводится должность представителя Президента. Преимущество для главы государства — отсутствие необходимости согласовывать с кем-либо назначение. Кроме того, довольно серьёзные полномочия в плане контроля над деятельностью местных советов.

Выборы в последние Президент предлагает провести как можно скорее. Ориентировочно весной. То есть на полгода раньше положенного, так как предыдущие состоялись в октябре 2010-го. Те самые выборы, на которых относительно неплохой результат впервые показал УДАР, заявила о себе Свобода, а Батьківщина фактически была устранена от участия в выборах в Киевской и Львовской областях.

Значит ли это, что к весне вопрос с правками касательно ликвидации администраций будет завершён, пока сказать сложно. Но без принятия пакета законов по децентрализации досрочные местные выборы становятся ещё более бессмысленными, чем и выборы в парламент по старому избирательному закону.

Для Порошенко реализация своих предложений оказалась бы хорошим поводом перезагрузить всю региональную политику без крупных для себя обязательств. В частности, можно было бы максимально безболезненно решить судьбу днепропетровского губернатора Игоря Коломойского, чье влияние настолько огромно, что в теории он может оставаться в кресле губернатора сколько захочет.

Однако пришедший на волне защиты региона и Украины от наступления сепаратистов, в условиях формального перемирия, разграничения буферных зон и провозглашенного Президентом курса на мир олигарх слегка потерялся в информационном пространстве.

В последнее время его окружение было занято выборами. Главный рупор его политики, Борис Филатов, прошёл в Раду. Захочет Коломойский дальше нести тяжёлое бремя ответственности за малую родину или сосредоточится на политических проектах в парламенте, станет известно в ближайшее время.

Но вряд ли президентская идея с ОГА вызовет у него серьёзное неприятие. В случае реализации проекта децентрализации ничто не мешает Коломойскому, как и другим местным элитариям, возглавить облсовет, получив более независимый политический статус с не меньшим объёмом полномочий, чем нынче у губернаторов.

К моменту сдачи журнала в печать партия Солидарность, являющаяся основой БПП, обнародовала проект коалиционного соглашения. Его подписание является конституционным требованием. Оно содержит общие правила работы коалиции, повторяющие по сути нормы Основного закона, регламента Рады, а также включает выжимку президентской программы реформ Стратегия-2020.

Присутствует и вопрос децентрализации власти. Но в гораздо более мягкой версии, чем в конституционных инициативах Порошенко, и касающийся исключительно межбюджетных отношений и местных финансов. Вероятно, чтобы сразу не распугать потенциальных партнёров по переговорам. Политическая часть вопроса отсутствует, хотя параграфом ниже предусмотрено внесение правок в Конституцию, обеспечивающих «реформу местного самоуправления и территориального устройства власти».

Имеется в виду уже готовый проект Президента или предполагается дискуссия, не определено. Это открывает возможность и для обсуждения расширения полномочий региональных советов вплоть до появления в очередной раз темы федерализации. Тем более что её противники в основном сосредоточены в отечественных партиях центристского и правого толка. Иностранные же партнёры очень нейтрально или положительно относятся к этому, учитывая, что все основные субъекты урегулирования украинского кризиса являются федерациями.

В июне Корреспондент писал, что федерализация могла бы снять часть издержек, которые Киев несёт как центр «большой Украины», и перебросить ресурсы на решение злободневных проблем. Однако за четыре месяца кардинально изменилась политическая ситуация в стране, учитывая и минские соглашения, и закон об особенностях местного самоуправления на Донбассе.

Для Президента, постоянно повторяющего тезис о неизбежности единства и целостности государства, может быть приемлемой любая схема, удерживающая мятежные территории в сфере управления Киева. Федерализация в том или ином виде может оказаться универсальным способом объединить в этой схеме регионы с разной степенью стремления к самостоятельности.

***

Этот материал опубликован в №43 журнала Корреспондент от 31 октября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: власть коалиция Выборы журнал Корреспондент парламент