Иноcтранцы с портфелями министров: выиграет ли от этого Украина?
Опрошенные DW эксперты полагают, что иностранцы привнесут свежий взгляд в работу украинского правительства.
Впервые в истории независимой Украины к работе на министерских должностях привлечены представители иностранных государств. Чтобы не менять закон, позволяющий работать в правительственных структурах исключительно гражданам Украины, президент Петр Порошенко указом от 2 декабря предоставил украинское гражданство новым министрам: Наталии Яресько, приглашенной из США на пост министра финансов, Александру Квиташвили из Грузии, который возглавит министерство здравоохранения, и Айварасу Абромавичусу из Литвы, назначенному министром экономического развития и торговли.
Командная работа
"Эффективность работы международных реформаторов в Киеве можно будет оценить, когда будет понятно, действительно ли они являются единой командой", - цитируют украинские СМИ комментарий учившегося и работавшего в свое время в США экс-министра экономразвития Украины Павла Шереметы по поводу приглашения в правительство иностранцев.
С тем, что успешные реформы всегда являются результатом работы команды единомышленников, согласен и глава грузинской неправительственной организации "Свободная зона" Гела Васадзе. В интервью DW он напомнил слова экс-министра Грузии по координации экономических реформ Кахи Бендукидзе: "Для успеха реформ нужны всего три человека: один их осуществляет, второй наказывает людей за невыполнение новых правил, а третий - это тот, кто обеспечивает им политическую поддержку".
По мнению Васадзе, если реформаторам в Киеве не обеспечат такой поддержки, любые реформы будут обречены. Эксперт рассказал о грузинской практике привлечения к управлению государством людей, имеющих большой опыт работы за рубежом. Правда, по происхождению те, кто возглавлял министерства в Тбилиси, все же были грузинами, хоть и приехали кто из Франции, а кто, как реформатор Бендукидзе, из России, подчеркнул Васадзе.
Но однозначно оценить успех иностранных специалистов, работавших в грузинском правительстве, он не решился. "Кто-то смог себя хорошо проявить, кто-то не очень, но свежий взгляд для слома старой политической системы необходим", - говорит он. И добавляет, что "новый человек сделает это лучше, чем тот, кто кооптирован в старую систему, такую как украинская политика".
Грузинский и литовский опыт
Немецкий эксперт Штеффен Халлинг (Steffen Halling) из берлинского Фонда "Наука и политика" (SWP) называет "способность разрушения системы, в центре которой стоят интересы определенных групп влияния, а не интересы всей страны", серьезным основанием для привлечения к работе в правительстве чиновников-иностранцев.
Их опыт проведения реформ в обществах, подобным украинскому, особенно ценен, полагает Халлинг. "Грузия и Литва - это страны, которые имеют такой опыт, и специалисты, приехавшие оттуда, могут дать точную экспертную оценку ситуации ", - говорит представитель SWP.
А Гела Васадзе напомнил, что самой успешной из грузинских реформ, проведенных в первые годы пребывания Михаила Саакашвили на посту президента страны, была реформа МВД. "Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить Грузию в 2003 году с пузатыми "гаишниками ", которых уже в 2005 году заменили молодые люди в форме патрульной полиции, - говорит Васадзе. - При взгляде на них жителям Грузии казалось, что мы уже в Европе".
Он надеется, что приглашенная на пост замминистра внутренних дел Арсена Авакова Эка Згуладзе, которая воплощала в жизнь эти реформы в органах внутренних дел Грузии в той же должности, теперь попытается повторить свои прежние успехи в Киеве.
Вопрос ответственности
В то же время Штеффен Халлинг не скрывает скепсиса по отношению к украинскому "политическому ноу-хау" с привлечением иностранных специалистов. Хотя, на взгляд эксперта SWP, это стремление само по себе похвально, но должно ли оно обязательно сразу сопровождаться раздачей министерских портфелей, спрашивает Халлинг. По его словам, "здесь особенно остро встают вопросы о легитимации и ответственности приглашенных".
Немало критики прозвучало от него в адрес некоторых представителей зарубежной диаспоры, которые работали во власти в балтийских странах. "Ведь в случае торможения реформ у населения очень легко может вспыхнуть недовольство из-за того, что иностранные чиновники хоть и имеют местные корни, но прожили за границей много лет и потому не могут полностью руководствоваться интересами государства", - объясняет Штеффен Халлинг.
Украинская специфика
Еще один проблемный аспект, по словам немецкого эксперта, это "способность понять украинскую ситуацию приглашенными иностранцами, и начинается она с вопроса о знании языка". А глава Грузинского фонда стратегических и международных исследований (GFSIS) Александр Рондели не исключает, что специфика Украины - более крупного, по сравнению с Грузией, государства - может стать вызовом для тех же грузинских реформаторов в новом правительстве в Киеве.
Подобные сомнения по поводу приглашения министров-иностранцев еще до утверждения Верховной радой нового состава правительства звучали не раз и со стороны украинских политиков. По мнению экс-министра экономики Украины Богдана Данилишина, которое он высказал ранее в украинских СМИ, государство, приглашая к работе в правительстве иностранцев, частично "отказывается от своих функций управления".
Кроме того, предостерегал Данилишин, нельзя исключать, что "большинство иностранных специалистов работают в Украине лоббистами зарубежных компаний или своих стран".
Впрочем, все опрошенные DW эксперты единодушны в одном: объективно оценить работу как всего нового украинского правительства, так и иностранцев в нем можно лишь тогда, когда оно начнет активное проведение реформ.