Корреспондент: Украина оказалась на грани энергетической катастрофы
Энергетический кризис стремительно набирает обороты.
Дефицит электроэнергии в объёме до 10% от потребления в утренние и вечерние часы, с которым уже столкнулась Украина, далеко не предел, пишут Дмитрий Горулько и Роман Козаченко в №48 журнала Корреспондент от 5 декабря 2014 года.
Оператор энергосистемы Укрэнерго 1 декабря вынужден был вернуться к практике аварийных отключений электричества. О возможности возникновения дефицита неоднократно говорили и писали, однако действенных рецептов его предотвращения выработать так и не удалось.
Энергетики прямо говорят, что введение графиков аварийных отключений по всей Украине сейчас — суровая необходимость и что продиктована она не соображениями экономии. Речь идёт уже о сохранении целостности энергосистемы
Энергетики прямо говорят, что введение графиков аварийных отключений по всей Украине сейчас — суровая необходимость и что продиктована она не соображениями экономии.
Речь идёт уже о сохранении целостности энергосистемы — именно такая формулировка содержится в письме на имя премьер-министра Арсения Яценюка, составленного по результатам совещания в Министерстве энергетики и угольной промышленности в первый день зимы.
Впрочем, учитывая то, как события развивались до сих пор, рассчитывать на быстрое или безболезненное решение проблем не приходится.
Накрытые веером
В первый день веерных отключений Укрэнерго объявило о возникновении дефицита мощности в объёме 1.400 МВт, что, по официальной версии, было связано с резким похолоданием и внеплановой остановкой энергоблока Запорожской АЭС.
Но уже 2 декабря оператор был вынужден констатировать дефицит мощности во вдвое большем объёме — 2.800 МВт, что уже превышает 10% максимума суточного потребления.
В неофициальных беседах представители оператора признают, что дефицит уже достигал 3.000 МВт и может шагнуть за 5.000 МВт в пиковые часы — утром и вечером — в ближайшее время. А значит, количество потребителей, попадающих под веерные отключения, будет нарастать. 5.000 МВт — это чуть больше, чем потребляют сейчас в часы вечернего пика Киевская, Черниговская, Черкасская и Житомирская области, или почти в пять раз больше, чем весь Крым.
Как писал Корреспондент, проблема возникла не вдруг. Подробно анализировать истоки и причины возникновения дефицита энергетического угля лишний раз нет смысла. Отметим лишь, что, по данным на 1 декабря, государственной Центрэнерго и частным операторам ТЭС удалось лишь остановить падение запасов — они составляли 1,65 млн т против 4,31 млн т годом ранее.
Около 1 млн т из полученных ТЭС 2,65 млн т топлива в ноябре пришлось на поставки из-за рубежа — почти 700 тыс. т из России, свыше 200 тыс. т из ЮАР и 65 тыс. т угля из Австралии
Около 1 млн т из полученных ТЭС 2,65 млн т топлива в ноябре пришлось на поставки из-за рубежа — почти 700 тыс. т из России, свыше 200 тыс. т из ЮАР, была отмечена даже такая экзотика, как 65 тыс. т угля из Австралии. Тем не менее это принесло лишь временное облегчение.
«С наступлением холодов ТЭС вышли на потребление 90-100 тыс. т в сутки. Даже при условии стабильных непрерывных поставок это режим работы «с колёс», нарастить запасы уже не получится», — заявил Корреспонденту представитель Минэнергоугля.
Тем временем со стабильностью поставок ещё с прошлой недели наметились серьёзные проблемы. И ДТЭК Рината Ахметова, и Центрэнерго заявили о прекращении отгрузок угля из России. Причины этого феномена остались до конца не выясненными, однако версия о каком-либо официальном решении и политических мотивах российского руководства, стоящих за ним, должного подтверждения не получила. Украинские компании могли столкнуться с проблемой пропускной способности железных дорог, особенно если их объёмы не были внесены в графики РЖД заблаговременно.
Одна партия южноафриканского угля уже находится у побережья Украины, ещё одно судно на подходе. Но импортёр — государственная Укринтерэнерго — не может расплатиться за поставку, следовательно, поставщик с отгрузкой спешить не станет, не говоря уже о ещё двух партиях, прибытие которых запланировано до конца года. Хотя, как заявил глава Минэнергоугля Юрий Продан 2 декабря, ДТЭК готов этот уголь выкупить.
Сыграли свою роль и неблагоприятные для энергетиков погодные условия. Традиционно одним из путей регулирования пиковых нагрузок на энергосистему является запуск гидроагрегатов ГЭС. Но, по данным Укргидроэнерго, оператора крупнейших ГЭС в стране, осень 2014 года ознаменовалась ещё и рекордно низким за последние 30 лет уровнем воды в Днепре.
Скандал из ничего
В подобных условиях вопрос о необходимости импорта электроэнергии буквально напрашивается. Особенно учитывая, что, несмотря на проблемы на внутреннем рынке, украинские компании сократили экспорт, но не прекратили его полностью.
Источники в Минэнергоугля подтверждают, что целесообразность импорта обсуждалась ещё в сентябре, когда проблемы с поставками угля с Донбасса проявились в полной мере.
«Тогда предполагалось, что импорт электроэнергии позволит сэкономить угля, накопить запасы перед наступлением холодов», — поясняет собеседник издания из министерства.
В силу технологических особенностей отечественной энергосистемы реального и по-настоящему ощутимого эффекта можно было бы добиться, поставляя электричество из РФ
В силу технологических особенностей отечественной энергосистемы реального и по-настоящему ощутимого эффекта можно было бы добиться, поставляя электричество из РФ. Энергосистема соседних европейских стран не работает синхронно с украинской, за исключением так называемого Бурштынского энергоострова, с которого и идут поставки в ЕС, а Беларусь и Молдова сами закупают электричество в Украине. В то же время экспортно-импортные мощности на границе с Россией не загружены.
Осознавали это и участники рынка. По информации Корреспондента, ДТЭК изъявил готовность использовать межгосударственные электросети для импорта электроэнергии из РФ, Беларуси и Молдовы ещё в начале сентября. Стоит заметить, что холдинг Ахметова уже выступал в роли спасителя отечества в феврале 2012 года, когда из-за двух аварий и сильных морозов возникла необходимость срочно начать поставки из России. Сохранился у компании и действующий контракт с РАО ЕЭС.
Однако, получив согласование министерства на применение этой модели ещё в первой половине сентября, к моменту написания данного материала ДТЭК в переговорах особенно не продвинулся и по состоянию на 2 декабря импорт не начал.
Гром грянул в конце ноября, когда достоянием прессы стало аналогичное согласование, выданное Минэнергоугля ХК Енергомережа, доселе широкой общественности неизвестной. Публикация документа в отрыве от общего контекста выглядела как свидетельство шага чиновников навстречу компании, возглавляемой довольно скандальной личностью и не отметившейся никакой коммерческой деятельностью как минимум в 2013 году.
Фамилия руководителя компании Дмитрия Крючкова и его брата Леонида фигурирует во многих публикациях СМИ, посвящённых событиям с явными признаками рейдерства. СМИ начали изучать подноготную компании, намекая на её связи с рядом чиновников и бизнесменов — от брата министра Продана Петра до Виктора Медведчука, и результат не замедлил сказаться.
Уже на следующий день после публикации взбешённый премьер Яценюк на заседании Кабмина потребовал увольнения замминистра энергетики и угольной промышленности Вадима Улиды, скрепившего документ своей подписью. Как заявил журналистам министр Кабинета Министров Остап Семерак, заместитель главы ведомства уволен «за согласование импорта электроэнергии из РФ».
Учитывая указ Президента от 14 ноября, прямо предписывающий профильному министерству изучить вопрос импорта электроэнергии из России, формулировка звучит загадочно, хотя Семерак и раньше демонстрировал весьма оригинальные взгляды на положение вещей в энергетике.
История с увольнением стала неожиданностью и для самого Улиды.
«За согласованием импорта с сентября в министерство обратились две компании, обе его получили, — заявил экс-чиновник Корреспонденту. — Обе имеют лицензии на поставки электроэнергии, выданные Нацкомиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Есть договорённости с российскими поставщиками — пожалуйста, 2.700 МВт мощности сечения с Россией свободны. Какие основания у нас были, чтобы, например, согласовать импорт одной компании и отказать другой? Более того, действующее законодательство не требует обязательного согласования импорта именно с Минэнергоугля, то есть они могли к нам и вообще не обращаться».
Теперь уже бывший замминистра не исключает, что история с его увольнением может объясняться «особенностями конкурентной борьбы между участниками рынка». Старожилы госслужбы также отмечают, что назначение нового министра не означает автоматической смены всех замов и руководителей департаментов в ведомствах.
В некоторых случаях новому руководителю приходится мириться либо судиться с назначенцами своего предшественника, пытаясь их уволить, поэтому скандал вокруг Енергомережімог быть использован как повод освободить одно из ключевых кресел загодя.
Аварийное освещение
Таким образом, в силу крайне неблагоприятного стечения обстоятельств украинская энергетика встретила зиму аварийными отключениями и туманной перспективой. Укрэнерго прогнозировало дефицит электроэнергии в объёме до 3.000 МВт на пике потребления вплоть до марта. Прогноз был составлен ещё в октябре и предусматривал регулярный подвоз угля, которого сейчас не наблюдается.
Из оставшихся опций сбалансировать работу системы возможно либо всё же начав импорт электроэнергии из России, либо запустив простаивающие газомазутные блоки на украинских ТЭС, либо продолжая практику веерных отключений.
Импорт, по предварительным оценкам, может обойтись в 0,9 грн за 1 кВт/ч. При этом переговорный процесс осложняется тем, что Россия настаивает на предоплате и увязывает начало поставок с решением вопроса энергоснабжения Крыма. То есть Украина сможет получить электроэнергию из РФ или в обмен на транзитные поставки на аннексированный полуостров, или взяв на себя обязательство бесперебойно снабжать Крым и придерживаясь его.
Запуск газомазутных блоков на ТЭС экономически невыгоден: такое решение означало бы выработку электроэнергии с себестоимостью 1,9 грн за 1 кВт/ч. Тем не менее ситуация вынудила прибегнуть к этому резерву еще в ноябре — 24 числа Укрэнерго сообщило о том, что один из газомазутных блоков был в работе. Помимо нерентабельной электроэнергии, это будет ещё означать и дополнительный расход газа, которого сейчас и без того отбирается из хранилищ больше, чем в прошлые годы. Что, в свою очередь, ставит под угрозу ещё и отопительный сезон.
Учитывая, что перспектива переговоров о поставках угля с шахт на территориях, подконтрольных самопровозглашённым ДНР и ЛНР, на данном этапе нигде не упоминается и официально не рассматривается, аварийные отключения — фактически безальтернативный вариант, по крайней мере на ближайшее будущее.
Вечером 2 декабря Верховная Рада проголосовала за назначение министром энергетики и угольной промышленности главы НКРЭКУ Владимира Демчишина. До того как возглавить Нацкомиссию, то есть до конца августа, Демчишин работал директором отдела инвестиционно-банковских услуг группы Инвестиционный Капитал Украина (ICU).
К сложившейся ситуации привели не только события на Донбассе. Сыграли свою роль и натянутые отношения между министерством, регулятором и крупнейшим игроком рынка электроэнергии
В свете этой кадровой ротации стоит заметить, что к сложившейся ситуации привели не только события на Донбассе. Сыграли свою роль и натянутые отношения между министерством, регулятором и крупнейшим игроком рынка электроэнергии. «Трудности перевода», периодически возникавшие в коммуникациях между Президентом, премьером и Кабмином, Минэнергоугля и НКРЭКУ, ими обоими и ДТЭКом, а также масштабный угольный скандал служат тому исчерпывающей иллюстрацией.
Ведь сложности с углём были диагностированы своевременно. Проводились совещания, всю осень велась активная переписка, однако постоянная конкуренция между разными группами влияния фактически свела на нет все усилия, направленные на то, чтобы избежать неблагоприятного сценария. Если участники этих процессов не сделали выводов из ситуации, не исключено, что борьбу им придётся продолжить в темноте.
***
Этот материал опубликован в №48 журнала Корреспондент от 5 декабря 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.