Беларусь и Россия: продуктовый скандал перед началом работы ЕАЭС
За три недели до вступления в силу договора о ЕАЭС на российско-белорусской границе действуют посты таможенного контроля.
Продовольственный конфликт Беларуси и России только разгорается, несмотря на заверения в его скором решении. На белорусско-российском участке границы с обеих сторон восстановлен контроль. Россельхознадзор обвиняет Беларусь в незаконном реэкспорте и лжетранзите из ЕС. Минск же заявляет, что запретом на ввоз продовольствия с белорусской территории Москва нарушает договоренности в рамках Таможенного союза (ТС).
По мнению опрошенных DW экспертов, продуктовая война в преддверии вступления в действие Евразийского экономического союза свидетельствует о серьезных противоречиях союзников по интеграции, которые только обострило эмбарго России на продукцию ЕС.
Отход от принципов интеграции
За минувшие две недели с 9 до 23 увеличилось число белорусских мясомолочных предприятий, поставки продукции которых в Россию прекращены "из-за несоответствия санитарным требованиям". Россельхознадзор обвинил белорусскую сторону в переклеивании этикеток на запрещенные продукты из ЕС и потребовал от Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК) прекратить транзит через Беларусь в Казахстан европейских сельхозпродуктов, сославшись на то, что фуры не доезжают до места назначения и разгружаются на российской территории.
Но Александр Лукашенко отверг эти претензии и на специальном совещании 3 декабря заявил, что "Россия повела себя неприлично, запретив поставку продтоваров". Газета президентской администрации в статье "Данкверт попал пальцем в небо" раскритиковала действия России. А белорусский Совбез назвал действия союзника подрывом продовольственной безопасности.
Анализируя причины продуктовой войны, заведующий лабораторией международной торговли российского Института экономической политики имени Егора Гайдара Александр Кнобель отметил, что в основе разногласий лежит одностороннее эмбарго России на европейскую сельхозпродукцию в рамках единой таможенной территории. "В условиях, когда между союзниками отсутствует граница, соблюдать эмбарго можно только при условии возврата полного контроля на российско-белорусской границе, а это отход от принципов интеграции, что мы сейчас и наблюдаем", - подчеркнул Кнобель в интервью DW.
Запрет от бессилия
По сообщениям блогеров, очередь из машин по обеим сторонам белорусско-российской границы растянулась на десяток километров из-за проведения полного досмотра. Российская служба фитосанитарного контроля проверяет у водителей фур, идущих из Беларуси, сопроводительные документы на товар и на его соответствие санитарным нормам. Белорусский Таможенный комитет в ответ на установку контрольных постов в России тоже проводит мониторинг ситуации и за неделю зафиксировал два десятка случаев незаконного российского импорта на территорию Беларуси.
"Придирки российской стороны обосновываются подозрениями белорусов в нечестном партнерстве", - поясняет профессор российского НИИ "Высшая школа экономики" Алексей Портанский. Россельхознадзор приводит данные, что только за август-сентябрь импорт продовольствия из ЕС в Беларусь вырос на 80 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Поэтому Москва хочет продемонстрировать, что продукция из ЕС, на которую она наложила запрет, не пройдет ни при каких ухищрениях с переклеиваниями этикеток с белорусской стороны", - заявил DW российский эксперт.
Но товар, пересекший границу ТС и прошедший в Беларуси таможенную очистку, в соответствии с правилами должен перемещаться внутри интеграционного объединения без всяких ограничений, возражает Александр Кнобель. Поэтому, по его словам, был подключен Россельхознадзор. То есть "если ввоз белорусской колбасы, сделанной из запрещенной в России польской свинины, запретить нельзя, то можно ее не пустить под предлогом нарушения санитарных норм".
Эксперт уверен, что ссылка на ненадлежащее качество белорусских продуктов "идет от бессилия и невозможности контролировать все потоки ложного транзита и реэкспорта, следующие через Россию". А Алексей Портанский считает, что обеим сторонам не стоило бы поднимать такой шум, так как, по его мнению, "проигрыш от скандала превышает эффект от затраченных усилий на реализацию ограничений". Тем более, отмечает эксперт, что ЕАЭК уже высказалась против запрета транзита через Беларусь.
"Настоящий саботаж"
Своим видением продуктового скандала в ТC поделился в беседе с DW руководитель Аналитического центра "Стратегия", белорусский экономист Леонид Заико. Он не исключает, что подогревать конфликт могут российские лоббистские группы, которые действуют на рынке продуктов.
Кроме того, аналитик назвал "настоящим саботажем" действия чиновников из правительства Беларуси, которые "изображают из себя жертв российской политики, а на деле с августа, когда было введено эмбарго на продукцию из ЕС, не смогли договориться с Россией об изменениях в правилах экспорта". Так что "нет никакой продуктовой войны, и не надо искать в этом политическую подоплеку", - считает Леонид Заико.
К политике сводится всё
Однако директор по исследованиям минского Либерального клуба Евгений Прейгерман полагает, что специфика постсоветских, в частности российско-белорусских, отношений такова, что к политике сводится всё. "Первостепенное значение здесь имеют правила игры, а не соглашения, потому что культура исполнения договоренностей и уровень доверия сторон катастрофически низкие", - заявил DW политолог.
Прейгерман не сомневается в том, что ограничением на ввоз продукции с белорусской территории Москва с помощью Россельхознадзора наказывает Беларусь за отказ поддержать ее эмбарго. Но действия России, поставившей Беларусь и Казахстан перед фактом ее одностороннего запрета на европейскую продукцию, нарушают союзническую атмосферу, уверен эксперт.
Обострение разногласий между союзниками незадолго до вступления в силу договора о ЕАЭС вызывает досаду и у профессора ВШЭ. "Несмотря на экономическую мотивировку, политические издержки этого конфликта подрывают основы и смысл более глубокой интеграции в Евразийском экономическом союзе", - резюмирует Алексей Портанский.