Кактусы, грибы и ритуальные клизмы: психоделическая медицина Мезоамерики
Ритуальное использование священных растений имело своей целью не временное повышение жизненного тонуса, а полную трансформацию.
Коренное население Мезоамерики (регион в центральной Америке) до прихода европейцев активно использовало психоделические наркотики в медицине и религиозных ритуалах. А в некоторых регионах используется в народной медицине до сих пор.
"Судороги, мигрень, депрессия и другие расстройства неврологического и психического здоровья рассматривались в контексте ритуальных церемоний с использованием этих препаратов", - говорит автор доклада в Livescience испанский ученый Хавьер Карод-Артал.
По индейским верованиям, для того чтобы исцелить человека от болезни шаман может давать галлюциногенное снадобье больному, может употреблять его сам, или же оба, и шаман и больной употребляют снадобье. Другими словами, понятие лекарства в индейском мировоззрении отличалось от европейского, его мог принимать как сам больной, так и врач.
Для определения причины недуга и способа лечения использовались галлюцинаторные видения. Часто применяли стимуляцию чувствительности, когда музыка, благовония и танцы становились частью ритуального действа. Помимо энтеогенных растений у ацтеков была впечатляющая фармакология, связанная с другими растениями, включая целые ботанические сады. Пациенты свободно получали растения каждый раз, когда они приходили вновь и рассказывали жрецу о том, как проходит лечение их болезни.
Ниже представлены наиболее распространенные препараты.
Бальче́ и ритуальные клизмы
Цивилизация Майя, существовавшая между 250 годом до 900 годом нашей эры, использовала опьяняющий напиток бальче во время сеансов общения с духами.
Напиток изготовлялся путем смешивания коры растения Lonchocarpus longistylus с медом. Мед производили пчелы которые питались растением, имевшим в своем составе алкалоид LSA, близкий к ЛСД.
Для более сильного эффекта майя использовали также ритуальные клизмы, ускоряющие всасывания вещества, а также раскуривали табак.
Во время подобных сеансов расширения сознания они входили в транс, в котором, как им казалось, они могли видеть духов, будущее, умерших предков и так далее.
Священные грибы
Народности Мезоамерики использовали по меньшей мере 54 вида галлюциногенных грибов рода Псилоцибе. Псилоцибин являет собой психоделик, способный вызвать сильнейшее переживание, схожее с ЛСД, но более "естественное" и "сакральное".
Религиозные практики с использованием грибов берет начало по меньшей мере три с половиной тысячи лет назад.
"Сьевший такие грибы человек наблюдает видения и переживает ощущения, не поддающееся вербальному описанию", - говорит ученый.
Индейцы считали, что гриб разговаривает с человеком и через состояние интоксикации открывает ему свои тайны.
Галлюциногенные кактусы
Следующий источник расширения сознания в Мезоамерике был кактус пейот, имеющий в составе более 60 галлюциногенных веществ. Из него синтезировали известный ныне мескалин.
Коренные племена начали использовать психоделические свойства кактусов более чем пять тысяч лет назад.
Человек под воздействием пейота наблюдает калейдоскоп видений, а также по-другому ощущает время и пространство.
Сборщиков пейота индейцы именовали Пейотеро, и перед каждым действием они проходили специальный ритуал очищения.
Индейцы употребляли кактус пейот во время священной церемонии, когда звучали "пейотные песни" под звуки водяных барабанов и трещоток из тыкв: каждый человек на церемонии поет четыре песни четыре раза, а главенствующий брухо (шаман) исполняет четыре особые песни: открытие церемонии, ночная вода, песня рассвета и закрытия ритуала. В основном, почти все песни не несут смысловой нагрузки.
Препараты из кожи лягушек рода Bufo
Майя смешивали табак с высушенной кожей лягушек Bufo, а затем в алкогольные напитки, что усиливало психоделический эффект. Также, нюхательный порошок из семян (или напиток) применяли воины индейских племен в качестве психостимулятора перед боем.
"Трава Дьявола"
Дурман, или "трава Дьявола" также использовался индейцами в течении столетий как обезбаливающее, так и во время ритуалов.
Следует отметить, что ритуальное использование священных растений имело своей целью не временное повышение жизненного тонуса, а полную трансформацию личности. Человек отправлялся в визионерское путешествие не для того, чтобы сбежать в мир фантазий, а чтобы увидеть и познать конечные тайны бытия, скрытые от непосвященного взгляда. Каждое такое путешествие, как считали индейцы, было санкционировано Свыше.