Корреспондент: На экраны выходит финальная часть Хоббита
Вот и настал момент, когда разномастные обитатели Средиземья навсегда «отправляются в свой сказочный лес».
На экраны выходит Хоббит: Битва пяти воинств – финал киноэпопеи, изменившей представления о фильмах в жанре фэнтези, пишет Анна Давыдова в №49 журнала Корреспондент от 12 декабря 2014 года.
В новозеландском доме режиссёра Питера Джексона есть комната, обстановка которой полностью повторяет интерьер норы хоббита Бильбо Бэггинса. Гулять по этой комнате – как, впрочем, и вообще всегда, исключая выход в люди, - режиссёр предпочитает босиком. Хотя и уверяет: хоббиты здесь ни при чём, простое совпадение.
Но верится с трудом. Джексон, даже внешне похожий на каноническое представление о хоббитах – невысокий (1 м 69 см), кругленький, вечно взъерошенный, - отдал книгам Джона Р. Р. Толкина 17 лет жизни, с 1997-го, когда получил права на их экранизацию. Такое не могло не сказаться.
Переврал или не переврал он книги, фанаты спорят со времён выхода первого фильма. Сколько читателей, столько и мнений. Кто-то уверен, что вообще не надо было браться – слишком уж сложно для воплощения.
Но сам Джексон придерживается другой точки зрения: «Это слишком крупный текст и слишком важный актив для кино. Это должно было случиться — со мной или без меня».
Очень английское кино
Про что же по большому счёту Джексон снимал все части своей эпопеи?
«Одна из главных тем Властелина такова - как только ты выходишь из своей тихой гавани, ты встречаешься с опасностью и приключениями, а когда возвращаешься домой, то уже не можешь стать прежним. Так и Фродо – он уходит, чтобы уничтожить Кольцо всевластия, и возвращается сломленным. Это часть того опыта, который Толкин получил в Первую мировую: целое поколение английских юношей впервые увидело большой мир, отправившись воевать во Францию, и они все вернулись домой другими людьми», - говорит режиссёр.
Толкин тоже был среди этих парней: будущий отец фэнтези выжил в кровавейшей битве на Сомме, за почти полгода которой были убиты и ранены около 1 млн человек. Тем не менее, вернувшись, писатель сумел трансформировать свой опыт не только в трёхтомного и довольно мрачного Властелина, но и в совершенно невинный «приквел» - тоненькую детскую книжечку Хоббит, где о спасении мира речь вообще не идёт.
Режисер: Хоббиты отражают традиционный английский взгляд на мир: освоенное человеком пространство ограничивается пределами твоего графства, а ко всему за его пределами стоит относиться с подозрением
«Я легко могу ассоциировать себя с Бильбо, - рассуждает Джексон. - Это образ из довоенной Англии. Хоббиты отражают традиционный английский взгляд на мир: освоенное человеком пространство ограничивается пределами твоего графства, а ко всему за его пределами стоит относиться с подозрением. Это очень английское ощущение было частью культуры Толкина. Он родился в викторианскую эпоху, прежде стало возможно летать в другие страны.Но в ходе своих странствий Бильбо так сильно изменяется отчасти именно потому, что изначально боялся окружающего мира».
Зачем нужно было разгонять эти «поиски себя» на целых три фильма? Самый простой ответ – чтобы больше заработать.
Но режиссёр это отрицает: «Коммерческий ход - если бы люди со студии пришли к нам, когда мы работали над сценарием, и сказали: «Мы сможем раскрутить и продать три фильма, бла-бла-бла». Но получилось наоборот - мы пришли к ним: была история, которую мы хотели рассказать, и персонажи, которых хотелось раскрыть. К тому же пропадал материал из приложений».
Что это за приложения? Оказывается, у Джексона также есть права на неизданные дополнения к третьему тому Властелина - Возвращению короля, - около 125 страниц о том, что происходило в Средиземье параллельно с действием Хоббита.
«Жонглируем, мухлюем, балансируем», - так режиссёр описывает свой творческий метод соединения разрозненных кусков толкиновского текста и собственных нововведений. К примеру, дополнительных персонажей: «переехавшего» из Властелина в Хоббит эльфа Леголаса (Орландо Блум) или его зазнобы, эльфийки Тауриэль (Эванджелин Лилли), про которую Толкин вообще не писал.
Смешались в кучу орки, люди
Битва пяти воинствначинается там, где закончилась Пустошь Смауга: дракон, у которого Бильбо по заданию гномов похитил легендарный алмаз Аркенстон, летит с Одинокой горы в Озёрный город. Смауг, уверенный, что кража – дело рук его жителей, намеревается сжечь город дотла. Пикирующий полёт разъярённого ящера прерывает меткий выстрел лучника Барда (Люк Эванс).
Это не спойлер: Смауг фактически гибнет ещё до начальных титров. И вот тут-то начинается интересное. Детская сказка о походе гномов за украденными у них драконом сокровищами окончательно трансформируется в такую себе Игру престолов, где вокруг набитой золотом и внезапно «осиротевшей» Одинокой горы сталкиваются интересы одинаково жадных гномов, эльфов, людей и попросту ненавидящих всё живое орков.
К тому же над миром Средиземья всё отчётливее нависает тень зловещего Некроманта – повелителя орков и прочей нечисти. И это уже прямая отсылка к Властелину колец: ведь набирающий силу Некромант – это и есть создатель Кольца всевластия, будущий повелитель Мордора Саурон.
Название финальной части трилогии чётко отражает происходящее: Битва пяти воинств – это действительно битва, длящаяся практически весь фильм. И хотя участвуют в ней совершенно фантастические персонажи, снята она невероятно реалистично.
Одно из технических нововведений Хоббита – съёмка на скорости 48 кадров в секунду: это в два раза больше, чем обычно
Одно из технических нововведений Хоббита – съёмка на скорости 48 кадров в секунду: это в два раза больше, чем обычно.
«Такое качество изображения соблазняет тем, что мы можем избавиться от всего, что сковывало нас в последние лет 80, - хвастает Джексон. - Около пятой части кинотеатров будут показывать версию на 48 кадров в секунду — посмотрим, как отреагирует аудитория».
Ещё одна волшебная штука, без которой не было бы ни Властелина, ни Хоббита, – технология захвата движения (motion capture), с помощью которой появились Голлум (Энди Сёркис) и Смауг (Бенедикт Камбербэтч).
«Мой отец читал мне в детстве эту книгу: он актёр, и ему приходилось играть дракона для своего сына, - вспоминает Камбербэтч. - Когда я узнал о проекте, была только одна мысль: «О боже, я обязательно должен получить именно эту роль!». Её хотели сыграть многие безумно талантливые актёры, но повезло мне. Смауг – это не только мой голос: благодаря специальному костюму с датчиками я передавал дракону свои физические черты».
Кайф эскаписта
«Мне будет не хватать мысли о том, что я могу сделать это ещё раз, - говорит оскароносная Кейт Бланшетт, сыгравшая королеву эльфов Галадриэль во Властелине и Хоббите. – В кино невероятно редко можно вернуться туда же, где ты был десять лет назад. Я знаю, что этому больше не суждено повториться, и такое понимание делает меня слегка печальной и старой».
Да, невероятное кинопутешествие туда и обратно завершилось: теперь при желании можно смотреть в хронологическом порядке - с первого Хоббита до последнего Властелина. Это и было стратегической целью Джексона.
Режисер: Я всегда держал в голове шесть фильмов. Мир Средиземья будет существовать в серии из шести частей
«Я всегда держал в голове шесть фильмов, - признаётся режиссёр. - Мир Средиземья будет существовать в серии из шести частей - именно с этой позиции следующие поколения будут его воспринимать».
Амбициозно? Безусловно. Но, не будь у забавного новозеландского толстячка-«невысоклика» великанских амбиций, у нас не было бы великолепной киносказки, которая даже при всех своих минусах позволяет на какое-то время перенестись в волшебный мир. Где, с одной стороны, всё намного проще, а с другой – сложнее, чем в нашем.
«Я снимаю фильмы для тех, кто наслаждается походами в кино, - резюмирует Джексон. - Я сам вырос в кинотеатре, а есть ли большее удовольствие, чем знать, что кто-то вырос на моих картинах? Я уносился в другие миры, и сейчас кто-то другой переживает этот эскапистский кайф благодаря мне. Для того и живу».
***
Этот материал опубликован в №49 журнала Корреспондент от 12 декабря 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.