Корреспондент: Новые проекты украинского кинематографа
Сегодня украинское кино -- словно тот запертый в ящике кот из знаменитого парадокса австрийского физика.
Оно вроде как и есть, и в то же время его вроде как и нет. И 2015-й вряд ли внесёт в ситуацию ясность, пишет Анна Давыдова в №50 журнала Корреспондент от 19 декабря 2014 года.
На первый взгляд всё довольно оптимистично. По итогам 2014-го так и хочется сказать «кина будет!». В ситуации, когда кончилось не только электричество, но и вообще практически всё, важнейшее из искусств в нашей стране на удивление началось.
В этом году один отечественный фильм «порвал» мировые фестивали, другой – побил рекорд украинского бокс-офиса. И оба оказались в центре самого настоящего громкого киношного скандала -- ну когда такое было!
Картина Мирослава Слабошпицкого Племя начала триумфальное шествие в мае на Каннском кинофестивале, где она взяла сразу три приза престижнейшей программы Неделя критики. С тех пор число наград ленты – первого в мире фильма, снятого на языке жестов, -- то ли достигло трёх десятков, то ли уже за них перевалило: создатели фильма и сами устали считать.
Самый свежий и очень престижный приз -- награду за лучший полнометражный дебют Европейской киноакадемии, которую ещё называют европейским Оскаром, -- Слабошпицкий получил буквально на прошлой неделе. А кроме того Племя продано для проката в тридцать с лишним стран мира.
С другой стороны, не снискавший фестивальных наград Поводырь Олеся Санина, уже побил рекорд кассовых сборов для украинского фильма. На сегодняшний день картина заработала почти $ 828 тыс. (по данным авторитетного сайта Box Office Mojo, отслеживающего прокатные сборы по всему миру). Для сравнения: касса предыдущего рекордсмена, прошлогодних Тіней незабутих предків, -- $ 614 тыс.
Ответ на главный вопрос украинских кинопаралимпийских игр, -- кого же стоило выдвигать на Оскар: фестивальных “глухих” или выбранных в итоге зрительских “слепых”, -- мы получим в середине января, когда Американская киноакадемия сначала определит из 83-х претендентов девять участников шорт-листа, а затем сформирует пятёрку финалистов-номинантов.
Тогда же, кстати, станут известны окончательные результаты состоявшихся на этой неделе питчингов Госкино -- презентаций проектов, претендующих на участие державы в их финансировании.
Шкура неубитого бюджета
В проект бюджета на 2015 год Госкино закладывало 300 млн грн, но волевым решением Минкультуры эта сумма была уменьшена до 74,3 млн. Сколько останется в итоге, и уж тем более, будет выделено в реальности, а не на бумаге, -- большой вопрос. В любом случае, большая часть средств, скорее всего, пойдёт на дофинансирование уже запущенных проектов.
В интервью Корреспонденту сразу по вступлении в должность глава Госкино Филипп Ильенко признавал: “мы не можем проводить питчинг, если нам нечего распределять, нужно делать конкурс на реально существующие деньги”. И, тем не менее, всё-таки решил рискнуть.
В этом году система питчингов претерпела определённые изменения. Теперь проекты подаются на рассмотрение экспертной комиссии в девяти категориях: игровые фильмы, рассчитанные на широкую аудиторию, национальное производство и копродукция, игровые авторские фильмы (совместное производство), детские фильмы, анимация, дебюты, неигровые фильмы, а также игровые и неигровые фильмы на тему Подвиг героев, которые отдали жизнь за Украину, и чествование их памяти.
Как рассказал Корреспонденту Филипп Ильенко, целью данных изменений было добиться большей чёткости в распределении проектов в тематическом и производственном отношениях. «К примеру, есть проекты артхаусной направленности и комерческой. Теперь шанс есть и у тех, и у других, ведь они не могли бы конкурировать друг с другом», – отметил глава Госкино.
Среди проектов, поданых на питчинг, можно отметить Бабин Яр (Pronto Film) Сергея Лозницы -- съёмки этого совместного проекта Франции, Германии, Украины и России должны стартовать следующим летом. Ещё -- Люксембург (Garmata Film Production) Мирослава Слабошпицкого.
Несмотря на название, картина -- не о чистеньком княжестве, а о грязной зоне: лента расскажет о жизни людей в сегодняшнем Чернобыле. Недавно, кстати, проект получил грант на разработку и международное продвижение от фонда Хуберта Балса при Роттердамском кинофестивале: он стал одним из 10-ти победителей, отобранных среди 316-ти поданных заявок. А также -- сразу два фильма Ахтема Сейтаблаева: драмы Червоний (ІнсайтМедіа) и Її серце (УТВ).
Кроме того, своеобразным ноу-хау нынешнего питчинга можно назвать проект Алексея Шапарева Гвардія (Президент фильм Украина) -- полнометражный фильм по мотивам снимающегося сейчас сериала (привычная практика: сначала фильм -- потом телеверсия). Премьера первых четырёх серий художественного патриотичного телепроекта о бойцах АТО намечена на март-2015.
В центре сюжета -- добровольцы Национальной гвардии: главную роль Деда исполняет Алексей Горбунов. Есть ещё одессит Дюка -- Дмитрий Ступка, бывший беркутовец Лейтенант (Богдан Юсипчук), девушка-снайпер, парня которой убили на Майдане (Анна Топчий), парень из Закарпатья по прозвищу Вуйко (Дмитрий Тубольцев), грузин дядя Гурам (Вано Янтбелидзе) и прибывший из Крыма доброволец Татарин, которого сыграл Ахтем Сейтаблаев.
“Океаны”, Ленин и медведь-беглец
Если на питчингах Госкино речь шла о проектах, которые только планируют запускать, то на секции Work in Progress состоявшегося на прошлой неделе Зимнего кинорынка Одесского кинофестиваля были представлены фильмы, которые находятся на разных стадиях производства.
«Это локальное событие, ориентированное на наш кинорынок. Участники -- украинские кинотеатры и дистрибьюторы, заинтересованные, в том числе, и в отечественном продукте», -- рассказала Корреспонденту PR-директор ОМКФ Анна Бурдина.
На кинорынке съёмочными группами было представлено 10 картин. Это Побачимось Валерия Кочергана (Інсайтмедіа)-- драма об отце, мстящем за гибель дочери под колёсами автомобиля «мальчика-мажора». Ещё -- мелодрама о последней любви бывшего рок-музыканта Іволга Евгения Морозова (Інсайтмедіа), семейная драма Це я Анны Акулевич (Контакт), сказка о побеге из виртуальной реальности в настоящий мир Чарівні історії. Еліксир добра Лилии Солдатенко (Carrot Cake Studio) и Толока Михаила Ильенко (IllienkoFilm), снятая по мотивам поэзии Тараса Шевченко.
По словам Бурдиной, больше всего интереса и вопросов из зала вызвали пять проектов. Первый – картина Алёны Демьяненко Моя бабуся Фані Каплан (Гагарин Медиа): история о журналистском расследовании, в центре которого -- дневник Фани Каплан, где рассказывается о её тайной любви. Создатели фильма ответственно подошли к деталям: даже провели специальное расследование, чтобы выяснить, как правильно писать имя главной героини. Им удалось отыскать личное дело, где Каплан свое рукой вывела «Фани» с одной «н», -- на том и порешили.
Её роль досталась одесситке Екатерине Молчановой, а партнёрами актрисы стали Мирослав Слабошпицкий, сыгравший младшего брата Ленина, и трагически погибший в ноябре этого года российский актёр Алексей Девотченко (Ленин). Тем не менее, картину по-прежнему планируют выпустить в ноябре 2015.
Второй фильм -- Урсус. Кавказький бурий ведмідь Отара Шаматавы (FreshProduction), фантасмагория о грузинском режиссёре, который в начале 90-х бежит из охваченной гражданской войной страны в Германию в костюме… медведя. С момента написания сценария история этого совместного проекта Украины, Грузии, Болгарии и Германии насчитывает уже восемь лет, но, кажется, выходит потихоньку на финишную прямую: премьера запланирована на осень 2016 года.
Также участников кинорынка очень заинтересовали сразу два проекта о группе Океан Ельзи. Это кинотеатральная версия концерта к 20-летию коллектива, собравшего этим летом на НСК Олимпийский рекордное количество зрителей -- 75 тыс. человек: OE.Live in Kyiv Энди Хорнера (Film.ua; релиз предполагается в феврале-2015).
А ещё -- полнометражная картина о группе ОЕ 20. Backstage Сергея Буковского (Film.ua; релиз осенью 2015). «Мы снимали всё то, что предоставляла нам весьма регламентированная жизнь группы: репетиции, технические проверки звука перед концертами, закулисье, -- рассказал Корреспонденту Буковский. -- Мне было интересно: жизнь богаче и вымысла, и замысла, и всяческих ожиданий».
«Все и до этого концерта понимали силу «океанов», но после него группа просто укрепилась как несомненный национальный лидер, -- говорит продюсер проекта Андрей Ризванюк. -- Мы использовали систему записи звука, которая позволяет создать для зрителя в кинозале полноценный эффект присутствия на стадионе. После первых монтажей именно концертной части фильма стало ясно, что есть ресурсы сразу для двух продуктов. Можно ли назвать всё это первым украинским фильмом-концертом – не знаю. Мне это понятие не нравится. Но я уверен в востребованости зрителем проектов нового формата. Это должно стать отправной точкой для прихода на кинорынок новых продуктов неклассического характера»
А ещё участников Work in Progress заинтересовало Гнездо Горлиці Тараса Ткаченко (ІнсайтМедіа) -- драматичная история украинской «заробитчанки», которая возвращается домой, будучи беременной от итальянского любовника. Ей нужно решить сложную моральную дилемму -- либо сделать аборт, либо оставить ребенка и разрушить свою украинскую семью. Выход фильма, в котором одну из своих последних ролей сыграл погибший в этом году Виталий Линецкий, запланирован на 2015-й.
Последняя битва
Есть и ещё один громкий проект с участием Линецкого, премьера которого планируется весной-2015. Это -- Незламна (Кінороб; Новые люди): история легендарной украинки из Белой Церкви -- Людмилы Павличенко, которая с университетской скамьи КНУ им. Тараса Шевченко уходит на фронт, сражается наравне с мужчинами и становится лучшей женщиной-снайпером в истории.
Бюджет фильма рекордный для Украины -- $ 5 млн (для сравнения: у Поводыря -- $ 2 млн). Картина снята в ко-производстве Украины и России, с распределением 79% и 21% соответственно. Тем не менее, многие сайты указывают “гражданство” ленты как российское, а в прокате РФ она выходит под своим изначальным названием Битва за Севастополь.
«Проект был запущен два года назад, и понятно, что тогда никто не мог предугадать тех событий, которые произошли сейчас, -- рассказал Корреспонденту продюсер ленты Егор Олесов. -- Украинской стороной в итоге было принято решение о финальном названии Незламна для релиза в Украине. Относительно названия на других территориях -- решение принимает компания дистрибьютор 20-й Век Фокс. В мировой практике дистрибьюторы не единожды выпускали фильмы под разными названиями на разных территориях. Несмотря на то, что ситуация с названием может быть воспринята неоднозначно, главной для нас остается цель познакомить украинского и мирового зрителя с этой невероятной историей».
К выходу готовится много интересных проектов. Но все они были запущены в производство до нынешнего кризиса, который с каждым днём становится лишь глубже
Резюмируя, можно сказать, что состоянием на сейчас пациент «украинское кино» явно скорее жив, чем мёртв: к выходу готовится много интересных проектов. Но все они были запущены в производство до нынешнего кризиса, который с каждым днём становится лишь глубже и непредсказуемее. А стартует ли что-то в 2015-м -- большой вопрос.
На панельной дискуссии, состоявшейся в рамках Зимнего кинорынка, топы украинских медиагрупп и глава Госкино обсудили туманные перспективы отечественного кинопроизводства. Каналы в целом декларировали свою заинтересованность, но при этом закономерно просили налоговых льгот или, к примеру, компенсации убытков от запрета некоторого, уже закупленного ими, контента производства РФ. Филипп Ильенко в свою очередь призывал к объединённому финансированию проектов -- со стороны государства и со стороны телеканалов: не только художественных полнометражных фильмов, но и их телеверсий.
«Следует поддерживать соотношение, чтобы артхаусных фильмов было намного меньше, чем кино, ориентированного на широкого зрителя. Потому что бывает так: режиссер получил финансовую поддержку от государства, продюсер понимает, что у него есть деньги, и к нему не придут из банка и не заберут все имущество, все чувствуют себя свободно, и режиссер начинает воплощать свои амбиции -- вкладывает в фильм всю боль украинского режиссера. Потом это вряд ли можно показывать на телеканалах», -- объяснил свою позицию глава Госкино. Ну а что: времена настолько артхаусные, что как-то не до артхауса…
***
Этот материал опубликован в №50 журнала Корреспондент от 19 декабря 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.