Комментарий: Новые выборы в Греции - тревожный сигнал
Чего может стоить Греции победа Коалиции радикальных левых сил на досрочных парламентских выборах?
Алексис Ципрас, возможно, окольным путем достигнет того, чего не смог добиться за много лет - благодаря досрочным парламентским выборам он станет следующим греческим премьер-министром. Во всяком случае, согласно актуальным опросам, возглавляемая им Коалиция радикальных левых сил (СИРИЗА) пока лидирует. Если Ципрас и в самом деле займет премьерское кресло и выполнит предвыборное обещание о смене политического курса, то это может иметь плохие последствия не только для Греции, но и для всей еврозоны.
Трудная разъяснительная работа
Оглянемся назад. Два греческих премьера, социалист Георгиос Папандреу и консерватор Антонис Самарас, прилагали огромные усилия, чтобы убедить граждан в необходимости реформ и строгой экономии - курса, которого требовали от Греции международные кредиторы. С самого начала именно Алексис Ципрас возглавлял политическое сопротивление этому курсу. Вот только без выполнения этих требований ни Европейский Союз, ни Международный валютный фонд не стали бы спасать страну от финансового коллапса, выделив сказочную сумму в 240 миллиардов евро.
Стоит отметить, что поддержку Самарасу во время предвыборной кампании 2012 года оказала не только федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, чья родная партия относится к тому же политическому семейству. Самараса поддержал и французский президент-социалист Франсуа Олланд, и беспартийный тогдашний глава правительства Италии Марио Монти. И Олланд, и Монти могли бы объединиться против предлагаемого Германией диктата туго затянутых поясов, но в случае Афин им обоим было ясно: сохранение Греции в еврозоне, а может, и сохранение всей еврозоны зависит от принятия кредитных условий.
Первые плоды
Экономическое будущее Греции вновь может быть поставлено на карту. Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле в интервью газете Bild уже предостерег, что каждое новое греческое правительство должно "сохранять договоренности предшественников. Если Греция изберет иной путь, возникнут сложности". Ирония же в том, что СИРИЗА может победить на выборах, когда страна потихоньку оправляется от многолетней рецессии, когда можно собирать первые плоды тех, без сомнения, огромных жертв, понесенных жителями. Жертвы могут оказаться напрасными, если Ципрас возглавит правительство и сменит курс.
Кредиторам не останется ничего другого, как принять политическое решение о прекращении помощи. Можно ли будет объяснить налогоплательщикам Германии, Франции или Нидерландов, зачем давать грекам деньги практически без условий, без того, чтобы в Греции что-то менялось в отношении причин возникшей финансовой несостоятельности. Кроме того, придется объясняться перед другими получателями помощи - Ирландией и Португалией, ведь и они выполняли болезненные условия сходных договоров. Ирландия, кстати, отличный пример того, как в результате успешной консолидации дела могут снова пойти на лад. Страна, лишь недавно стоявшая накануне банкротства, год назад отказалась от пакета помощи и ныне демонстрирует максимум экономического роста.
Несравнимые цели
Ципрас хочет поймать двух зайцев: и в еврозоне остаться, и денег не экономить. Увы, это вряд ли возможно. Впрочем, пока лишь опросы указывают на вероятную победу партии СИРИЗА - настроения избирателей могут поменяться до выборов, назначенных на 25 января. Да и сам Ципрас в последнее время высказывается не столь радикально.
Он уже не намерен резко сворачивать реформы, а хочет вести об этом переговоры. Однако его официальные цели - повышение пенсий и зарплат, прекращение увольнений, замораживание процессов приватизации - по-прежнему гарантированно не примут международные кредиторы. Между прочим, во время правления Самараса условия возврата кредитов были значительно улучшены. Потенциальному премьер-министру Ципрасу не стоит надеяться на большее.
Возможно, многие греки тоже пришли к выводу, что навязанные из-за границы реформы на самом деле полезны для страны, но у политиков не хватает мужества до конца реализовать их. К примеру, сократить раздутый, но неэффективный госаппарат или оптимизировать совершенно негодную налоговую систему. Кстати, как раз налоговый вопрос демонстрирует, что реформы не всегда связаны с социальным ужесточением, напротив, способны дать больше справедливости. Как ни крути, но Греция не сможет вернуться к докризисному положению. Остается надеяться, что ради политических утопий греки не поставят на кон то, чего достигли с таким трудом.
Автор: Кристоф Хассельбах, обозреватель DW