Юрий Андрухович ответил на вопросы читателей Корреспондент.net
В рамках проекта Задай вопрос украинского еженедельного журнала Корреспондент и сайта Корреспондент.net, 47-летний культовый литератор ответил на вопросы читателей сайта Корреспондент.net.
- Будучи писателем, Вы, очевидно, критично подходите к произведениям нашей современной литературы. Как Вы считаете, каких определяющих черт Ваших романов не хватает произведениям современных писателей?
Марина Шклярук, Киев
- Ох, какой неудобный вопрос! Это означает, что я должен был бы противопоставить себя другим, да еще и в выигрышном для себя свете. На самом деле я очень люблю прозу современных украинских авторов, прежде всего молодых, условно говоря, 25-летних. Мне нравится в ней то, что это не просто книга, а что-то большее – это поступки.
- Спасибо, что посетили, наконец, Донецк. У меня такой вопрос: как Вы относитесь к Донбассу, и как Вы понимаете слово «донецкие»?
- Я, к сожалению, мало знаю Донбасс, в этом году был там впервые. Хоть и стыдно в таком признаваться, но я считаю, что лучше по-честному. Но я с радостью буду приезжать еще. Мне нравится, когда разваливаются всякие неприятные стереотипы. Понятие «донецкие» я использую исключительно в ироничном ключе - когда стараюсь обыгрывать все те же стереотипы.
Не так давно один немецкий кинорежиссер подарил мне свой фильм – про такого себе пенсионера из Донецкой области, который собственными силами 20 лет собирал подводную лодку и таки собрал ее, воплотив на деле анекдотическое изречение «подводная лодка в степях Украины».
Так вот, этот фильм сделан настолько тепло, что показанных в нем людей просто невозможно не любить. И очень хочется к ним поехать и с ними побыть.
— Ваш диск , записанный совместно с Carbido, несомненно, расширяет сознание – в наилучшем понимании этого слова. Какие стимуляторы Вы использовали, чтобы подготовить себя к записи? Неужели вправду самогон?
Дмитрий Слободян, Киев
— (Улыбается) Нет, нас во время работы над этим диском перло и без стимуляторов. А вообще у нас с «карбидами» появилась особая традиция – мы употребляем очень замороженную водку. Но не «до» и не «во время», а «после».
- Что читает и слушает Юрий Андрухович?
Вячеслав Тимченко, Киев
- На данный момент читаю изданную в Лейпциге в 1907 году двухтомную антологию . Это переворачивает очень многие распространенные представления о якобы врожденной целомудренности украинского народа. Оказывается, наши селяне в XIX веке занимались этим делом так же активно, как и все остальные люди (улыбается)!
Слушаю в последнее время выпущенный в этом году альбом Radiohead - In Rainbows, много и часто его слушаю, потому что очень нравится, а также несколько сольных альбомов Роберта Планта.
- Как Вы реагируете на негативные отклики о своих книгах? Это Вас задевает? Бывает так, что Вы соглашаетесь с критикой?
Марина Толмачева, Киев
- Да, я реагирую достаточно болезненно. Но сейчас уже намного спокойнее, чем лет десять или даже пять назад. Еще немного поработаю над собой и, может, через несколько лет научусь быть в этом отношении совсем безразличным.
А, с другой стороны, может, и не стоит быть безразличным? Если у писателя отобрать его переживания – пусть негативные – то от него может ничего не остаться.
Соглашаюсь ли я с критикой? Конечно, во многих случаях – да. Но все-таки чаще не соглашаюсь (улыбается).
- Кого из молодых украинских писателей Вы могли бы выделить как особенно талантливых?
Андрей Селепей, Ивано-Франковск
- Я стараюсь избегать ответов на такие и подобные вопросы, потому что – как уже не раз бывало – я назову какие-то пять или десять имен, а еще 50 людей на меня обижаются, что я их не назвал. И тогда начинается всякая болтовня про то, что я завожу себе всяких любимцев, а еще больше любимиц.
Но одно имя я все-таки назову – потому что этого человека уже нет среди живых, он умер в марте этого года 28-летним. Это франковский автор Андрей Жураковский. Его проза выйдет скоро в [] Фолио с моим предисловием.
- Ваши книги без откровенных сцен не обходятся. Скажите, они списаны с натуры? И как к ним относится Ваша супруга?
Ольга Шкляр, Одесса
- Начну со второй части Вашего вопроса (улыбается): надеюсь, что ей [] нравится читать эти сцены. Мы этого вообще-то не обговариваем, но в любом случае она еще никогда не запустила в меня какой-то из моих рукописей. Хотя она всегда – среди первых моих читателей, и мы обязательно распиваем на двоих какую-нибудь красивую бутылку после того, как она дочитывает до конца.
К первой части вопроса: нет, они в большинстве своем не списаны с натуры, потому что мне намного интереснее фантазировать. Эротические фантазии являются, наверное, существенным элементом внутренне-тайного мира каждого человека. Но у писателей они периодически выплескиваются наружу, в их тексты.