Что даст Донбассу режим чрезвычайной ситуации
Объяснения премьер-министра Украины по поводу введения режима ЧС в Донбассе довольно расплывчаты.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк на заседании правительства в понедельник, 26 января, заявил о введении режима чрезвычайной ситуации в Донецкой и Луганской областях. Задачи масштабны - создание государственной чрезвычайной комиссии и региональных центров по чрезвычайной ситуации, информирование граждан о том, что делать в случае ЧС. И призыв к местным органам власти - ради безопасности граждан работать 24 часа в сутки семь дней в неделю. Но объяснение главы правительства, с какой целью объявлен новый режим и как он будет реализован, - расплывчато. Это дает повод для множества разночтений и толкований. Первыми отреагировали социальные сети. Пользователи с недоумением спрашивают: "У нас вообще в стране пожар, эпидемия, наводнение или все же война. Если наводнение, то вводится чрезвычайное положение. А если война, то военное положение".
"Прошу не путать"
Как заявил глава кабинета министров, режим чрезвычайной ситуации вводится в Донбассе, а по всей Украине "уровень повышен до полной готовности". "Прошу не путать это с чрезвычайным положением и военным положением, которые вводятся решением парламента. Цель правительственных решений - полная координация всех органов власти для безопасности граждан и гражданской защиты населения", - написал Яценюк на своей страничке в Facebook.
Эксперты не особо уверены в действенности механизма нововведения. "Скорее всего, идет речь о мобилизации работы всех государственных органов на случай чрезвычайной ситуации техногенного характера. Это может быть, например, прекращение водоснабжения или подачи электроэнергии в результате деятельности диверсионных групп", - отметил в комментарии DW военный эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник. Хотя это решение и запоздалое, оно скорее позитивное в условиях угрозы террористических актов по всей территории Украины и заявлений боевиков о наступлении. "Однако сказать, что его механизм полностью понятен - наверно, нет", - отмечает эксперт.
Демонстрация активности?
Жестко раскритиковал решение правительства руководитель общественной организации "Правое дело" Дмитрий Снегирев. Конечно, заявил активист в комментарии DW, после событий в Мариуполе власти нужно было как-то продемонстрировать, что она реагирует на активизацию боевых действий и гибель мирного населения. Если нет жесткого ответа врагу, то нужно хотя бы имитировать какую-то активность, к примеру, заявлениями о введении чрезвычайной ситуации, отметил Снегирев. Вместе с тем он указал, что от террористической угрозы в настоящее время страдают Харьковская, Одесская, Запорожская области, то есть все граничащие с Россией территории. Тогда вопрос, почему чрезвычайная ситуация вводится в двух областях, которые власть почти не контролирует. "Если принимать во внимание, что власть контролирует какие-то районы на Донбассе, то там активизация боевых действий свидетельствует не о чрезвычайной ситуации, а о том, что идет война", - подчеркнул Снегирев.
Восстановить разрушенное?
В то же время губернатор Донецкой области генерал Александр Кихтенко на пресс-конференции в Мариуполе пояснил, что новый режим позволит привлечь средства государственного резерва и другие возможности страны, в том числе финансовые, для восстановления разрушенной инфраструктуры. "Этот режим определяет механизмы использования средств госрезерва для восстановления разрушений", - добавил DW Илья Суздалев, начальник пресс-службы Донецкой областной администрации (ОГА), которая находится на контролируемой Украиной территории в городе Краматорске.
Права и свободы граждан режим чрезвычайной ситуации никоим образом не затрагивает, поясняют в ОГА. Однако, было ли решение Яценюка связано напрямую с трагическими событиями в Мариуполе, у донецкого губернатора не комментируют. Что касается самого Мариуполя, то в нем стало заметно больше патрулей милиции и военных. В разрушенном микрорайоне люди помогают друг другу восстанавливать жилье. Очень много волонтеров. "Но никакой паники в городе нет. Как обычно, жизнь идет в привычном русле", - отмечает Суздалев.
Правда, по словам жителей, уже начался спешный выезд мариупольцев в другие регионы. "Трагические события показали, что стоит полагаться не на заявления правительства о защите населения и мифическую гражданскую оборону, а на себя". Кстати, по данным главы Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергея Бочковского, более 40 процентов объектов гражданской защиты населения в Украине не готовы к использованию.