Что дает Киеву признание России страной-агрессором
Провозгласив Россию страной-агрессором, а ДНР и ЛНР террористическими организациями, Рада начала готовить правовое поле для судов.
На внеочередном заседании Верховной рады 27 января украинский парламент провозгласил Россию страной-агрессором и призвал мировое сообщество признать ДНР и ЛНР террористическими организациями. Эксперты считают, что ждать немедленного эффекта от этих решений пока не стоит.
Дружное голосование
Внеочередное заседание Верховной рады началось с опозданием на два с половиной часа. Лидеры фракций парламентского большинства согласовали повестку дня и детали голосования о признании России страной-агрессором, а самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) - террористическими организациями. В результате, обращение в ООН, Европарламент, ПАСЕ, Парламентскую ассамблею НАТО, Парламентскую ассамблею Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ) и национальные парламенты стран мира о таком признании поддержал 271 парламентарий - практически все присутствовавшие в зале депутаты от правящей коалиции.
В обращении сказано, что Украина стала объектом военной агрессии со стороны России, которая, среди прочего, поддерживает масштабные террористические атаки. Москва обвиняется в невыполнении своих обязательств и норм международного права. В тексте осуждается аннексия Крыма и содержится призыв введения против России новых секторальных санкций.
Украинские депутаты также приняли в первом чтении проект изменений к законам, определяющим процедуру признания организаций террористическими. В случае окончательного одобрения документа, это право будет закреплено за Высшим административным судом по представлению генпрокурора. А если возникнет кризисная ситуация, угрожающая государству, такое право получит еще и Совет нацбезопасности и обороны.
Без надежды на мир
В кулуарах парламента ощущалось, что после терактов в Волновахе, Донецке и Мариуполе, повлекших гибель десятков мирных жителей, депутаты украинского парламента разочаровались в миротворческой политике президента Порошенко. "Путина невозможно умиротворить. Надо действовать решительно и доказать, что мы готовы защищать свою страну, что нас поддерживает международное сообщество, что мы не отступим и не будем больше подписывать тайных, или полутайных минских протоколов", - заявила в частности журналистам депутат от фракции "Батькивщина" Алена Шкрум.
Несмотря на упорное отрицание Москвой присутствия в Украине регулярных российских войск, у большинства украинских политиков и граждан это не вызывает никаких сомнений. В прессе и украинском сегменте интернета еще с весны прошлого года публикуется немало прямых и косвенных свидетельств агрессии Москвы. Перед нынешним заседанием парламента в социальных сетях широко обсуждалась видеозапись допроса наводчика обстрелов жилых кварталов Мариуполя, а также отказ посла России в Украине прибыть на встречу с иностранными послами, где были представлены доказательства участия граждан России в войне в Донбассе.
Дипломатическое оружие
Означает ли признание Верховной радой России агрессором разрыв дипломатических отношений, прекращение торговли и любых других контактов Киева и Москвы? Научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества Александр Сушко не ожидает такого развития событий. "Признание на парламентском уровне России страной-агрессором является наращиванием разнообразного дипломатического оружия, которое использует Киев, в том числе и на международной арене", - указал в интервью DW эксперт.
В свою очередь, председатель правления благотворительного фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко считает постановление Верховной рады началом формирования правового поля, которое позволит Киеву адекватно действовать и объяснять ситуацию как украинцам, так и международной общественности. "Следовало бы давно уже объяснить обществу и миру, что на самом деле нет никакой гражданской войны, или войны с терроризмом, а есть лишь война с государством-агрессором. Это позволит принимать необходимые решения по отражению агрессии и подготовит правовую базу для дальнейших судебных исков о возмещении убытков от агрессии", - заявил DW Яременко.
Впереди ряд сложных процедур
Эксперт не ожидает немедленного эффекта от решений парламента. Он напомнил, что Украине предстоит пройти полную юридическую процедуру признания ДНР и ЛНР террористическими организациями. "Здесь, к тому же, есть и большая двусмысленность - ведь именно с этими организациями подписаны Минские протоколы. Трудно ожидать, что признание их террористами побудит самопровозглашенные республики к встречам в рамках контактной группы и к поиску мирного урегулирования конфликта", - отметил Яременко.
По его мнению, политические призывы признать ДНР и ЛНР террористическими организациями, которые содержатся в постановлении Верховной рады, вообще не возымеют никаких последствий: мир уже ясно дал понять, что сначала это должна сделать сама Украина. Но, и когда это произойдет, считает научный директор Института Евро-Атлантического сотрудничества Александр Сушко, не следует ждать прекращения любых контактов с лидерами самопровозглашенных республик. "Например, с ХАМАС переговоры ведутся, хотя многие признают эту организацию террористической. Переговоры всегда уместны и необходимы, когда идет речь о жизни людей", - уверен Сушко.