Корреспондент: Что даст признание России агрессором

Корреспондент.net,  6 февраля 2015, 12:42
💬 70
👁 19583

После событий в Мариуполе Киев решил встряхнуть ход переговоров по урегулированию конфликта и усилить на них украинские позиции.

Самым масштабным за всё время антитеррористической операции по количеству жертв среди гражданского населения стал обстрел Мариуполя 24 января, пишет Дмитрий Москаленко в №3-4 журнала Корреспондент от 30 января 2015 года. В результате погибли 30 человек, более 100 получили ранения.

В Службе безопасности Украины заявили, что обстрел жилых кварталов вели представители «Донецкой народной республики» при поддержке российской артиллерийской батареи под командованием офицера ВС России. В доказательство этого была продемонстрирована запись допроса человека, задержанного как наводчик.

В «ДНР» утверждают, что вообще не открывали огонь в сторону Мариуполя. А российская сторона в лице главы МИДа Сергея Лаврова настаивает, что обострение ситуации стало следствием нарушений минских договорённостей со стороны украинских войск.

Специальная же мониторинговая миссия ОБСЕ выступила с заявлением о том, что источник субботних обстрелов располагался на территории, подконтрольной сепаратистам.

В связи с ухудшением ситуации на Донбассе (обстрелы транспорта под Волновахой 13 января и в Донецке 22 января, а также по периметру линии размежевания) на следующий день было проведено заседание Совета нацбезопасности и обороны, а народных депутатов созвали на внеочередное заседание.

Результатом работы Верховной Рады во вторник, 27 января, стало определение Российской Федерации как страны-агрессора с призывом к международному сообществу принять аналогичные решения. Кроме того, в первом чтении принят закон о признании организаций «ополченцев» террористическими.

Немедленных последствий от такого решения не будет. Статус агрессора не предусмотрен законодательно, а значит, автоматически ни к чему не приведёт

Опрошенные Корреспондентом эксперты сходятся в том, что немедленных последствий от такого решения не будет. Статус агрессора не предусмотрен законодательно, а значит, автоматически ни к чему не приведёт. Его принятие не означает ни разрыва дипломатических отношений, ни прекращения торговли и экономических отношений в целом.

Кстати, в декабре прошлого года российская государственная дума тоже озаботилась вопросом правового определения акта агрессии. В законопроекте предусматривалось, что признание какого-либо государства агрессором приводит к ряду ограничений против юридических и физических лиц, зарегистрированных на территории таких стран. Закон пока не принят.

В Украине между тем полгода действует закон о санкциях, а также введено решение СНБО, ограничивающее сотрудничество с российской стороной, в частности, в сфере военно-промышленного комплекса. Так что законодательная база давно существует.

Значение такого определения скорее внешнеполитическое и международно-правовое. Оно даёт повод международным организациям и иностранным государствам рассмотреть призыв Верховной Рады и самим принять решение. Но и тогда для ввода новых санкций потребуются дополнительные процедуры.

Существует резолюция Генеральной ассамблеи ООН Определение агрессии, принятая ещё 14 декабря 1974 года и определяющая само понятие. В документе говорится: «Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении».

В качестве признаков агрессии названы вторжение или нападение вооружённых сил государства или любая военная оккупация, бомбардировка территории другого государства, блокада портов или берегов, нападение на сухопутные, морские или воздушные силы, засылка вооружённых банд, групп, иррегулярных сил или наёмников, применение ВС в нарушение условий их пребывания на иностранной территории.

Резолюция устанавливает, что агрессия влечёт за собой международную ответственность, однако не конкретизирует, какую именно и кто должен определять её степень. Да и тем, кто рассчитывает на скорую реакцию, например ООН, следует помнить, что эта резолюция не является обязательной для Совета безопасности.

Более действенным решением может стать принятие закона о террористических организациях, ведь терроризм является определением из Уголовного кодекса

Более действенным решением может стать принятие закона о террористических организациях, ведь терроризм является определением из Уголовного кодекса, а значит, такое объявление той или иной организации будет иметь вполне конкретные последствия в виде уголовного преследования для всех к ним причастных. Такой закон будет иметь лишь внутриукраинскую сферу применения, касаясь только «ДНР» и «ЛНР», а не других государств. Но и это произойдет лишь после принятия закона, что станет возможным не ранее февраля.

Учитывая, что в настоящее время переговоры по урегулированию конфликта зашли в тупик, принятие подобного рода деклараций может стать попыткой Киева перевести переговоры на более принципиальный уровень.

***

Этот материал опубликован в №3-4 журнала Корреспондент от 30 января 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Россия Украина война политика