Корреспондент: Что ждет украинцев, которые вернутся из армии

Корреспондент.net,  19 февраля 2015, 14:49
💬 140
👁 41598

Работа в милиции или алкоголизм и депрессии. Корреспондент разобрался, что ждёт тысячи украинцев, которые вернутся из армии весной

Почти год служит в одной из частей Киевской области 29-летний Андрей. После истории с задержанием журналиста Руслана Коцабы за агитацию против мобилизации Андрей запретил публиковать свои фотографию, фамилию и даже номер части, пишет Евгения Вецько в №6 журнала Корреспондент от 13 февраля 2015 года.

«У нас все недовольные как-то притихли», — говорит он.

Но о том, как в его части проходит подготовка к обещанной Президентом Петром Порошенко демобилизации, Андрей рассказать согласился.

В Вооружённые силы он попал ещё в марте 2014-го. Когда из военкомата позвонили и пригласили на десятидневные сборы, пришёл не раздумывая. Сборы затянулись на год. Время, проведённое в армии, он считает потерянным.

«Фактически не было ни обучения, ни подготовки, — жалуется Андрей. — Ещё и хорошая работа на гражданке, которую мог получить я, досталась другому человеку».

Спасает солдата только мысль о том, что уже в марте он сможет вернуться домой.

«Командир части сказал, что пришёл приказ всех отпустить. Где-то месяц назад мы заполнили анкеты, в которых в том числе был вопрос, не хотим ли мы остаться, — вспоминает он. — В ответ многие рассмеялись».

Пока к демобилизации в части готовятся только на словах. Разве что на ответственную работу стараются направлять не резервистов, а контрактников. Ещё известно, что придётся сдать даже форму, хотя раньше солдаты в ней уходили на дембель. Но ни о процедуре увольнения в запас, ни о юридических правах вчерашних солдат им не рассказывают.

«Не знаем даже, могут ли нас призвать повторно. Вроде как год не могут», — говорит Андрей.

Запасной легион

В конце минувшего года в Минобороны предполагали, что таких, как Андрей, будет около 50 тыс. Но сейчас точное количество солдат, которые готовятся к увольнению, военные называть не спешат.

«Их будет ровно столько, сколько пришло в армию на первом этапе частичной мобилизации весной 2014 года», — сообщил Корреспонденту заместитель начальника департамента информационных технологий Минобороны Сергей Галушко.

Служить солдаты могут не более 355 дней.

Начнётся демобилизация в середине марта, закончится в начале мая. Те, кто захочет остаться в рядах Вооруженных сил, будут служить по контракту.

«Точной цифры по желающим продолжить службу у нас нет. Единственное, что я могу сказать, что за время, пока идёт четвёртая волна мобилизации, около 3.000 человек пришли в военкоматы добровольно», — рассказывает Галушко.

Но вот в части нашего героя не нашлось ни одного, кто хотел бы остаться служить.

Повторно Андрея и его сослуживцев обещают не призывать. Ситуация может измениться только в случае прямой вооружённой агрессии на Украину и объявления не частичной, а всеобщей мобилизации.

«Но у нас ходят слухи, что обещания провести ротацию — это только манёвр, — опасается Андрей. — На самом деле нас оставят, добавят 50 тыс. новеньких и всех бросят на фронт».

В Минобороны эту информацию считают домыслами и опровергают. Хотя и признают, что армия постарается максимальное количество военных, прошедших через зону АТО, оставить на службе по контракту.

«Вооружённые силы и другие формирования заинтересованы в том, чтобы сохранить боевой опыт граждан, которые были призваны и сейчас находятся на военной службе. Задействован механизм краткосрочных контрактов на время особого периода, а также полного контракта. И мы сейчас активно работаем с военнослужащими для того, чтобы их максимальное количество осталось на службе по контракту», — заявил журналистам первый заместитель начальника Главного управления оборонного и мобилизационного планирования Генштаба ВСУ, генерал-майор Владимир Талалай.

Правда, это не касается Андрея: непосредственно в зоне АТО он не был и участия в боевых действиях не принимал.

Ложка мёда

Для всех, кто будет уволен в запас весной, украинским законодательством был предусмотрен целый пакет социальных гарантий, говорят в военном ведомстве.

Те, кто принимал участие в операции, получат статус участника боевых действий, а значит, смогут рассчитывать на право на бесплатное медицинское обслуживание, скидки на оплату коммунальных услуг, единоразовую материальную помощь в день демобилизации. Они также смогут попасть на учёбу в вузы вне конкурса, а время прохождения военной службы в зоне АТО будет засчитано в стаж госслужбы в трёхкратном размере.

Дети погибших получат право на внеочередное зачисление в вузы и плюс всё, что предусмотрено законом о статусе ветеранов, гарантии их социальной защиты.

За статус участника боевых действий уволенным в запас тоже придётся повоевать: из-за бюрократических нестыковок и неточностей в законодательстве получить его не так уж легко. С начала АТО, по данным Генштаба, это удалось только 7 тыс. бойцов

Но за статус участника боевых действий уволенным в запас тоже придётся повоевать: из-за бюрократических нестыковок и неточностей в законодательстве получить его не так уж легко. С начала АТО, по данным Генштаба, это удалось только 7 тыс. бойцов.

За мобилизованными, которые не были зоне АТО, на протяжении года было закреплено рабочее место. Именно поэтому с ротацией руководители Вооружённых сил обещают не затягивать.

«В марте истекает срок гарантирования сохранения среднего заработка и рабочих мест граждан, которые были призваны в ходе первой очереди. Безусловно, мы не имеем права и не можем допустить обострения общественно-политической обстановки, и в период март-май будем увольнять граждан, призванных в ходе первой очереди мобилизации», — обещает Талалай.

Если работодатель нарушил эту норму закона, то военнообязанному советуют обращаться в суд.

На благо государства

Участников боевых действий обещают, насколько это будет возможно, трудоустроить в правоохранительные органы. В частности, в патрульную службу МВД.

«Многие кандидаты в патрульную службу сейчас находятся в зоне проведения антитеррористической операции», — отмечает первый заместитель министра внутренних дел Украины Эка Згуладзе.

«Мы заинтересованы в том, чтобы в новой полиции служили воины, которые прошли испытание боевыми действиями, в АТО доказали свой патриотизм. Чтобы они наполнили новую полицию качественно новым смыслом», — добавляет в комментарии Корреспонденту советник главы МВД Зорян Шкиряк.

По его словам в ближайшее время соответствующие программы будут разработаны. Коснутся они всех демобилизованных, а не только участников боевых действий.

Не смущает руководителей МВД и тот факт, что конкурс в новую службу уже достиг десяти человек на место.

Шкиряк заверяет, что работы хватит всем: «Сейчас идёт первый этап. Я думаю, что, обкатав проект на киевском примере, мы начнём двигаться дальше — такие службы будут работать по всей Украине».

Те, кто не захочет работать патрульным, но принимал участие в спецоперациях в АТО в составе Нацгвардии, ВСУ или добровольческих батальонов, могут оказаться в «уникальном» спецподразделении, создаваемом по типу американского SWAT.

«Каждый, у кого будет желание, получит возможность служить в новой полиции», — обещает советник главы МВД.

А социальной защитой уволенных в запас будут заниматься «всем миром» — военкоматы, украинские и международные общественные организации, которые помогают раненым бойцам. В Верховной Раде даже предлагают создать министерство ветеранов.

«Уже сейчас можно говорить, что на востоке побывали около 50 тыс. солдат. Я верю в украинскую армию, но Украина никогда не будет прежней — нам постоянно нужно будет опасаться Российской империи. Поэтому контингент военных на Донбассе может увеличиться вдвое. А в невоенное время такое количество людей уже не просто армия, а социальная армия», — говорит автор идеи, народный депутат от Блока Петра Порошенко Сергей Каплин.

По его замыслу, новый орган центральной власти будет заниматься социальной защитой ветеранов, их лечением, реабилитацией, созданием нормальных условий проживания. Также ведомство будет разрабатывать программы поддержки и защиты.

Пока основной груз работы с демобилизованными ляжет на органы местной власти, говорят в Минобороны

А пока основной груз работы с демобилизованными ляжет на органы местной власти, говорят в Минобороны. В Полтавской области соответствующая программа уже разрабатывается. Её инициировал глава местного облсовета Пётр Ворона, сам только в январе вернувшийся из зоны АТО. С августа он проходил службу в составе 79-й аэромобильной бригады добровольческого батальона Феникс.

«Там настоящий мужской коллектив, равенство, взаимопонимание, нет подлости, предательства. Сложнее, чем в политике, физически, но легче морально», — рассказывает Корреспонденту чиновник.

К сослуживцам Ворона готов вернуться в любой момент, а пока ездит к ним на выходные и работает над программой.

«Бойцам нужно помочь трудоустроиться, им требуется адаптация — социальная, психологическая. Им нужно предоставить медицинскую помощь. Иначе это будет волна агрессии, алкоголизма, самоубийств», — говорит Ворона.

А на государственном уровне он советует трудоустраивать уволенных в запас в правоохранительные органы, военкоматы и школы. Чиновник советует вернуть в школы военную подготовку. В таком случае появятся рабочие места для десятков тысяч демобилизованных военруков. Главное, уверен Ворона, не пускать процессы на самотёк.

Тем более это выгодно самому государству. Иначе социальная температура в Украине сильно поднимется, предупреждает известный автогонщик, волонтёр Алексей Мочанов.

Алексей Мочанов: Весной вернутся 50 тыс. людей, у которых низкий порог терпимости, обострённое чувство справедливости и смещены нравственные ориентиры. Для них скрутить голову это как убить комара

«Весной вернутся 50 тыс. людей, у которых низкий порог терпимости, обострённое чувство справедливости и смещены нравственные ориентиры. Для них скрутить голову это как убить комара», — говорит Мочанов и предлагает чиновникам подготовиться к возвращению военных.

Впрочем, не исключено, что будет возможность отложить решение проблемы. Пока готовился материал, позвонил герой нашей статьи Андрей и передал слова своего командира, который предупредил, что из-за обострения ситуации на Донбассе демобилизация может сорваться. Но в зону АТО насильно пока никого не отправляют. Только добровольцев.

***

Этот материал опубликован в №6 журнала Корреспондент от 13 февраля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

ТЕГИ: Украина война армия АТО