Корреспондент: Мнение. Коррупция добьет Украину быстрее сепаратистов
Децентрализация не поможет Украине, а только раздует госаппарат.
Если не начать реформы, коррупция добьёт страну быстрее, чем сепаратисты, пишет Наталия Кибита, профессор Университета в Глазго, в колонке, опубликованной в №7 журнала Корреспондент от 20 февраля 2015 года.
Главным результатом переговоров в Минске независимо от того, будет ли реализован режим прекращения огня, стало увеличение раскола между правительством Украины и её народом. Я не думаю, что децентрализация и конституционная реформа в Украине – ключ к прекращению войны. Наоборот, децентрализация в результате войны только обострит ситуацию с сепаратизмом – причём не только у вас, но и во всей Европе.
Чтобы предотвратить распространение сепаратизма, Украина должна бороться с коррупцией, и начинать надо на самом низком уровне
Чтобы предотвратить распространение сепаратизма, Украина должна бороться с коррупцией, и начинать надо на самом низком уровне. Простые люди должны получить стимул к борьбе. Я имею в виду не деньги, а право принимать собственные решения без взяток на каждом шагу.
Главный вопрос сепаратизма – почему люди хотят ослабить центральную власть. Для некоторых децентрализация означает увеличение мощности местных элит и позволит им получить ещё больше денег. Для других децентрализация может означать спасение от коррупции на государственном уровне.
Тем не менее конечный результат этого процесса будет заключаться в ещё более раздутом госаппарате и росте налогов. Но самое опасное для Украины – неформальное соглашение между Киевом и регионами. Когда Киев получает верность от местных элит в обмен на сохранение ими основной части формальных и неформальных доходных постов. Итогом для людей станет только рост коррупции.
Это напоминает мне советскую модель — Москва и союзные республики в годы правления Леонида Брежнева. Тем более что институциональная система Украины сохранила основные черты советского управления. Поэтому я не жду другого результата от децентрализации. По сути вся дискуссия состоит в желании местных элит получить больше денег.
Когда каждый гражданин почувствует, что государство принадлежит ему и что он принадлежит государству, поддержка децентрализации со стороны населения начнёт снижаться
В то же время, если бы украинское правительство продемонстрировало борьбу с коррупцией, это снизило бы стремление к децентрализации. Когда каждый гражданин почувствует, что государство принадлежит ему и что он принадлежит государству, поддержка децентрализации со стороны населения начнёт снижаться. Сейчас же государство живёт в одном измерении, а население в другом. Они оба заботятся о себе за счёт другого, а сотрудничают совсем немного.
Самый сложный вопрос – угроза перерастания украинской войны в глобальный конфликт в случае помощи Киеву оружием. Это напоминает игру в покер – слишком уж много блефа. С одной стороны, военная помощь Украине может просто напугать Владимира Путина.
Самый сложный вопрос – угроза перерастания украинской войны в глобальный конфликт в случае помощи Киеву оружием. Это напоминает игру в покер – слишком уж много блефа
Что он станет делать? Продолжать борьбу и продолжать отрицать факт присутствия у вас своих войск? Если на фронте появятся американские военные консультанты, это будет очень трудно. Если он всё же признает, что воюет в Украине, то в итоге россияне и весь мир спросят у него: «За что ты сражаешься?». Риторика Путина о борьбе с нацизмом в Украине подходит только для российской публики. Никто на Западе не купится на эту ерунду. Украинское государство, может быть, больное и коррумпированное, но это далеко не нацисты.
Кроме того, я не думаю, что Россия обладает ресурсами для глобальной войны с НАТО. Я говорю не только о военных ресурсах, но и о силах всего общества. Да, данные опросов подтверждают, что Путин имеет высокие рейтинги. Но экономические санкции уже бьют по российской экономике. Она будет стагнировать, пока в какой-то момент не столкнётся с крахом.
Одно дело убеждать народ потерпеть временные экономические трудности. Совсем другое – начать войну с самой мощной и богатой страной на планете. И, возможно, умереть, сражаясь.
Евросоюз мог бы сильнее надавить на Россию или по крайней мере сделать вид, что хочет добиться от Москвы полного прекращения огня. Прежде всего, экономические санкции могут быть более жёсткими
Думаю, Евросоюз мог бы сильнее надавить на Россию или по крайней мере сделать вид, что хочет добиться от Москвы полного прекращения огня. Прежде всего, экономические санкции могут быть более жёсткими. ЕС также мог бы поддержать идею США по расширению военной поддержки Украины.
Тем не менее надо иметь в виду, что Европа зависит от России в газовых и инвестиционных вопросах. Пока эта зависимость существует, европейские лидеры будут неохотно толкать Россию к миру, поскольку это может стоить им голосов на следующих выборах.
Переговоры в Минске также стали хорошей возможностью для лидеров ЕС захватить инициативу в глобальной политике и оттеснить оттуда США. Пока у Европы нет военного контингента или денег на глобальную войну с терроризмом. Но если бы боевые действия на Донбассе удалось остановить только дипломатией, это послужило бы явным доказательством того, что Европа не должна всегда опираться на США в решении собственных конфликтов.
Украине нужно просто держаться. И обязательно начать реформы. Без них вы погибнете – даже без «помощи» России или сепаратистов
Пока этого не случилось. Но я надеюсь, что в случае эскалации конфликта Европа будет действовать более уверенно, тем более зима почти закончилась и ей требуется меньше газа.
Ну а Украине нужно просто держаться. И обязательно начать реформы. Без них вы погибнете – даже без «помощи» России или сепаратистов.
***
Этот материал опубликован в №7 журнала Корреспондент от 20 февраля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.