Корреспондент: Крым. Год жизни после аннексии

Корреспондент.net,  6 марта 2015, 09:52
💬 970
👁 58797

Жители Крыма переживают самые кардинальные с 1991 года изменения в своей жизни.

Многое из этого должно было произойти в составе Украины, но теперь это делают по российским правилам, пишет Дмитрий Москаленко в №8 журнала Корреспондент от 27 февраля 2015 года.

27 февраля 2014 года вооружённые люди захватили здание крымского парламента. 16 марта исполнится год со дня проведения в Крыму референдума о присоединении к России.

Ни сам референдум, ни его результаты не были признаны Киевом и международным сообществом, однако факт остаётся фактом — полуостров сейчас в руках России. Вскоре после объявления результатов референдума Российская Федерация назвала своими новыми субъектами Крым и Севастополь.

Украина и западный мир назвали это аннексией, сторонники РФ — воссоединением. Для России это обернулось санкциями и, по оценкам экспертов, $ 100 млрд расходов.

Чиновникам и госслужащим пришлось приспосабливаться к новым порядкам. Обывателям — прочувствовать на себе все тяготы очередей для получения новых справок, бланков, документов.

Есть и личные трагедии: 20 тыс. крымчан пришлось выехать с полуострова, по данным украинской стороны. Многих из них ничто не держало на полуострове. Но были и случаи, когда бежали из страха политических репрессий.

Корреспондент разобрался, что изменилось в жизни крымчан за последний год.

Крымские татары

Отношения российской власти с крымско-татарской общиной являются одной из ключевых точек в превращении полуострова в один из субъектов Российской Федерации. Понимая это, Кремль с самого начала пытался добиться от представителей Меджлиса лояльности.

В этой связи лидер последнего Мустафа Джемилёв встречался с президентами РФ и Татарстана. Однако неуступчивость Джемилёва привела к его фактической депортации. Оставшиеся в Крыму сторонники Меджлиса сообщают о притеснениях и преследовании со стороны новой власти.

По данным Рефата Чубарова, против татар-активистов возбуждено в общей сложности 130 уголовных дел.

Гражданство

Ещё один главный раздражитель — вопрос гражданства, поскольку на нём оказались завязаны как политические вопросы, так и масса бытовых проблем вроде оформления собственности, договоров и крупных покупок.

Согласно данным российской миграционной службы, от гражданства РФ отказались только 3.500 украинцев. Однако есть крымчане, которые не писали отказов, но и не получили паспортов России.

Распространённой страшилкой оказалась история о том, что выдают паспорта с пропиской в Краснодарском крае или даже на Дальнем Востоке, что, мол, создаёт проблемы с оформлением жилья и т. п. Опрошенные Корреспондентом местные жители подтвердить это не смогли. Сами они получили «двуглавые» паспорта со своей прежней пропиской.

Законодательство

За изменение государственной системы Крыма взялись оперативно. Практически немедленно появились две новые таможни — Симферопольская и Севастопольская, были выставлены посты. Одновременно отменили таможенный контроль на участке Керчь — Кавказ. Немедленно были созданы министерство внутренних дел, подчинённые ему территориальные органы МВД на районном уровне и Симферопольский линейный отдел на транспорте. Собственно, это дало старт инкорпорации местных органов власти во всероссийскую.

11 апреля, почти через месяц после аннексии, была утверждена новая конституция взамен «украинской», принятой еще в 1998 году Радой. Новые внутренние правила сосуществования определяли, что Верховный совет Крыма теперь переименован в государственный совет.

Действующий состав парламента избран 14 сентября 2014 года. Главой субъекта федерации, согласно российскому законодательству, является глава республики, который избирается госсоветом. Им является один из лидеров «крымской весны», Сергей Аксёнов. В последнее время заговорили о возвращении прямых выборов «губернаторов» Крыма и Севастополя.

По российским правилам они получили по две должности сенаторов, которые представляют регионы в верхней палате парламента. От Крыма ими избраны Ольга Ковитиди и Сергей Цеков, от Севастополя — Андрей Соболев и Ольга Тимофеева. Ковитиди уже успела стать фигуранткой скандала: её включили в состав делегации на заседание ПА ОБСЕ, но украинская сторона заблокировала её участие как нелегитимное.

Вооружённые силы

Военная тема была центральной на протяжении всей весны, когда остро стоял вопрос самоопределения украинских военнослужащих. 70-80% из них согласились сменить гражданство и перейти на службу РФ. Последняя, понимая шаткость своей ситуации, приложила массу усилий, чтобы вооружить полуостров до зубов.

«Крым сегодня — неприступная крепость», — заявил недавно постпред президента РФ в Крыму Олег Белавенцев.

По официальным данным российской стороны, на полуострове за год создана крупная воинская группировка, авиационная группировка также «изменилась в лучшую сторону». В состав Черноморского флота направлены подлодки с ракетами на борту. В составе сил противовоздушной обороны имеются дивизионы ракетных систем С-300.

В декабре 2014 года министр обороны России Сергей Шойгу объявил о создании в Крыму самодостаточной группировки войск. В дополнение к имеющимся силам и средствам создано семь соединений и восемь воинских частей.

Образование

Высшее образование Крыма попало под образовательную реформу, которая вовсю идёт в России и целью которой является сокращение числа вузов путём их укрупнения. Поскольку количество университетов и институтов является проблемой и для украинской стороны, вузы стали сокращать, но уже по российским правилам.

4 августа был создан Крымский федеральный университет на базе семи местных вузов (в частности, Таврического национального университета им. Вернадского, Национальной академии природоохранного и курортного строительства, Крымского государственного медицинского университета им. Георгиевского). В новый университет-монстр также включили семь научных учреждений, например крымское отделение Института востоковедения им. Агафангела Крымского и Крымскую горно-лесную научно-исследовательскую станцию.

На момент аннексии в Крыму было почти 600 школ, из которых 7 с украинским, а 14 — с крымско-татарским языками обучения. На российские стандарты образования школы перешли с 1 сентября. Во время так называемого переходного периода выпускникам, оканчивавшим весной школы, разрешили сдавать экзамены по украинским правилам.

С одной из украинских школ возник скандал. Директор единственной украинской школы-гимназии Наталья Руденко заявила, что была вынуждена написать заявление об увольнении под давлением чиновников Симферопольского горсовета и представителей «самообороны Крыма».

Здравоохранение

Диковинкой для граждан стало медицинское страхование, которое в Украине действует только в частном порядке и лоббируется новым «иностранным» руководством Минздрава.

Всем крымчанам до 1 января 2015 года пришлось оформить полисы, при наличии которых им будут предоставлять бесплатные услуги. Взносы в размере 5,1% от зарплаты платят работодатели. Они не удерживаются из зарплаты, а начисляются сверх неё.

Поскольку оформлением полисов сразу занимались только две страховые фирмы, возникли очереди при их оформлении.

Культура

Осталась нерешённой судьба коллекции скифского золота, ставшей заложницей геополитической ситуации. Находившиеся на момент аннексии в голландском музее Алларда Пирсона экспонаты из крымских музеев оказались заблокированными из-за протестов украинской стороны, которая посчитала, что их нельзя сейчас возвращать на оккупированную территорию.

Крым и Киев сейчас вышли на этап суда. 21 января в амстердамском суде состоялась первая формальная встреча в рамках процесса. Пока решено вернуть на родину только экспонаты из киевского музея. Остальные музей Пирсона оставит у себя до решения суда.

Небольшой скандал вышел с Крымской республиканской универсальной научной библиотекой им. Франко. В СМИ появилась информация едва ли не о ликвидации учреждения, хотя на самом деле речь шла лишь о перерегистрации в соответствии с российским законодательством. Правда, при этом пропадало имя писателя, которое она носит с 1956 года. После протестов в канун Нового года имя вернули, библиотека работает.

Взгляд изнутри

Изменения глазами крымчан — уехавших и оставшихся

Марина Якимова, журналистка из Симферополя, живущая в Киеве

Что прежде всего бросается в глаза, так это российские флаги и патриотические рекламные растяжки на улицах. А ещё почему-то много рекламы российских курортов — Сочи, Геленджика.

Поезда в Украину не ходят, автобус могут отменить из-за небольшого количества пассажиров. Таксисты берут 1.000 руб. с человека за поездку из Симферополя в Новоалексеевку.

Я ехала из Симферополя в Киев в конце января. Доехала до Армянска. Оттуда местные таксисты за 150 руб. с человека довозят до российского пограничного поста. Он находится просто в чистом поле, там нужно стоять, пока не наберётся 30-35 человек, — российские пограничники пропускают людей только группами. Организован пункт обогрева, но люди всё равно мёрзнут на улице — боятся пропустить свою очередь.

Пройдя российский контроль, нужно пешком идти около 2 км до украинского КПП мимо бесконечной череды фур — местные говорят, они тут и по пять дней могут стоять. Украинцы пропускают быстрее, группами по десять человек.

Перед Новым годом в Крыму были отключения электричества, сейчас прекратились. Многие довольны переменами в медобслуживании. Всем выдали российские карточки обязательного медицинского страхования, эта система реально работает. Врачи перестали брать взятки — за этим очень строго следят.

На работу без российского паспорта устроиться очень сложно. Бюджетники в деньгах сильно выиграли, но сейчас недовольны ростом цен — они растут быстрее, чем в Украине. Ходят только рубли — гривни не ходят вообще.

Посылку в Украину отправить невозможно: Укрпочта и Новая почта уже не работают — Почта России ещё не работает. То же самое с заказами в интернет-магазинах. Мобильная связь — только через российских операторов.

К туристам из Западной Украины, к украинской речи здесь и раньше относились настороженно. Так же относятся и сейчас, но явной агрессии нет. Ссоры между родственниками случаются, но мне повезло: мы с друзьями принимаем друг друга такими, какие мы есть.

Что бы у них ни происходило, крымчане говорят: главное, что у нас нет войны, как на Донбассе.

Яна, преподаватель из Симферополя

Для многих местных жителей поворотной точкой в выборе год назад стал тот факт, что из наших беркутовцев сделали врагов [крымский Беркут присутствовал в Киеве во время революции], стали валить памятники.

То, что говорят о прописках, что якобы выдают паспорта из других регионов, — не видела. Прописка крымская, «родная», российские идентификационные коды выдают.

Про зарплаты бюджетникам — таки правда. Подняли. Пенсионерам пенсии приносят вовремя несмотря на все организационные и другие проблемы.

Были неудобства, когда отключали воду и электроснабжение. Но военные три дня привозили воду в детдома и интернаты, пока не восстановили и не обеспечили новые скважины. Где могли, запустили скважины, обеспечив водой Старый Крым, Гурзуф. Был период, когда снизились цены на бензин, снизились [телефонные] тарифы на межгород. Сейчас посмотрим.

Межнациональных конфликтов нет. Татары не бунтуют. С ними как раз всё хорошо. Многих успокоил какой-то там указ о реабилитации крымско-татарского народа [издан 21 апреля 2014 года] и установлении для них ряда прав и свобод.

У вас пропаганда, у нас пропаганда. Мы не можем 100%-но проверить получаемую информацию. Поэтому нужно просто оставаться людьми. Но отношения с Украиной уже не будут прежними никогда. Так говорят все, кого я знаю.

Николай, менеджер из Балаклавы

С Крымом был связан родственными связями, но не думал, что придётся сюда переехать. Был участником митингов Антимайдана. Когда всё завертелось, подумал, что в Крыму будет безопаснее. В принципе не жалею. Да и пока на фоне ситуации в Украине убеждаюсь, что сделал правильный выбор. Такая мысль наверняка посещает и других. Не спрашивал конкретно, но в разговорах проскальзывает. Все эти заявления политиков, что в Украине будет такое благосостояние, что Крым сам попросится обратно, пока только смешат.

Когда украинские СМИ пишут, что на полуострове стали хуже условия для частников и самозанятых, в каком-то смысле это правда. Но не в связи с самим фактом аннексии, а по причине ухудшения экономической ситуации в России из-за санкций, кризиса в Украине, а также потому что «помогает» Киев, доставляя трудности в плане транспорта, поставок света, воды.

Крымчане довольно быстро интегрируются в российское общество. Проблемы возникли преимущественно у тех, у кого остались родственники на материке. Особенно престарелые, за которыми необходимо следить и ухаживать. Отмена железнодорожного сообщения ударила по обычным жителям куда серьёзнее, чем вся бюрократическая волокита, возникшая при переоформлении паспортов и прочих документов.

Андрей, бюджетник из Керчи

Зарплаты выросли. Приятно было вначале. А потом где-то цены выросли, где-то ещё подорожало. Как обычно у нас, независимо от того, Украина или Россия. Я практически не выезжал из Крыма. У меня родственников на материке нет. И потребностей таковых не было. Особо изменений не почувствовал.

Стало меньше «украинского». Но мы не переживаем. Те, кто был вне политики, не был повернут на национальных вопросах — не только украинском, но и татарском, русском, другом, — в итоге ничего не заметили. Кроме того что пришлось в очередях постоять при переоформлении бумажек.

***

Этот материал опубликован в №8 журнала Корреспондент от 27 февраля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.  

ТЕГИ: Россия Украина Крым население